Н. Гумилёв. «Древняя Русь и Великая степь»: Синяя Орда
Столкновение
Узурпатор и законный хан двинулись навстречу друг другу. На помощь Мамаю шли литовско-русские войска Ягайло, Дмитрий принял сторону хана Тохтамыша, который вёл предков будущих узбеков и казахов. И все знали, за что они идут в бой. Силы противников были равны. Союз Тохтамыша с Тимуром был столь же ненадёжен, как и союз Мамая с Ягайло: ведь незадолго перед этим Ольгерд завоевал низовья Днестра и Буга, а Тимур нанёс удар по кочевникам Могулистана. Воцарение Тохтамыша, как союзника Тимура, было принято в Белой орде без восторга. Более того, царевич Араб-шах в 1376 году увёл большой отряд за Волгу и перешёл на сторону Мамая. Обоим претендентам на престол нужны были союзники. Но поиски их – дело сложное. В 1371 году Мамай вызвал московского князя Дмитрия и вручил ему ярлык на великое княжение. Затем, в 1372-1373 годах московиты и татары совместным ударом опустошили Рязанскую землю.
Но в 1374 году союз был разрушен архиепископом Дионисием Суздальским. Трудно сказать, что толкнуло владыку Дионисия на гостеубийство. Был ли здесь политический или просто личный расчёт или какая-нибудь внутрицерковная интрига? Но так или иначе война была спровоцирована, и события покатились как лавина. Мамай ответил ударом на удар. В 1377 году Араб-шах напал на Русь, разбил на реке Пьяне ушедший в беззаботное пьянство русский отряд, взял Нижний Новгород и сжёг его. Но другое войско Мамая, под командой мурзы Бегича, в 1378 году было разбито на реке Воже. Тем самым определилась позиция Москвы: она встала под знамёна хана Тохтамыша, вероятно, не из-за его достоинств, а вследствие «силы вещей», или логики событий.
Судьбу войны в 1380 году, более чем когда-либо, определяла согласованность манёвров. В мае 1380 года Ягайло заключил мирный договор с орденом, чтобы освободить все свои войска для похода на Дон. Этим договором он предавал Кейстута, героически оборонявшего Жмудь. Но идти ему пришлось через Киев, Чернигов и Северскую землю, за год до этого освобождённые московским князем Дмитрием от литовцев. Сопротивление населения этих земель задержало литовские войска. Они опоздали на один переход... и это спасло Москву. Дальнейшее известно. На Куликовом поле войско Тохтамыша сокрушило разноплеменное войско Мамая. Спаслись только те, у кого были быстроногие и неуставшие кони (однако их, видимо, было немало, потому что в начале 1381 года Мамай опять стоял во главе своего войска и пытался остановить наступление Тохтамыша, перешедшего Волгу скорее всего по льду).
***
Княжеское войско понесло огромные потери, особенно ранеными. Их везли домой на телегах, а свежие литовские ратники и рязанцы преследовали отставшие обозы, грабили их и добивали беззащитных раненых. Ожесточение росло, что указывает на невозможность русско-литовской унии, о которой мечтали Ольгерд и Кейстут. Этногенез – стихия, бороться с которой люди не научились. В Литве отнюдь не все одобрили расправы, допущенные Ягайло. Кейстут, последовательный противник немцев,, в 1381 году отстранил от власти своего племянника и заключил союз с Москвой.
Однако Ягайло, вернувший Литве Северскую землю, посадил в Новгород-Северском своего сторонника Дмитрия Корибута. Кейстут двинул на него войско, но оно не достигло цели. Вскоре Ягайло убил своего дядю и посадил в тюрьму своею двоюродного брата Витовта. Но его спасла храбрая литвинка, носившая ему пищу. Она позволила принцу переодеться в её платье и бежать, за что заплатила жизнью. Эта романтическая новелла говорит о многом. Известно, что в Литве имелась сильная русофильская партия, стремившаяся к объединению Литвы и Руси на почве православия.
***
Московское правительство готово было пойти на сближение, но ставило условием подчинение государю московскому, что казалось для литовцев обидным. Поэтому одолела полонофильская партия, оформившая брак польской королевы Ядвиги с Ягайло в 1336 году. То, что королём Польши стал литвин, польских магнатов не смущало. Они великолепно понимали, что в их стране король должен подчиняться шляхте, а не наоборот. Зато католическая церковь приобрела большую и важную епархию, а граница романо-германского суперэтноса сдвинулась с Вислы на Днепр. Католическая Европа продвинулась на восток, а православная Русь отступила. Восстание князя Андрея Полоцкого в 1386-1387 годах было подавлено.
Скорее всего Мамай, ускакавший с Куликова поля, был расстроен не больше, чем Наполеон, переправившийся через Березину. Потери были большие, но погибли наёмники, навербованные на генуэзские, т.е. чужие, деньги. Своя орда была цела. Надо было только дождаться, чтобы литовцы скинули Кейстута и вернули Ягайло, чтобы начать войну сначала. Надежда на успех была: ведь Москва потеряла много бойцов, значит – ослабела. Но тут началось непредвиденное. Когда Мамай встретил Тохтамыша на берегу Калки (близ совр. Мариуполя), его воины сошли с коней и принесли присягу законному хану Чингисиду. Они не схватили и не выдали своего вождя, что, по их воззрениям, было бы предательством. Они позволили ему уехать в Крым, где Мамая убили его союзники – генуэзцы. Сын Мамая, Мансур, избрал другой путь спасения.
Он бежал в Литву, был там принят и жил на южной окраине, не теряя связи со Степью и своими родственниками. Его потомков ждала роскошная судьба: мало того, что они стали князьями, одному из них, по имени Иван, была суждена не только царская корона, но и долгая, хотя и недобрая, память. А для Тохтамыша эта бескровная победа оказалась его звёздным часом. Он объединил улус Джучиев, правда, всего на 18 лет; в дальнейшем он не проявлял особых талантов, но сохранил популярность в своём народе до конца жизни. И не будь особых обстоятельств, может быть, он кончил бы жизнь на престоле, ибо посредственный хан любезен большинству подданных; но когда наплывает беда, посредственность порождает катастрофу.
***
Мерзавцы
«Великая замятня» 1359-1381 годов показала, что наиболее лояльным к Золотой Орде и династии был Русский улус. Это неожиданно, но объяснимо. Камские болгары, мордва, хазары Волжской дельты, заволжские ногайцы и куманы степного Крыма, обретая свободу, не теряли ничего, так как никто из соседей им не угрожал. А великое княжество Владимирское, со столицей в Москве, граничило с воинственной Литвой, держалось за союз с Ордой, которая была противовесом Литве. Стоило любому русскому княжеству отказаться от союза с татарами – оно немедленно становилось добычей литовцев или поляков, как, например, Галиция в 1339 году. Поэтому 20 лет «замятни» воспринимались в Москве весьма болезненно. Терять союзника всегда неприятно, но случилось ещё более страшное...
Военно-монашеский облик, приобретённый Москвой за время правления митрополита Алексея, нравился не всем. Богатые купеческие города на Волге – Тверь, Ярославль, Углич, Городец и особенно Нижний Новгород – предпочитали другую модель устройства, которая более походила бы на весёлую, обильную старину. Они были богаты и могли позволить себе выбирать князей по своему вкусу. Их симпатии были на стороне суздальских князей потому уже, что те были соперниками Москвы. Дмитрий Константинович Суздальский даже воевал с Москвой в 1364 году, но уступил великое княжение и скрепил мир браком своей дочери и юного князя московского Дмитрия.
Мятежные нижегородцы были принуждены к покорности не московской ратью, а Сергием Радонежским, который в 1365 году отлучил нижегородцев от церкви и закрыл храмы, после чего мятеж утих. Но по смерти Дмитрия Константиновича его брат Борис использовал настроение умов для того, чтобы отложиться от Москвы. Разумеется, он был свергнут своими племянниками, Василием и Семёном, получившими поддержку Москвы, но оба брата вынуждены были считаться с симпатиями своих подданных, а те требовали разрыва с Москвой. Князья, превратившиеся в кондотьеров, были вынуждены искать способа угодить гражданам и не потерять голову. И они этот способ нашли, ибо им улыбнулась историческая судьба.
***
После Куликовской битвы, в которой участвовали тверские и суздальские ратники, но не князья, московское правительство пригласило в Москву митрополита киевского Киприана, тем самым ограничив влияние языческого князя Ягайло, потому что его православные подданные в делах веры стали подчиняться Москве. Это деяние суздальские князья представили хану Тохтамышу как сговор Москвы с Литвой, союзницей его врага – Мамая. Умный и образованный политик без труда усмотрел бы в таком примитивном доносе провокацию, но Тохтамыш был простодушный и доверчивый, и потому навет имел успех. Впрочем, ради правдоподобия в доносе был упомянут и Олег Рязанский, который, спасая свою землю, не присоединился к противникам Мамая.
Его тоже обвинили в симпатиях к Литве и тем обрекли уцелевших рязанцев на гибель, хотя они были противниками Москвы. Тохтамыш поверил всему, несмотря на очевидную нелепость доноса. Он привык сражаться, а не размышлять, а среди его окружения уже не было опытных и разумных эмиров, погибших во время «замятни». Поэтому он поднял войско на коней, переправился через Волгу, захватил купеческие корабли, так как купцы могли подать весть в Москву, взял с собой суздальских князей в проводники и двинулся в набег «изгоном», т.е. на рысях и без обоза, обогнул с юга Рязанскую землю и вышел к Оке, где Олег якобы указал ему броды. 12 августа 1382 года татарские войска подошли к ничего не подозревавшей Москве. Вот что могут сотворить сила лжи и охота к человекоубийству.
***
Слабость духа
Далее события пошли быстро и трагично. Великий князь уехал в Переяславль, а оттуда в Кострому «собирать войска». В Москве он оставил за себя митрополита Киприана, поручив ему город и всю свою семью. По-видимому, князь был уверен в том, что каменная крепость, снабжённая всеми новинками тогдашней военной техники, неприступна для лёгкой конницы. В Москве уже были дальнобойные самострелы (арбалеты) и «тюфяки» – огнестрельное оружие, пригодное для отражения противника, лезущего на крепостную стену. Достаточны были и запасы продовольствия. Не хватало одного - силы воинского духа, потому что бойцы Куликова поля отдыхали в своих родных деревнях, а в столице жили немногие придворные с многочисленной дворней и ремесленники московского посада. Эта масса была отнюдь не пригодна к войне и понятия не имела о воинской дисциплине. Зато склонность к грабежу и самоуправству, а равно и полная безответственность доминировали в их убогом сознании, как всегда бывает у суб-пассионариев.
Вместо того чтобы организовать оборону стен, «гражданские люди возмятошася и всколебашася, яко пьяны, и сотвориша вече, позвониша во все колоколы, и всташа вечем народы мятежники, недобрые человеки, люди крамольники: хотящих изойти из града не токмо не пущаху, но и грабляху... ставши на всех воротах городских, сверху камением шибаху, а внизу, на земле, с рогатинами и сулицами и с обнажённым оружием стояху, не пущающие вылезти вон из града». К этому надо добавить, что все эти «защитники» Москвы были пьяны, ибо разгромили боярские подвалы, где хранились бочки с медами и пивом. Но при этом московская чернь была непоследовательна. Они выпустили из города владыку Киприана и великую княгиню... после того как разграбили их багаж. Очевидно, татары не осаждали и даже не блокировали Москву, взять же столицу им было не по силам. Их разъезды кружили вокруг Москвы и грабили окрестные деревни. А тем временем бояре собирали ветеранов и готовились к отражению врага. Под копытами татарских коней стала гореть земля.
***
И тут снова инициативу взяли в свои руки суздальские князья. Они вступили в переговоры с москвичами, предложили им почётный мир при условии, что они впустят в крепость татарское посольство. Верить заведомым предателям было сверхглупо, но что понимает пьяная толпа?! Ворота отперли, не обеспечив их защиты; татарские послы въехали в город, а за ними ввалилось их войско, и началась резня. При последующем подсчёте оказалось, что убито 24 тыс. москвичей и сгорела церковь, доверху набитая древними рукописями. Чтобы прокормить своё войско, Тохтамыш рассеял его по всей территории княжества. В соседнюю Тверь устремились толпы беглецов, оборванных и голодных. Но герой Куликовской битвы Владимир Андреевич Храбрый с наскоро собранным отрядом разбил группу грабителей. Этого было достаточно для того, чтобы Тохтамыш покинул пределы Великороссии. Обратный путь его прошёл через Рязань, которая вновь испытана ужас насилия.
Теперь спросим себя: кто выиграл от этой безумной эскапады или, точнее, кому она была нужна? Это вопрос настолько существенный и для русской, и для татарской истории, что ему следует посвятить особый раздел, и отойдя от традиционного исторического повествования, изложить проблему в виде анализа соотношения суперэтнических целостностей и идеологических систем, бытовавших тогда в форме вероисповеданий. Но и исповедание – недостаточный индикатор. В XIV веке католики – англичане и французы – резали друг друга безжалостно. Мусульмане – Тимур и Баязид – сражались друг с другом насмерть. Православные рязанцы «пограбили и поймали» отступавших московитян, а киевляне и белорусы из войска Ягайло настигали обозы с ранеными на Куликовом поле и добивали беззащитных. Нет, надо не останавливать исследование, а искать причины этих явлений в нюансах этногенеза: сочетании фаз и этнопсихологических доминантах. А для этою необходимо спуститься ещё на одну ступень – на субэтнический уровень, где особенно ярко проявляется роль отдельных личностей.
Предыдущий раздел «Мамай и Тохтамыш»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев