Часть первая.
Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
А.Кушнер
Приведенные строчки верны для абсолютного большинства людей, но не для Таши Тудор.
Таша Тудор - художник, иллюстратор, историк, сказочница, декоратор, садовница, повар, мама, бабушка... и целая эпоха.
Всю жизнь она была независимой и свободолюбивой и жила, так, как ей нравилось самой.
Эта женщина поражает своим трудолюбием и мастерством, сочетанием простоты и изысканности, близостью к природе и естественностью.
Известный детский иллюстратор и писательница англоязычного мира Таша Тудор- воплощение женственности, мудрости, связи с землей, жизнерадостности, стремления к творчеству. Она создала вокруг себя иной мир — тот, в котором ей было удобно жить, созидать и воспитывать детей. В нем она прожила более 90 лет — это ли не счастье?
Таша Тудор родилась в 1915 году в Бостоне. Свое имя она получила от отца, начитавшегося «Войны и мира» , в честь Наташи Ростовой. В 1925 году после развода родителей вместе с матерью переехала в Нью-Йорк. В 1936 году в Реддинге, штат Коннектикут, где Таша проводила юность в качестве гостьи у подруги матери, она встретила Томаса Маккриди, за которого вскоре и вышла замуж. В этом же году супруги переехали на большую старую ферму в Вебстер, штат Нью-Гемпшир, где и жили, пока не подросли все четверо детей.
Первая книга Таши Тудор вышла в издательстве Оксфордского Университета в 1938 году. Таша Тудор проиллюстрировала около ста книг, последняя ее авторская книга была выпущена в 2003 году. Она получила множество наград и почетных званий за вклад в детскую литературу. Умерла 18 июня 2008 года в Мальборо, штат Вермонт.
Ташу Тудор боготворят за то, что она превратила истинно женскую жизнь: домашнее хозяйство, заботу о детях и домашнем очаге в настоящее искусство. Дети и взрослые коллекционируют ее книжки, открытки, календари, поделки, рецепты. Даже несмотря на полностью натуральное хозяйство, Таша успевала сочинять сказки и рисовать к ним картинки. Первую сказку Таша сочинила для своей племянницы по имени Сильвия Энн.
Как вспоминает старшая дочь Таши, умение трансформировать реальность в сказки и истории оказалась сутью ее личности. Она творила вареники из сыра и поджаренного лука, наряды из кусочков муслина, найденных в сундуке, фигурки из яичной скорлупы и перьев. Таша превращала обыденность в сказку.
Она одевалась в длинные платья викторианской эпохи, носила фартук и чепец, топила плиту дровами и носила воду из колодца. Вставала рано, доила коз, делала сыр и взбивала масло, помещая его в красивые формочки с чертополохом и лебедем, собирала яйца, пекла хлеб и печенье, варила варенье.
И каждый день устраивала в саду, благоухающем пионами, послеобеденный чай для детей и друзей, за которым всегда рассказывали интересные истории. Но главное, она рисовала, писала книжки, мастерила игрушки, всевозможные поделки, выращивала цветы и необычные растения. Правда, в ее жизни была одна потеря — муж Томас был в душе человеком городской цивилизации и их пути с Ташей разошлись. Но своих четверых детей она все равно воспитала прекрасно.
Когда Таша сама была еще ребенком, ее мама, с которой развелся отец, занималась искусством и в богемном образе жизни дочь ей очень мешала. Поэтому она отправила ребенка в Реддинг, к своей близкой подруге (для Таши — тетушка Гвен). Образ жизни в этом поместье и был впоследствии скопирован Ташей. Это была загородная жизнь — тот самый пасторальный мир, который встретишь на полотнах голландских мастеров. В доме тетушки Гвен никто не вспоминал о режиме дня, каждый был предоставлен сам себе.
Сама тетушка могла полночи читать девочкам увлекшую их сказку, а потом разрешить проспать все уроки. В школу они не ходили, получая домашнее образование от одного-единственного учителя, который мог занимать детей только до обеда. После обеда — бегать в сад. Дети постоянно ставили театральные постановки, антураж мастерили из подручных материалов. Делали представления по мотивам полюбившихся сказок. В имении тетушки Гвен имелись старинные комоды и сундуки, заполненные платьями с кринолинами, кружевами. Понравившийся наряд можно было носить весь день. Таша шила, вязала крючком. А, позврослев, начала писать рассказы, которые сама и иллюстрировала.
Таша выросла и поняла, что она хочет продолжать жить так, как будто на дворе позапрошлый век. Лучшие вещи — те, что созданы своими руками. Лучшее развлечение — устные рассказы и чтение вслух по вечерам. Никаких покупных кексов и телевизора. И ведь у нее это получилось — со своими детьми она читала, рисовала, вышивала, разговаривала, и после этого прекрасно влились в обычный мир — но с собственным устоявшимся характером, моральными ориентирами и воспоминаниями о прекрасном детстве.
Для многих женщин старость — это катастрофа. Таша старела, как и жила, — красиво, и даже много шутила по этому поводу. «Стареть — это замечательно! Вы можете скрыться с места преступления. Каждый проявляет большую заботу о вас. И боится обидеть вас. Вы свободны, можете делать самые возмутительные поступки, заявления и уходить. Вам все простят. Я убеждена, что старость является одним из самых восхитительных периодов моей жизни».
Все вещи, которые Таша Тудор делала своими руками, необыкновенно изящны. Даже простой шерстяной платок, связанный самой простой вязкой выглядит у нее, как королевская мантия. Этот платок так и называется "накидка Таши Тудор". Таша сама пряла, вязала, мастерила кукольные домики, шила себе, детям и внукам и даже делала обувь. Еще одна любовь Таши — собаки породы корги, хотя в ее доме жили и кошки и беспородные собаки. Корги — небольшие пастушьи собаки из Уэлса. По легенде их подарили людям эльфы, которые использовали их в качестве ездовых собак. Собаки очень добродушные, доброжелательные и игривые, обожают детей и боготворят главного члена семьи. На вопрос журналистов, какое самое большое количество корги жило у нее в доме, она ответила 12, и никогда только одна.
Умерла Таша в 2008 году, оставив наследникам около ста книг, множество рисунков и набросков, коллекцию из нарядов и игрушек. В англоязычном мире ее иллюстрации растиражированы на открытках, ее украшения теперь производятся промышленным способом. Поклонники ее таланта по всему миру в каждый ее день рождения собираются вместе, чтобы испечь домашнее печенье по рецептам из ее поваренной книги. В последнем номере журнала Story про Ташу Тудор написана огромная статья, в конце которой есть мудрый вывод:
«Собственно, если обобщать, то вся эта домохозяйская история выглядит как рассказ о человеке, который хорошо разобрался в своих желаниях и прожил жизнь самую счастливую, о какой только можно мечтать. Пример счастливой и творческой женской судьбы. И что с того, что речь идет о женской судьбе, то есть, в сущности, судьбе невысокого полета, судьбе по-женски куриной, наседкиной. Сидела дома, насидела четверый детей, пекла булочки, кексики, печеньки. Рисовала собачек и птичек и была всем довольна, умерла в 92 года с улыбкой на устах. Курочка? Конечно, курочка. Но если все так просто, почему же вокруг так мало счастливых куриц, но так много гордых и несчастных орлиц?».
Жизнь в настроении Таши Тудор — это жизнь вдали от городской цивилизации, рядом с травами и деревьями, каждодневный труд на земле и придумывание новых сказочных историй, краски и ткани, домашний уют и собственноручно сшитые занавески, запах ягод, чабреца и свежеиспеченного хлеба на кухне... Это мудрое понимание того, как важно найти себя и жить в соответствии со своей природой — просто делать свое дело, каким бы оно ни было, — с улыбкой на устах и любовью в сердце!
...
Ей захотелось жить в 1830 году, и она своими руками построила этот мир вокруг себя.
Она говорила: “Why do women want to dress like men when they’re fortunate enough to be women? Why lose femininity, which is one of our greatest charms? We get more accomplished by being charming than we would be flaunting around in pants and smoking. I’m very fond of men. I think they are wonderful creatures. I love them dearly. But I don’t want to look like one. When women gave up their long skirts, they made a grave error…" (“Почему женщины хотят одеваться как мужчины, когда им так повезло быть женщинами? Почему теряют женственность, которая является самым большим нашим очарованием? Мы становимся совершеннее, будучи очаровательными, чем если бы мы щеголяли в штанах и курили. Я очень люблю мужчин. Я думаю, что они - замечательные существа. Я люблю их нежно. Но я не хочу быть похожей на них. Когда женщины перестали носить длинные юбки, они сделали серьезную ошибку …"
Она одевалась в длинные платья викторианской эпохи, носила фартук и чепец, топила плиту дровами и носила воду из колодца.
Вставала рано, доила коз, делала сыр и взбивала масло, собирала яйца, пекла хлеб и печенье, варила варенье.
И каждый день устраивала послеобеденный чай для детей и друзей, за которым всегда рассказывали интересные истории.
Но главное, она рисовала, писала книжки, мастерила игрушки, всевозможные поделки, выращивала цветы и необычные растения.
Дети и взрослые коллекционируют ее книжки, открытки, календари и поделки. Ее поваренная книга есть, наверное, в каждой англо-язычной семье.
Боготворят Ташу Тудор за то, что в мире массового производства и засилья Голливуда она прожила в своем собственном мире и еще и подарила его другим!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 9
Ну а если мужчина дает понять женщине, что она хрупкое и тонкое существо, только тогда она может одеть платье или юбку, превратиться из гусеницы с прекрасную бабочку, из Золушки в принцессу, чтобы радоваться и радовать окружающих.