»
Обратимся к Священному Писанию.
Прочтем из Книги Исход 12:26-27: «И когда скажут
вам дети ваши: «что это за служение?», скажите: «это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал египтян, и домы наши избавил»».
Сегодня мы собрались вместе для особенного служения, которое мы проводим именно в таком ключе только раз в год в день, который в народе называют«Чистый четверг». И так как не правильно будет что-то делать чисто механически, потому что так принято, давайте
вместе порассуждаем над вопросом, который младшее поколение в Израиле задает старшему: «Что это за служение?».
Мы вспоминаем пасхальную вечерю Иисуса Христа с Его учениками. Это особенная вечеря, так как на ней наш Господь и Спаситель провозгласил о Новом Завете в Его крови. Но сама пасхальная трапеза не была чем-то новым в то время, так как она совершалась каждый год в народе Израиля. Итак, что же это за служение?
Евреи должны были ночью вкушать испеченного ягненка с пресным хлебом и горькими травами. Впервые говоря о том, как они должны все совершать, Моисей передал следующие слова Бога Израильскому народу, находящемуся в плену в Египте: «Пусть будут чресла
ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью; это Пасха Господня» (Исх. 12:11).
Проводя параллель с нашим временем и служением Богу, можно сказать следующее о совершении Пасхального служения:
«Чресла препоясаны» - интересно отметить, как апостол Петр использует этот прообраз в своем Первом Послании (1:13),
говоря: «…препоясав чресла ума вашего». Апостол Павел,
описывая христианина в образе воина, говорит о «поясе истины». Следовательно, мы должны иметь правильные рассуждения, которые не должны выходить за границы Библейской истины.
«Обувь на ногах и посохи в руках» - речь идет о готовности к служению, к проповеди Евангелия.
«Ешьте с поспешностью» - не медлите с исполнением Божьей воли и Его слова. Спешите исполнить вверенное Им служение и то призвание, которое Бог дал вам.
Хочу вернуться к «препоясаным чреслам ума нашего». Речь идет о рассуждении. Давайте рассмотрим ту истину, которая нам открывается в Писании об этом событии.
В тексте в Книге Исход глава12 мы впервые встречаем слово Пасха. На языке оригинала первоначальное значение слова«Песах» – «проходить мимо».
Господь сказал, что благодаря
крови агнца Божий суд пройдет мимо: «А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами
Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую» (Исх. 12:12-13).
В каждой семье были сделаны приготовления, выражающие веру в обещание Бога – сохранить от смерти, избавить от погибели и освободить из рабства Своих детей. В ту ночь Бог совершил спасение и вывел Свой народ из Египта. Большинство библейских историков
датируют это событие1491 г. до Рождества Христова. Бог повелел Своему народы каждый год 14 Ниссана праздновать этот день освобождения и спасения. Это определенная дата,
которую невозможно изменить, так как это уже история. Пасха не только напоминала об освобождении народа из Египта, но и символически указывала на великое избавление,
которое совершит Христос, освобождая человечество из рабства греха. Иоанн Креститель, видя идущего к нему Иисуса Христа, говорит: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя
грех мира» (Ин. 1:29). Пасхальный агнец, кровь на косяках, выход из плена – все указывало на Иисуса Христа, истинного Агнца, благодаря пролитой крови Которого каждый грешник может обрести свободу от рабства греха и смерти, а так же, в конечном итоге, не стоять на
суде Божьем пред великим белым престолом, когда Бог будет судить и наказывать всю землю.
У некоторых христиан существует ошибочное мнение о том, что во времена Ветхого Завета люди получали спасение через послушание и исполнение Закона. Но во все времена у Бога был только один путь спасения – по благодати через веру в искупительную жертву Иисуса
Христа. Принося в жертву Пасхального агнца каждый год они проявляли веру в грядущего Мессию – Агнца Божия, Спасителя мира.
Когда пришел час исполнения пророчеств о жертве Агнца Божья, Иисус говорит: «Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие»
(Мф. 26:2). Пасха – это день заклания Пасхального агнца. И этим Агнцем стал Иисус Христос. Точно в назначенное время (об этом упоминает апостол Иоанн в Ин. 19:14 – «час шестой»), когда должен был быть заклан Пасхальный Агнец, Христос был приговорен к
распятию и там на кресте принял смерть вместо грешных людей. Благодаря Его смерти, благодаря вере в Его заместительную жертву, мы получаем прощение и свободу.
Перед распятием Иисус собрал своих учеников и заменил ветхозаветную Пасху новым установлением, которое будет напоминать о большей и лучшей жертве – о страданиях и
смерти Иисуса Христа и о Новом Завете в Его крови. Иисус собрал учеников на Пасхальную вечерю и установил пример Новозаветного пасхального служения. Евангелие от Луки
говорит о том, как Иисус преломляет пресный хлеб, используя его, как символ Его тела, ломимого за нас, а также чашу с вином – как символ Его крови, проливаемой для очищения грехов. После Вечери Иисус говорит – «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).
Пасха в Новом Завете – это смерть Христа, Который «изъязвлен был за грехи наши и мучимза беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53:5-6). Поэтому вместе с апостолом Павлом мы можем сказать: «Пасха наша – Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5:7).
Итак, в Пасхальный вечер еврейская семья собиралась вместе. Для того, чтобы правильно провести рассуждение над совершившимися событиями, обычно младший в семье задавал вопросы, а старший отвечал, шаг за шагом открывая то, как Бог совершил их искупление и
вывел из рабства Египта. Интересно отметить, что по традиции, которая дошла до наших дней, они начинали рассказывать историю исхода с Авраама, которого Бог вывел из-за Евфрата и привел в землю Ханаанскую. Именно ему Бог сказал, что его потомки будут
рабами, но Бог их освободит. Далее во время пасхальной трапезы говорилось об Иакове, который только на время пришел пожить в Египте. Но в итоге они стали рабами. От тяжкого труда и тех издевательств, которые евреи испытывали, они возопили к Богу и Он услышал их. Мы можем с вами отметить, что мы лишь временны на этой земле, это не то место, которое Бог определил для нас, как постоянный дом. Подобно Аврааму, Бог показал людям идиллию Эдемского сада и что значить жить с Богом. Грех увел людей в рабство. Но это не есть постоянное состояние. Человек в нем либо погибнет, либо возопив к Богу, получит избавление и войдет в Новый Иерусалим на Новой Земле, которую Бог приготовил
возлюбившим Его.
Когда Иисус собрался со Своими учениками, то мы видим, что Он не говорил более о пасхальном агнце, который должен будет каждый год вновь приносится. Об агнце на столе учеников вообще не упоминается в Евангелиях. Это не потому, что его там не было. Но потому, что среди учеников был совершенный Агнец Божий, Который одной жертвой один раз и навсегда совершил искупление. Вот почему Христос заповедал в воспоминание о Совершенной Пасхе преломлять хлеб и пить чашу, так как они указывают на тело и кровь
Христа. Но Он не сказал о пасхальном агнце, которого мы должны приготовлять – Он наш Агнец, и Он среди нас сегодня, так как Он умер и воскрес и незримо присутствует с нами.
И сегодня, вспоминая о том, что благодаря Христу суд Божий проходит мимо мы с радостью говорим о том, что Христос нас вывел из духовного Египта, рабства греха и смерти, и мы на пути в Обетованную Землю.
Христос «взял хлеб…, сказал, это есть Тело Мое, … сие творите в Мое воспоминание».
Маца была хлебом бедности, а так же напоминала о поспешном выходе из Египта. Христос сделал хлеб символом Своего Тела, распятого за нас, и всякий раз, когда мы его преломляем,
мы делаем это в воспоминание Его смерти за нас. Единственное, на что хотелось бы обратить внимание – хлеб пресный, который изготавливался достаточно быстро, мука,
бывшая в контакте с водой больше 18 минут уже считалась квасной и ее нельзя было использовать. Пресный хлеб напоминал евреям о том, что не успело взойти тесто, как
Господь уже вывел их. Они должны были поспешить вслед за Господом. Вопрос поспешности! Обычно мы говорим людям – не спеши! Но есть то, в чем надо спешить – спешить быть в завете с Богом, спешить выйти из мира греха. В этом деле промедление
смерти подобно. Спеши ли мы выйти из нашего духовного Египта, чтобы быть народом Бога? Второй момент – воспоминание: это особое воспоминание, которое мы должны делать до дня второго пришествия Иисуса Христа. Вспоминая, мы находимся сразу в трех временных измерениях – прошлом, настоящем и будущем. Прошлое – смерть Христа за нас.
Благодарим ли мы Иисуса за это? Настоящее – мы, как Церковь, являемся духовно Телом Христовым.
Рассуждаем ли мы о том, едины ли мы с Церковью, трудимся ли мы для Бога, функционируя, как здоровый член Церкви?
Будущее – Христос вновь придет.
Ожидаем ли мы Его прихода и готовы ли мы?
Христос «взял чашу после вечери… сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови» Чаша, которую Иисус назвал чашей Нового Завета – это последняя чаша, которую евреи до сих пор не используют, но которая стоит у них на столах, так как они все еще ожидают исполнения
5-го обетования«введу в землю». Вот почему Иисус уже после вечери(песаха) взял чашу и провозгласил ее символом нового завета и разделил с учениками. В каждом завете, который Бог заключал с людьми был свой символ: радуга с Ноем (о не наведении всемирного потопа), обрезание – завет с Авраамом и его потомками, соль – завет с Давидом и с Аароном.
Чаша – символ Нового Завета, завета радости, означающего то, что через жертву Иисуса Христа, через Его кровь, мы уже вошли в Его Царство, которое невидимо пребывает на этой земле и, будучи рожденными свыше, являемся уже гражданами этого царства. Божье царство несет радость людям, как и царство, которое обещал дать евреям Бог при условии, что они будут с Ним. Кроме того, говоря о крови Христа, мы говорим и об искуплении от грехов, о
примирении и завете с Богом, о победе над дьяволом и о силе для обновленной жизни.
Сохраняем ли мы завет с Богом? Пользуемся ли мы той силой, которую мы имеем от Бога?
И последнее, в Евангелии от Марка (14:26) мы читаем: «И воспев, пошли на гору Елионскую». Этим стихом у евангелистов Матфея и Марк завершается повествование о пасхальной вечере Иисуса Христа с учениками. Не смотря на то, что Христос сказал о том, что Он будет предан, о Своих страданиях, о предательстве Иуды, они выходя воспели. Воспели хвалу Богу. Воспеваем ли мы хвалу Богу несмотря ни на что? И, кстати, слово евхаристия с греческого значит благодарность. Благодарны ли мы Богу? И они пошли, пошли туда, где Христа схватили и повели на суд и распятие. Христос пошел исполнить Свое предназначение, призвание. Исполняем ли мы свое призвание?
Итак, что это за служение?
Это радостное вспоминание и благодарность Христу за совершенной искупление и спасение каждого из нас от Божьего суда, это вывод из рабства греха и смерти и путь вместе с ним в Обетованную Землю – Царство Божье!
Сергей Поднюк,
заместитель епископа ОЦ ХВЕ в РБ,
ректор Теологического института
https://www.youtube.com/watch?v=94DUquE7aAk&nohtml5=False #РоликиОт1До10
https://www.youtube.com/watch?v=7_yxRLZNRAM&nohtml5=False #РоликиОт1До10
https://www.youtube.com/watch?v=MOpKu1817U0 #ОтветыНаТрудныеВопросы
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев