Ищут обычно по объявлениям в интернете или рекомендациям. Вроде бы, и отзывы хорошие, и от дома недалеко, и цена приятная. Записываются, ходят, а результата – нет 🤔 Приходится искать нового специалиста. И так может быть не один раз 😞😤
Критериев грамотной работы логопеда много, большинство из них, кстати, оценят только профессионалы в этой области. Но как родителю понять, что специалист, которому доверили ребенка, не допускает грубых ошибок? О важных признаках работы грамотного логопеда расскажет специалист высшей квалификационной категории, логопед-диагност с опытом работы более 45 лет – Татьяна Васильевна Будённая.
«Итак, логопед работает грамотно, если:
1⃣ УЧИТ РЕБЕНКА СЛЫШАТЬ, СЛУШАТЬ И УЗНАВАТЬ ЗВУКИ. Это первое, на что стоит обратить внимание. Логопед должен формировать, либо совершенствовать фонематический слух. В независимости от того неговорящий это ребенок или говорящий, с проблемами произношения. И независимо от речевого диагноза (исключение составляет заикание). Фонематический слух – это способность человека воспринимать и различать на слух звуки речи. Только при наличии фонематического слуха возможно четкое восприятие звуков речи и смысла отдельных слов. Овладение им предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой, первой ступенью всей сложной речевой системы. Если он не развит, дальнейшая работа логопеда в целом не принесет значимого результата.
2⃣ УЧИТЫВАЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА. Логопед должен начинать работать в тех условиях, которые на данный момент удобны ребенку. Работа начинается в том месте и положении, в котором находится ребенок, и постепенно этот момент прорабатывается. Если ребенок пришел на занятие и забился в угол, логопед должен заниматься с ним в углу. Например, в моей практике было такое, что с первого посещения ребенок никак не хотел выходить из-под стола, поэтому сначала я занималась с ним там. А после выстраивания взаимодействия мы начали понемногу «выдвигаться». После занятия проходили на середине комнаты, и только потом перешли за стол. Логопед не должен настаивать и сразу добиваться того, чтобы ребенок сел за стол. Его задача – провести работу по налаживанию контакта и не вызвать негативных эмоций от посещения логопедического кабинета.
3⃣ РАЗРЕШАЕТ И ДАЖЕ НАСТАИВАЕТ НА ТОМ, ЧТОБЫ РОДИТЕЛЬ ПРИСУТСТВОВАЛ НА ЗАНЯТИИ. При этом на занятии объясняет, для чего выполняется каждое задание, как это следует делать правильно, на что обращать внимание. Присутствие родителя на занятиях – очень важный момент. Ведь, как правило, логопед дает ребенку задания «на дом», чтобы закрепить уже полученный результат. И, если родитель не увидит, как правильно выполняет упражнения специалист, он не сможет их повторить. Эффект занятий «на дому» сведется к нулю. Или может нанести вред, если родитель будет делать неправильно. В конце концов, грамотному, знающему свое дело логопеду, просто нечего будет скрывать от родителей.
4⃣ НАЧИНАЕТ ДЕЛАТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ, ПРОВЕРИВ НЕОБХОДИМУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ДОКУМЕНТАЦИЮ. Логопед должен изучить заключение невролога, результаты энцефалограммы головного мозга. Именно они могут указывают на противопоказания для массажа в области головы. Например, если есть параксизмальная активность, снижение или повышение порога судорожной готовности, эпилептический синдром. Явных признаков таких нарушений может быть на первый взгляд не видно, но мозг будет иметь предпосылки, которые покажут только медицинские заключения.
5⃣ НЕ СТАВИТ НЕГОВОРЯЩЕМУ РЕБЕНКУ ЗВУКИ СРАЗУ. Для неговорящего ребенка логопед прежде, чем ставить звуки, должен вначале воссоздать необходимые условия для развития речи (так как речь – это не врожденный навык, а приобретенный). Сюда относятся формирование фонематического слуха, вербального (речевого) внимания и памяти, развитие моторной сферы: общей (рук, ног, туловища), мелкой (ручной умелости), нормализация оральных функций (умение кусать, жевать), артикуляционная гимнастика, упражнения на совершенствование физиологического и речевого дыхания (умения подавать воздух на все участки ротовой полости), накопление пассивного словаря (в первую очередь слов действий).
6⃣ НЕ ОТРИЦАЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ И ПРИВЛЕКАЕТ ДРУГИХ СПЕЦИАЛИСТОВ для работы с ребёнком с отклонениями в речевом развитии. Чтобы ребенок своевременно заговорил, должны быть достаточные условия для созревания ЦНС, он должен обладать достаточным уровнем развития познавательной и коммуникативной деятельности. Чтобы он стремился изучать/познавать мир вокруг него, хотел и мог взаимодействовать с окружающими. И, если логопед не предлагает родителям пройти консультацию психолога, невролога, дефектолога, это неправильно. В воссоздании условий для развития речи необходимо участие и других компетентных специалистов, их работа должна интегрироваться и согласовываться для достижения максимального результата. В некоторых случаях только командная работа может дать желаемый результат.
7⃣ НАПРАВЛЯЕТ РЕБЕНКА НА ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛУХА. В тех случаях, когда ребенок слабо реагирует на обращенную к нему речь, плохо понимает или совсем её не понимает, не узнает и не различает звуки речи на слух, следует проверить состояние слуховой функции. Ведь сохранность физиологического слуха – важнейшее условие формирования фонематического слуха. Даже небольшое снижение слуха, которое может быть в быту не заметно, является препятствием для формирования фонематического слуха, а значит и для развития полноценной речи.
8⃣ ИМЕЕТ ДИПЛОМ О СПЕЦИАЛЬНОМ ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ. Это звучит, очевидно, но есть много краткосрочных курсов, окончив которые, человек получает звание «логопед». Это серьезная профессия, связанная с детьми, их правильным развитием. Логопедия - наука точная и обучаться ей необходимо несколько лет, обязательно в высшем учебном заведении.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев