Болгарские орды, вынужденные покинуть свои земли, отправились в VII веке на юг, север и запад. Подчинённые хану Батбаю орды уходят в предгорные и горные районы Северного Кавказа: это верховья Кубани, район Пятигорья и часть территории современной Кабардино-Балкарии. На этих и сопредельных землях источники локализуют четыре племени болгар: купи-болгар, дучи-болгар, огхон-дор-болгар и чдар-болгар. Другой сын Кубрата, Котраг, увёл свой народ на север, в верховья Дона и Волги. Аспарух, преследуемый хазарами, вместе со своей ордой откочевал на Дунай. Четвёртая часть болгар также вытесняется хазарами на запад. Кубер в западной части Балканского полуострова основал славяно-болгарское образование, которое, однако, не выстояло под натиском Византийской империи. Ещё ранее группа болгар во главе с Алцеком вместе с лангобардами осела на территории нынешней Италии.
К концу VII века болгары расселились на Северном Кавказе, Поволжье, на Балканах, в Северной Италии и приняли активное участие в этнических процессах и политической жизни этих регионов. Та часть болгарских племён, которая осталась на Северном Кавказе, в последующем вошла в состав новых этнических образований края. Среди них – карачаевцы и балкарцы. По мнению некоторых учёных, название «малкъар», по всей вероятности, произошло от этнонима «болгар». Профессор Ю.Н. Дроздов на основе анализа раннесредневековых источников пишет, что правильная форма названия болгар была «балкар». Именно такую форму использовал персидский автор Гардизи в своём сочинении. Разбираясь с семантикой названия балкар, Ю.Н. Дроздов отмечал, что на составные части этот термин делится так: балк-ар.
Составляющая «балк» восходит к корневой части глагола «балкырга» – «сиять, светить, излучать свет». Вторая составляющая «ар» – это «муж, мужчина». Название «балкар» в буквальном переводе означает «мужи сияния», или «мужи, излучающие свет». Это наводит на мысль, что термин «балкар» не был этнонимом, а скорее всего названием народа по его религиозным воззрениям, которые были связаны с сиянием, излучением света. Здесь явно подразумевается солнце. Можно предположить, что семантика термина балкар/болгар могла быть «солнцепоклонники». «Название балкар в фонетическом варианте малкъар сохранилось до сих пор в качестве самоназвания балкарцев. А это значит, что со временем рассматриваемое название приняло семантику этнонима», – заключает Ю.Н. Дроздов. Здесь происходит контаминация начальных «б» и «м» (балкар-малкъар, бийик-мийик), характерная для карачаево-балкарского языка.
***
Примечательно, что участие болгар в этногенезе балкарцев и карачаевцев отразилось в их легендах и преданиях. Ещё дореволюционный этнограф Н. Караулов отмечал, что по преданию самих балкарцев, «они представляют собой осколок болгарского народа». В 1959 году в Нальчике состоялась Всесоюзная научная сессия по проблеме происхождения балкарцев и карачаевцев. Основной итог работы сессии был изложен в следующей формулировке: «Карачаевский и балкарский народы образовались в результате смешения северокавказских племён с ираноязычными и тюркоязычными племенами, из которых наибольшее значение в этом процессе имели, видимо, чёрные болгары и, в особенности, одно из западнокипчакских племён». После этой сессии в Софии появилась работа болгарского историка Ц. Кристановой «К вопросу об этногенезе болгарского народа». Ею было обследовано более 2 тыс. балкарцев и карачаевцев – мужчин, женщин, детей, стариков, и проведено их антропологическое сравнение с с дунайскими болгарами. Ц. Кристанова пришла к выводу, что по данным антропологии балкарцы и карачаевцы – это потомки тех болгар, часть которых во главе с Аспарухом переселилась на Дунай и участвовала в этногенезе дунайских болгар.
В горах и предгорьях Центрального Кавказа, преимущественно в районе Кавминвод и в верховьях Кубани, известно множество болгарско-хазарских памятников – городищ, грунтовых могил и крепостей с тюркскими руническими надписями на каменных стенах. Самой мощной была крепость близ нынешнего аула Хумара в Карачаево-Черкесии. Толщина её стен местами достигала 5-6 метров. Материалы городища имеют близкие аналогии в инвентаре памятников Волжской Булгарии и Дунайской Болгарии. Обнаружены болгарские древности и в Кабардино-Балкарии. Найденные памятники северокавказских рунических надписей, по мнению специалистов, принадлежат болгарам или болгаро-хазарам и близки по фонетике цокающему диалекту карачаево-балкарского языка. Болгарский компонент в историко-культурном наследии карачаево-балкарской общности хорошо иллюстрируется материалами языка. Сравнительно-исторические исследования показали, что в карачаево-балкарском языке сохранился значительный пласт про-тоболгарской лексики и даже грамматических характеристик, подтверждающие существование болгаро-балкаро-карачаевских историко-языковых связей.
***
Болгарские реликты наблюдаются в народном календаре карачаевцев и балкарцев. До недавнего времени они вели счёт годам по двенадцатилетнему животному циклу. Аналогичный способ летоисчисления в прошлом практиковался у болгар. Среди балкарцев и карачаевцев до сих пор бытует культ верховного бога Тенгри-Тейри, который являлся верховным божеством протоболгар. Именно болгарами был привнесён в Западную Аланию скальный обряд погребений. Они представляли собой склепы, устроенные в скальных нишах, которые в большом количестве встречаются в ущельях вокруг Эльбруса. Исследователи приводят значительный лингвистический, археологический и антропологический материал, а также параллели в языческих верованиях болгар, балкарцев и карачаевцев, которые свидетельствуют, что древние болгары явились первым тюркским компонентом в этногенезе балкаро-карачаевцев и сыграли важную роль в формировании этого этноса.
Значительная часть болгар под предводительством хана Аспаруха ушла на запад, на берега Дуная. Болгары во главе с ним переправились через Дунай в районе Северной Добруджи и, вступив в союз со славянами, обитавшими на территории нынешней Северо-Восточной Болгарии, образовали славяно-болгарское государство под названием Болгария. В 680 году хан Аспарух разгромил войска византийского императора Константина IV. В 681 году между Византией и Болгарией был подписан мирный договор, в котором Византия признала новое государство и обязалась платить болгарам дань за то, чтобы они не посягали на земли южнее Балканских гор. Дунайская Болгария продолжила традиции державы Великой Болгарии Кубрата на новой территории. Хан Аспарух проявил себя как дальновидный государственный деятель и предоставил славянам возможность жить в условиях внутренней политической автономии.
***
После смерти Аспаруха болгарский трон занял его сын Тервел. Талантливому полководцу удалось объединить значительную часть славян, находившихся под византийским владычеством, присоединить другие славянские территории к Болгарскому государству. Тервел обрёл такое могущество, что принял участие в междоусобной борьбе внутри Византии и помог восстановить на престол императора Юстиниана II. Хан Тервел разбил осаждавших Константинополь арабов, спасая Европу от их нашествия кратчайшим путём – через Балканы. За особые заслуги перед Византией его наградили титулом «кесаря», а Болгария прочно утвердила своё положение на Балканах. Тюркоязычные болгары, оказавшись в окружении славян, через несколько поколений растворились среди них, передав образовавшейся новой славяноязычной народности своё имя и некоторые элементы культуры и быта.
Вторжение в конце VII века тюркоязычных болгар в Волго-Камье положило начало большим этническим переменам. Здесь они участвовали в этногенезе казанских татар и чувашей, оказали значительное социально-экономическое, культурное и языковое влияние на тюркское и финно-угорское население края. Имея начальный опыт государственности и сильную военную организацию, племенные вожди болгар выступили объединителями местных племён. Вначале они организовали союз племён, а на рубеже IХ-Х веков создали раннефеодальное государство – Волжскую Булгарию с центром в городе Булгар. В политическом отношении Булгария находилась в зависимости от Хазарии. В 922 году булгарская знать принимает ислам, что означало попытку приобретения суверенитета под идеологическим крылом Арабского халифата. Волжская Булгария стала самостоятельной после разгрома Хазарии Святославом в 60-х годах X века. С этого времени заметно оживляется политическое, экономическое и культурное развитие страны.
Волжская Булгария конца IX – начала XIII века была страной городов (учтено до 200 городищ), с относительно развитым скотоводством, земледелием и ремесленным производством. Её географическое положение на пересечении международного пути Волга-Кама с караванной дорогой с Запада на Восток способствовало развитию торговых и культурных связей с Русью, со странами Кавказа, Передней Азии и Востока. Монгольское войско, считавшееся непобедимым, осенью 1223 года впервые потерпело поражение на территории Волжской Булгарии. На рубеже 1239-1240 годов Волжская Булгария была покорена монголами, её территория вошла в Золотую Орду как Булгарский улус. Так же как и русские, булгарские князья получали ярлык на княжение от хана Золотой Орды в его столице Сарай на Нижней Волге и платили ему дань. В XV веке на развалинах Золотой Орды возникли несколько самостоятельных ханств, в том числе Казанское, как продолжение Булгарского государства.
***
Болгарское культурное наследие сыграло важную роль в формировании культуры коренных народов Поволжья. Учёными выявлено и проанализировано много параллелей в языке, топонимике, материальной и духовной культуре, народном творчестве, языческих верованиях протоболгар, а также современных народов – татар, чувашей, башкир и дунайских болгар. В заключение следует отметить, что образование и существование Великой Болгарии – важная веха в восточноевропейской истории. Вслед за гуннами болгары стали самым мощным и влиятельным народом, вокруг которого произошёл процесс объединения степных племён. Наличие собственной государственности и образование Дунайской и Волжской Булгарии свидетельствуют о высокой степени организации болгарского общества.
Хан Кубрат считается одной из наиболее крупных фигур в болгарской истории, опытным и авторитетным державником, объединившим болгар и родственных им племён в мощное государство. Правление хана Кубрата сделало болгар значимым компонентом в государственно-политической жизни средневековой Восточной Европы. С распадом Великой Болгарии жизнь болгарских групп протекала на разных территориях. Они дали толчок будущей болгарской государственности на Дунае и Волге, сыграли значительную роль в консолидации племён, послуживших, с поздними включениями ордынского периода, основой формирования некоторых современных народов Северного Кавказа, Поволжья и Болгарии, а также отдельных элементов их материальной и духовной культуры.
Автор: Сабанчиев Хаджи-Мурат Алексеевич
***
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев