Следующая попытка создать общую танковую платформу была предпринята немцами 5 лет спустя. В апреле 1942 года конструкторское бюро Henschel начало работу над танком, первоначально известным как VK 45.02 (H), он же Tiger II. По ходу разработки танк было решено унифицировать по ряду агрегатов со средним танком VK 30.02 (MAN). В ноябре 1942 года проект VK 45.02 (H) трансформировался в VK 45.03 (H), известный также как Tiger III.
17 февраля 1943 года рейхсминистр вооружений и боеприпасов Альберт Шпеер одобрил идею унификации VK 45.03 (H) и перспективного среднего танка Panther II. На этот раз задуманная унификация носила несколько иной характер, нежели попытка строить на одном шасси B.W.и Z.W. Для тяжелого танка планировалось использовать ходовую часть с девятью парами опорных катков на борт, а для среднего – с семью. Соответственно, у Tiger III более длинным был и корпус. Общими у танков должны были быть двигатели, трансмиссия, система охлаждения и опорные катки.
Между тем, работы по Panther II затянулись, а VK 45.03 (H) опять трансформировался в VK 45.02 (H), или Tiger II. При этом к танку, который разрабатывался раньше под тем же обозначением, он не имел почти никакого отношения. В конце концов VK 45.02 (H) был принят на вооружение как Pz.Kpfw. Tiger Ausf.B. Что же касается Panther II, то здесь дальше опытного шасси дело и вовсе не продвинулось. Причиной тому стала загруженность MAN производством Pz.Kpfw. Panther. Свою роль сыграло и то, что шасси этого серийного танка было решено использовать при создании истребителя танков Jagdpanther.
Еще в мае 1942 года Книпкамп начал продумывать новый вариант универсального танкового шасси. В отличие от проекта Tiger III/Panther II, на этот раз задумка главы по разработкам бронетанковой техники 6-го отдела Департамента вооружений была во многом идентична идее пятилетней давности. Речь снова шла не просто об унификации агрегатов, а о едином шасси для среднего и тяжелого танка. Всерьез эта идея, впрочем, поначалу не воспринималась, поскольку в работе находилась программа Tiger III/Panther II. Запускать параллельно ей другой, еще более одиозный проект, никто не стал бы. Книпкампу пришлось ждать весны 1943 года, когда стало ясно, что программа унификации Tiger III/Panther II потихоньку заходит в тупик.
Началу опытных работ по «единому шасси» предшествовали довольно любопытные события. Как известно, проекты VK 45.02 (H) и VK 45.03 (H) были не единственными программами разработки немецкого тяжелого танка нового поколения. Еще в начале 1942 года фирма Porsche K.G. начала работу над проектом тяжелого танка, который в марте получил обозначения Typ 180 и VK 45.02 ( P). Как и у машины-конкурента от Henschel, броневые листы этого танка находились под рациональными углами наклона.
Что же касается технической «начинки», то Порше остался верным себе. Вкусов Книмпкамка, который был сторонником переднего расположения трансмиссии, бензинового двигателя и торсионной подвески, коллектив Porsche K.G. не разделял. Элементы подвески Typ 180, как и у предшественников, оказались вынесены наружу, а ведущие колеса танка находились сзади. Серьезные проблемы у машины Порше были с силовой установкой. Дизельные моторы с воздушным охлаждением так и не удалось довести до кондиции. Да и на электротрансмиссию заказчики смотрели косо. Даже до стадии прототипа Typ 180 не добрался, зато башня, которую инженеры Krupp спроектировали для этого танка, досталась «по наследству» первым пятидесяти Pz.Kpfw. Tiger Ausf.B.
Комментарии 1