Часть I. Походы адмирала Чжэн Хэ
В 2002 году вышла книга «1421: год, когда Китай открыл мир». Написал её отставной британский офицер, десятилетиями служивший офицером в Британском королевском флоте, командир подводной лодки Гэвин Мензис. Книга вызвала огромный интерес у читателей. На основе этой книги вышел документальный фильм «Адмирал Чжэн Хэ». По мнению автора, бывшего капитана, Гэвина Мензиса, который более 14 лет собирал редкостные, курьёзные факты в библиотеках и архивах, – факты, которые не вписывались в традиционную историческую картину, считает, что в 1421 году, во время предпоследней экспедиции, китайский адмирал обогнул южную конечность Африки, пересёк Атлантический и Тихий океаны.
«Флотилия китайского адмирала Чжэн Хэ в 1421-1423 годах обследовала весь мир, побывав и в Америке, и в Гренландии, и даже обогнув Евразию с севера и пройдя на зависть Баренцу от Скандинавии до Берингова пролива. Лишь берегов Европы держались они подальше, и вернулись домой с запада. По мнению Гэвина Мензиса, Чжэн Хэ на 72 года раньше Христофора Колумба открыл Америку и почти на 100 лет раньше Фердинанда Магеллана совершил кругосветное путешествие. Помимо этих подвигов китайский адмирал опередил на три столетия Кука, первооткрывателя Австралии, побывал в Карибском море и даже у Южного полюса.
Его экспедиции по праву можно сравнить с плаваниями другого, более знаменитого первооткрывателя – Васко да Гамы – и, как считает Мензис, с плаваниями Колумба и Магеллана. Впрочем, этим мореплавателям никогда бы не снискать своей нынешней славы, если бы не внезапные перемены в китайской политике. Если бы не это обстоятельство, китайские моряки, возможно, еще в первой половине ХV в. все же достигли бы берегов Европы и Васко да Гаме пришлось бы плыть хорошо известным маршрутом, да и, приплыв в индийский Каликут, он вел бы себя тише воды, ниже травы, чтобы не прогневить императора великого Китая. Между тем Гэвин Мензис считает, что карты, по которым Колумб открывал Америку, Васко да Гама плавал в Индию, а Магеллан – вокруг света, пришли на Запад из Китая и были составлены Чжэн Хэ.
***
Итальянский путешественник и купец Николо да Конти побывал в Китае в 20-е годы XV века. Итогом его путешествия стала книга, написанная в 1434 году. В ней он, кстати, утверждал, что добирался на джонке из Индии до Китая через… Австралию. Конти, по мнению Мензиса, и вывез в Италию одну из чудом уцелевших карт Хэ. Старший сын португальского короля в 1428 году купил её в Венеции и использовал при составлении первой в Европе карты мира. Вполне возможно, к этой китайской карте восходят и самые знаменитые карты начала ХVI века. Так, у османского адмирала Пири Рейса была карта (она датирована 1513 годом), на которой показаны земли, ещё не открытые европейцами. Кроме этих не подкреплённых фактами доводов есть у Гэвина Мензиса доказательства и посущественнее.
Чжэн Хэ так же, как древнегреческие и финикийские мореходы, путешествовал по звёздам. Мензис предпринял попытку проследить путь китайского флота по составленным адмиралом картам звёздного неба. Заложив в компьютер предполагаемые районы плавания китайского адмирала и годы его путешествий, Мензис получил карту тогдашнего звёздного неба. Она в точности соответствовала той, что была описана Чжэн Хэ. Гэйвен Мензис, рассказывает об этой невероятной истории в своей 600-страничной книге. От взгляда на карту, приведённую Мэнзисом, охватывает оторопь. Одни историки отвергают эти плавания как несостоятельные, другие историки относятся к его книге с большой настороженностью.
***
И, тем не менее, одна из карт – так называемая «карта Кан’нидо» – свидетельствует как минимум о том, что адмирал Чжэн Хэ располагал надёжной и достоверной информацией о Европе. «Как же получилось, что я, простой морской офицер в отставке, обнаружил факты, которые, очевидно, до сих пор ускользали от внимания учёных?» – таким вопросом не раз с удивлением задавался Гэйвен Мензис. Хотя западные учёные уже в начале ХХ века обнаружили в источниках времён династии Мин упоминания об уникальных плаваниях. И, в конце концов, Гэйвен Мензис сам ответил на него: все эти факты на самом деле были известны специалистам. Сообщения о них можно прочитать почти в тысяче книг.
Но американские и европейские историки, очевидно, игнорировали их потому, что они не укладывались в привычную европеоцентрическую картину мира.
Кто открыл Америку? – Колумб.
Кто открыл Магелланов пролив? – Магеллан.
Кто открыл Австралию? – Кук.
Конечно, если удивительная книга Мензиса верна, то историкам придётся переписывать учебники истории как минимум в 23 странах. А вот этого ни кто не хочет. Историк Гэйвен Мензис не унывает. Он говорит, что такой же приём встречали в прошлом все сколько-нибудь значительные открытия и теории. Так кто же был организатор экспедиций китайского флота, да не одного, а семь раз подряд. Кто же он был, адмирал Чжэн Хэ, который возглавлял все эти семь походов?
***
Император и его евнух
В 1368 году восставшие китайцы, во главе Чжу Юань-чжан, овладели столицей Даду. Император династии Юань Тоган-Тимур бежал в Каракорум. Так закончила своё правление монгольская династия Юань в Китае. Чжу Юань-чжан сделал Нанкин своей столицей. Он принял Мандат Неба, и занял китайский престол под именем императора Тай Цзу, назвав эпоху своего правления Хун У, и стал основателем династии Мин («свет», «огонь»). Его 30-летнее правление было отмечено жестокостями и репрессиями по отношению чиновников. Поводом к суровому наказанию становился малейший намёк на коррупцию. Он не забывал о своём происхождении и старался защитить крестьян, которые больше всех страдали от чиновников, и они помогли основать новую династию.
По новым законам, чиновников, использовавших данную им власть для притеснения простого народа, ждала суровая кара: их клеймили, им вырывали ноздри, их имущество подлежало конфискации, а жён и сыновей отправляли на каторгу. Аристократия, уличённая в незаконном захвате земли, домов или скота простых людей, лишалась благородного звания, а тот, кто неоднократно лишал владельцев ценной собственности, подлежал смертной казни. Из военных кампаний он совершил поход в Тибет, что сопутствовало укреплению позиций в Маньчжурии. Военные действия против монголов с переменным успехом велись на обширной территории, в том числе за Великой Китайской стеной. Императорским войскам даже удалось сжечь Каракорум. Тай Цзу умер в 1398 году. Перед смертью он назначил наследником престола своего внука Чжу Юнь-Вэня, который стал императором под именем Цзянь Вэнь. Командующий большим войском, властолюбивый дядя Цзянь Вэня Чжу Ди, поднял армию и пошёл на захват власти. После трёх лет войны, в 1402 году ему удалось захватить Нанкин. Император, императрица и их старший сын погибли. Второго сына императора и всех оставшихся в живых родственников заключили в тюрьму.
В 1403 году Чжу Ди провозгласил себя императором, взял имя Чэнь Цзу (1402-1424) и объявил о начале новой эпохи правления – Юн-лэ (Вечная Радость). Он щедро раздал поместья и титулы своим военачальникам, создал наследственную военную аристократию. Чэнь Цзу всеми силами стремился доказать свою легитимность как Сына Неба и для этого хотел представить себя как образец мудрого конфуцианского правителя. На протяжении 15 лет в пяти военных походах Чэнь Цзу пытался разгромить монголов. Но, несмотря на победы в отдельных сражениях, а также на затраченные силы и огромные средства, ему не удалось сокрушить быструю и мобильную армию монголов. Как бы то ни было, правление императора Чэнь Цзу чаще вспоминают в связи с успехами не на суще, а на море.
***
По приказу императора на реке Циньхуай на верфях Нанкина стали строить огромные океанские суда – девятимачтовые корабли длинной 155 метров в длину и шириной около 50 метров. Был собран флот из 300 таких судов. Для сравнения заметим: в ХV веке в Европе только начинали строить трёхмачтовые каравеллы. Суда длиной 25 метров считались у европейцев весьма крупными. Китайский флот начала XV века наверняка произвёл бы сильное впечатление на европейцев. 28-метровая «Санта-Мария», на которой Колумб достиг Америки, был хрупкой шлюпкой в сравнение с китайскими кораблями. У Колумба было всего три каравеллы и только 270 человек команды. И даже флагманский корабль адмирала Нельсона «Виктория» китайские корабли превышали едва не втрое. Гигантские суда делались из твёрдого тика в сухих доках, до чего европейцы, додумались только спустя несколько веков. Повышенная плавучесть и устойчивость обеспечивались водонепроницаемыми отсеками, число которых могло доходить до тринадцати. Для сравнения можно сказать, что в Европе делить трюмы перегородками на отсеки начали лишь в середине в ХVIII века.
Китайские суда превосходили европейские и по маневренности. Девять высоких мачт несли 12 гигантских парусов. Зачастую их делали не из парусины и шёлка, а планок расщеплённого бамбука. Поверхность паруса менялась, как в вертикальных жалюзи, что позволяло улавливать ветры практически любых направлений. Средняя скорость китайских кораблей достигала 10 км в час. Своим бронированным носом пятимачтовые военные корабли могли таранить и топить неприятельские суда. На них имелись четыре палубы. На нижней размещался балласт, придававший судну устойчивость; выше была жилая палуба. Стоя на третьей палубе, матросы управлялись с парусами. Наконец, на верхней палубе были выставлены пушки. Обшивка кораблей была смазана смесью из смолы и извести, защищавшей от огня, а также тунговым маслом, чтобы древесина не пропитывалась водой. Корабли были оборудованы герметичными переборками, поэтому, получив незначительную пробоину, корабль оставался на плаву. В Европе подобные суда стали строить лишь в ХVIII веке.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев