Автор: Сабитов Жаксылык Муратович
В историографии слабо разбирался вопрос о количестве и качественном составе войска Мухаммеда Шейбани. Отдельные мнения по этому поводу высказывали разные учёные. Наиболее детально рассматривал этот вопрос Т.И. Султанов. Согласно его точке зрения, количество узбеков в его войске варьировалась от 40 до 60 тысяч, а с учётом, что каждый из них имел семью, количество узбеков, ушедших с Мухаммедом Шейбани, варьировалось от 240 до 360 тысяч человек. При этом Т.И. Султанов считает, что в средней семье тогда было 6 человек и чтобы вычислить количество населения, достаточно количество армии умножить на 6. Здесь можно не согласится с данным соотношением. Более классическим считается соотношение 1 к 5: количество армии это 20% от всего кочевого населения.
Аргументация тезиса о 40 тысячах узбекского войска основывалась на сообщении ибн Рузбихани, который писал, что в походе 1509 года участвовали 10 тысяч чистых узбеков, 20 тысяч могулов и чагатаев, 10 тысяч боевых всадников и 20 тысяч сиххи (вспомогательных войск). Кроме того, Т.И. Султанов полагал, что помимо этого войска, были ещё войска, оставленные гарнизонами в городах. Здесь стоит отметить, что вряд ли в городах находились большие гарнизоны. К примеру, Бабур смог захватить ранее Самарканд у Мухаммеда Шейбани имея всего 240 человек. Скорее всего, гарнизон там отсутствовал, либо был критически мал. Это вкупе с экстраординарностью похода на казахов, позволяет допустить то, что гарнизоны в Средней Азии были минимальными. Также у ибн Рузбихани всего 10 тысяч из 40 тысяч всадников (без сиххи) отмечены как узбеки, ещё 20 тысяч отмечены как могулы и чагатаи, а ещё 10 тысяч отмечены нейтрально.
Таким образом, стоит отметить, что здесь цифры Т.И. Султанова кажутся немного натянутыми. Узбеки (под узбеками мы подразумеваем всех золотоордынских кочевников, а не только её восточной части, как ошибочно полагали многие историки) не составляли подавляющего большинства в войске Мухаммеда Шейбани. К.А. Пищулина отмечает, что количество ушедших с Мухаммедом Шейбани кочевников было не велико. В шабане 908 года хиджры (май 1503 года) Шейбани-хан разбил двух могульских ханов, которые попали к нему в плен. Военная кампания закончилась полным разгромом могулов. Шейбани-хан выслал могульских ханов без войск в Могулистан, а могулов оставил себе, затем переселил их ближе к Хорасану, чтобы «они были дальше от ханов и Могулистана». При этом у следующего могульского хана (Султан Саид-хан) в армии насчитывалось всего 4700 воинов. То есть, большая часть могулов влилась в армию Мухаммеда Шейбани в 1503 году.
***
В 911 году хиджры (1505-1506), 5-тысячный отряд Тимур-султана состоял из «узбеков, сартов и могулов». Если посмотреть количество и структуру войска Мухаммеда Шейбани ранее, мы можем отметить, что в 906 году хиджры (1500-1501) у Мухаммеда Шейбани было 3-4 тысяч узбеков и столько же местных воинов. Согласно данным Мухаммеда Салиха, большую часть 10-тысячного войска Мухаммеда Шейбани составляли шибановцы, из которых 300 были из племени кушчи, 1000 дурманов, 700 найманов, ополчение «племени ички» составляло 4000 человек. Т.И. Султанов считает, что племя Ички в полном составе покинуло Дашт-и Кыпчак. Здесь стоит отметить то, что название Ички не встречается в списке 92 племён илатийа. При этом Мухаммед Салих говоря про 1503 год пишет, что помимо этих родов у Мухаммеда Шейбани были в подчинении племена сихиут, кият, конграт (во главе с Хусейном Али), буркут, найман (во главе с Канбар-бием), дурман (во главе с Джанвефа-бием), ушун, кушчи (во главе с Купек-бием), джалаир, карлук, сулдуз, нукуз, тама, татар, ички, ойрат, адлу-оглы (во главе с Хамза-бием), мангыт и адгу (во главе мангытов и Адгу уруга был Хаджи-Гази).
***
По нашему мнению Адгу уруг можно интерпретировать как Едиге уруг (род Едиге), поэтому становится понятно, почему Хаджи-Гази возглавлял мангытов и Адгу уруг одновременно. Он, скорее всего, являлся потомком Едиге и возглавлял как клан его потомков, служивших Мухаммеда Шейбани, так и всё племя мангыт. Как отмечает Мухаммед Салих, в правом крыле были такие племена как кият, кунграт, мангыт, дурмен, уйсун, ойрат. Левое же крыло состояло из 1500 человек, из которых 700 было найманами. Здесь стоит отметить, что было перечислено 19 племён и только 6 имён племенных беков. Скорее всего, это связано с тем, что эти 6 беков были предводителями наиболее крупных племён в подчинении Мухаммеда Шейбани. Интересным является тот факт, что отмечен бек племени кушчи (300 человек), но при этом отсутствует бек «племени ички» (численность 4000 человек).
Как писали составители МИКХ: «Ички – обычно этот термин воспринимают как этноним. Скорее, однако, он имеет социальный смысл и обозначает группу приближённых слуг хана, имевших право входить во внутренние ханские покои без особого разрешения». Вполне возможно это не этноним, а социальное обозначение. Но, с другой стороны предположить, что было 4 тысячи человек из 10 тысяч, имевших привилегии заходить в ханские покои, тоже трудно. Возможно, ички это «внутренние узбеки», те узбеки, которые переселились в Среднюю Азию раньше Мухаммеда Шейбани. Здесь стоит отметить, что процесс переселения узбеков в Среднюю Азию не был одномоментным актом. В середине XV века, туда переселилось целое племя Аргун, которое начало служить тимуриду Абу Сеиду. Абу Юсуф Аргун был тем, кто способствовал тому, что Мухаммед Шейбани смог захватить Самарканд.
После поражения Аргунов в Афганистане от Бабура в 913 году хиджры (1507-1508), они вступили в переговоры с Мухаммедом Шейбани. Вполне возможно, что ещё до своего ухода в Синд, Шах бек и Муким Аргуны служили Мухаммеду Шейбани и были частью его армии. Некоторые представители золотоордынского племени Минг служили Бабуру (Ибрагим Сару), то есть они переселились в Среднюю Азию раньше Мухаммеда Шейбани. Позже при Убейдулле (1534-1539) или Абдаллахе II в Среднюю Азию из Дашт-и Кыпчака переселились мангыты и кенегесы. То есть, мы можем утверждать, что отдельные узбекские рода и ранее оказывались на территории Тимуридов, скорее всего именно они описаны у Мухаммеда Салиха как ички, внутренние узбеки. Другим вариантом толкования термина Ички может быть то, что это приближённые Мухаммеда Шейбани и его слуги, чьи предки служили Абулхаиру (дед Мухаммеда Шейбани).
***
В любом случае, Ички вряд ли маркировало большое племя, как считал Т.И. Султанов. А.А. Семёнов отмечал, что «могулы и джагатаи являлись внутренними врагами (узбеков), жившими среди узбекских улусов; до сего старательно служившие узбекским султанам и бекам, они теперь, видя междоусобную распрю в государстве узбеков, отвернулись от узбеков и передались на сторону султана Бабура». Бабур отмечал в 913 году хиджры (1507-1508): «Тюрки и чагатаи, которые остались в разных углах и краях, одни из корысти, другие поневоле примкнули к узбекам». Как мы знаем, в войске Бабура было 20 000 могулов и 5000 чагатаев. Эти 20 000 могулов и есть те могулы, восставшие против Шибанидов после смерти Мухаммеда Шейбани. Скорее всего, часть этих 20 000 могулов – это могулы, попавшие в плен в 1503 году к Мухаммеду Шейбани.
Также не стоит забывать про то, что казахские войска участвовали в военных мероприятиях Мухаммеда Шейбани. Н.А. Атыгаев и З.А. Джандосова приводят данные первоисточника о словах Мухаммеда Шейбани по отношению к Касиму: «Известия о правителях Туркистāна зародили во мне желание выступления [на Туркистāн]. Обращаюсь к хану старшего хана и наместнику Чингūз-хана с просьбой проявить сочувствие и дать в помощь просителю двенадцать тысяч человек, чтобы они, вместе с войском, собравшимся в настоящее время под началом просителя, выступили на Самарканд, отобрали столицу у потомков амира Тūмŷра, а оттуда направились в Андижāн и изгнали оттуда Бāбур-мирзу, сына ‘Умар-Шайха, с тем, чтобы вследствие похода старшего хана потомки Чингūз-хана вновь завладели наследственной короной и престолом… Когда прошение Шāхūбек-хана достигло государя Дашт-и Кипчāка Кāсим-хана, он согласился удовлетворить его и отправил на помощь [Шāхибек-хану] столько воинов, сколько тот просил».
Но потом Н.А. Атыгаев и З.А. Джандосова пишут: «Таким образом, Шайбāнū-хан просил двадцать тысяч воинов, Кāсим-хан удовлетворил его просьбу. А поскольку далее говорится, что Шāхūбек-хан подошёл к Самарканду с двадцатитысячным войском, из этого можно сделать вывод, что всё войско Шайбāнū-хана составляли степняки-казахи». Наверное данное мнение ошибочно. В переводе указано, что просил Мухаммед Шейбани 12 тысяч войска, а, в общем, имел 20 тысяч, таким образом, можем предположить, что 8 тысяч это – войско Мухаммеда Шейбани, из которых половину составляли узбеки, а другую половину сарты, чагатаи и могулы (цифру в 6-8 тысяч и такую структуру приводит Бабур). Поэтому Мухаммед Шейбани взял Самарканд без помощи казахов. Город был взят из-за глупости Зухры (мать правителя Самарканда Султан Али-мирзы), которая добровольно сдала его Мухаммеду Шейбани, думая, что станет его женой.
***
Поэтому понятно, почему Мухаммед Шейбани не стал печатать монету от имени Касыма и не читать хутбу. Также понятно удивление Мухаммеда Шейбани, когда войска Касыма напали на его владения (вторая половина 1500-х годов) спустя много лет после планов покорения Самарканда (ориентировочно в 1498-1500 годах). Войска Касыма не сыграли никакой роли в завоевании Самарканда, поэтому Мухаммед Шейбани считал не нужным соблюдать своё обещание. Скорее всего, войско Касыма не долго оставалось у Мухаммеда Шейбани. Уже в 1503 году мы опять видим всего 10-тысячное войско Мухаммеда Шейбани (в 1500 было 6-8 тысяч + 12 тысяч казахского войска), согласно данным Мухаммеда Салиха.
Резюмируя всё вышесказанное, можно утверждать, что изначально (в 1500 году) армия Мухаммеда Шейбани составляла 3-4 тысячи узбеков, а также такое же количество чагатаев, сартов и могулов. В 1503 году у Мухаммеда Шейбани уже 10-тысячное войско, из которых большая часть состоит из узбеков (как минимум 6 тысяч). Видимо такой прирост объясняется присоединением ички-узбеков, ранее перекочевавшие во владения Тимуридов и после завоевания Средней Азии Мухаммедом Шейбани, они присоединились к нему. Уже в 1509 году войско Мухаммеда Шейбани увеличилось до 40 тысяч всадников и 20 тысяч вспомогательного войска согласно ибн Рузбихани (эти же цифры подтверждаются другими персидскими первоисточниками, говорящими о 60 тысячах войска Мухаммеда Шейбани). Узбеки в этом войске не превалировали. Их было примерно 15 тысяч (один 10-тысячный отряд «чистых узбеков» и ещё какая-то часть из 10-тысячного отряда «боевых всадников»).
Причём существенную часть этих узбеков, составляли узбеки, переселившиеся сюда ранее (ички). Таким образом, гипотеза о том, что во времена Мухаммеда Шейбани в Среднюю Азию переселились от 240 до 360 тысяч узбеков, не основательна. Вместе с Мухаммедом Шейбани пришло не более 10 тысяч воинов (или 50 тысяч человек). Миграция узбеков из Улуса Джучи (Дашт-и Кыпчака) первого десятилетия XVI века была не значительна, впоследствии передав населению современного Узбекистана только название «узбек», и не повлияв существенно на этногенетическую картину Средней Азии. Пришедшие узбеки стали правящей элитой в Средней Азии и господствовали там вплоть до завоевания Российской империей.
***
Литература:
1. Анке фон Кюгельген. Легитимация среднеазиатской династии мангитов в произведениях их историков (XVIII-XIX века). Алматы: Дайк-пресс, 2004.
2. Н.А. Атыгаев, З.А. Джандосова. Сведения «Āлам-ара-йи шах Исмаил» о казахах и казахском ханстве XVI века. Материалы Международной научно-практической конференции «История Казахстана: Инновационные концепции и периодизация как приоритет научного познания». Алматы, 2013.
3. Т.К. Бейсембиев. Кокандская историография: Исследование по источниковедению Средней Азии XVIII-XIX веков. Алматы: ТОО «Print-S», 2009.
4. Захир ад-дин Мухаммед Бабур. Бабур-наме. Записки Бабура. Перевод М. Салье. Издание второе, доработанное. Ташкент: Институт востоковедения Академии наук РУ, 1993.
5. История Казахстана в пяти томах. Том 2 – Казахстан в эпоху позднего средневековья. Алматы. 2010.
6. Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII веков: (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата. Наука. 1969.
7. Ж.М. Сабитов. Аргуны во владениях Тимуридов в 1450-1550-ые годах. Средневековые тюрко-татарские государства. Выпуск 3. Казань: Издательство «Ихлас», 2011.
8. Ж.М. Сабитов. О происхождении этнонима узбек и «кочевых узбеков». Золотоордынская цивилизация. Сборник статей. Выпуск 4. Казань: ООО «Фолиант», Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2011.
9. А.А. Семёнов. Первые Шейбаниды и борьба за Мавераннахр. Труды академии наук Таджикской ССР. Том XII. 1953.
10. Т.И. Султанов. Кочевые племена Приаралья в XV-XVII веках. Вопросы этнической и социальной истории. Главная редакция восточной литературы. 1982.
11. Утемыш-хаджи. Чингиз-наме Факсимиле, перевод, транскрипция, текстологические примечания, исследования В.П. Юдина. Подготовила к изданию Ю.Г. Баранова. Комментарии, указатели М.Х. Абусеитовой. Алма-Ата. Гылым. 1992.
12. О.Ф. Акимушкин. Средневековый Иран: культура, история, филология. Санкт-Петербург. Наука. 2004.
***
Предыдущую статью «Нематериальное культурное наследие Узбекистана: Народные игры»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев