Часть III. От Восточного Туркестана до Аральского моря
Кроме названных в предыдущей публикации (ссылка на публикацию указана) племён в регионе жили ещё и другие племена, о которых упомянуто в «Тан-шу». На территории Западно-Тюркютского каганата существовало десять округов (чжоу). В правом крыле владели нушиби, упомянуто по два округа асицзе и гешу и один округ басайгань. Ю. Зуев реконструирует этноним Басайгань как барсхан, гешу – кашу, а асицзе – эзгиль. Один из округов гешу назывался Чубань. В землях нушиби упомянуты шуниши чубань, туциши (тюргеши), нешетидунь, чумугунь, хулуву. В «Худуд ал-Алам» упомянуто поселение Верхний Барсхан, правитель которого был карлук, но само население оставалось верным токуз-огузам. Барсхан был родиной Себук-тегина, предка династии Газневидов. В 659 году кюль-эркин эзгилей Туман угрожал китайцам. В 673 году указывалось, что племена гунъюе и асицзи взбунтовались против китайской власти. В 739 году племена гунъюэ, басайгань, асицзи приняли китайское подданство во время смуты в Тюргешском каганате.
В Восточном Туркестане эзгилей знали как чигилей, и они были пришлым населением. Сказано, что край до чигилей населяли карлуки. У Гардизи часть Восточного Туркестана с Семиречьем называлась землёй тюргешей и джикилей. Ибн Хордадбех упоминал их как джигир (чигилей). Абу-Дулаф знал народ ал-Джикил, Махмуда ал-Кашгари – джикиль, ибн ал-Факих – ал-дж'р. Изгнать асицзе в Восточный Туркестан должны были кенгересы. Поскольку кенгересы фактически не упоминались в китайских источниках, то вероятно во время восстаний асицзе и других племён «десятистрельных тюрок» земли кенгересов-печенегов не упоминались в составе китайских округов, что может свидетельствовать об их независимости от Империи Тан. В любом случае, падение Западного Тюркютского каганата должно было означать возобновление государственности покорённых племён.
На Северном Кавказе в середине – второй половине VII века образовались Великая Булгария, Хазарский каганат, и мы не видим причин, чтобы не образовалась конфедерация печенежских племён. Чигили, как и завоевавшие владения десятистрельных тюрок тюргеши, были наследниками государственных традиций Западного Тюркютского каганата и, очевидно, претендовали на воссоединение его земель, что не устраивало кенгересов-печенегов. Нужно отметить, что в тюркской надписи в честь Бильге-кагана говорилось, что кенгересы стали врагами тюргешей. После 711 года и до самого падения кёк-тюрков кенгересы должны были быть их союзниками. Этот союз кажется вполне реальным, если упомянуть уйгурское донесение, переведённое на тибетский, где указано, что печенеги ведут войну с хорами. О. Прицак видел в них токуз-огузов (уйгуров), а Т. Мориясу считал их огузами. При этом нужно учесть, что согдийцам в борьбе против арабов помогали тюргеши, кёк-тюрки и карлуки, но не кенгересы.
***
Нужно отметить, что в «Синь Тан Шу» в «Повестовании о Босы (Персии)» среди соседей хазар названы Босы, Фулинь, Тохара, Канг. Страна Канг – это несомненно земли древнего Канцзюя. Под названием Тохара, вероятно, скрывались просторы прежних владений эфталитов. В «Суй-ши» сказано, что на север от Канцзюя (Kang Guo) и до реки Аду живут Hezhi, Gejie, Bahu, Biqian, Juhai, Hebixi, Hecuo, Suba, Yemo, Keda. Сама же страна Канг отождествляется с Согдом. На восток и запад от моря Дейи жили Suluhe, Sansu, Lohghu, Yemiecu. По мнению А. Комара, море Дейи (китайская транскрипция персидского Daryā) – это Аральское море. Относительно расселения племён украинский учёный указывает на то, что на берегах Сырдарьи и Амударьи жили Hezhi, Gejie, Bahu, Biqian, Juhai, Hebixi, Hecuo, Suba, Yemo, Keda. Если учесть замечание Б. Еженхана о том, что Hebixi и Hecuo – это один этноним, то всё равно насчитывается девять этнонимов в Центральной Азии.
***
Названий много, народ один
Нужно отметить, что в хазаро-еврейских документах печенегов называли родственниками хазар и других тюрок. Однако тут тоже был казус с аланами среди тюрок. В книге «Иосиппон» существовала библейская генеалогия печенегов. Печенеги вместе с хазарами, аланами, булгарами, турками (кабарами), бузами (огузами) были названы потомками Тогармы. По версии Иосифа бин Гориона, род Тогармы составляли Козар, Пацинак, Булгар, Турки, Буз. В то же время, Йосиф в письме Хасдаю бин Шапруту не упомянул Печенега в качестве сыновьёв Тогармы. Зато среди подвластных народов упоминался народ Б-ц-ра. По предположению, А. Гаркави и П. Коковцева, этот этноним правильнее читать как Б-ц-на, то есть печенеги с западной стороны. Из этих данных, можно сделать лишь вывод о том, что и так известно: печенеги – это тюрки.
Касательно же упоминаний печенегов в списке тюркских племён, то у ибн Хордадбеха и ал-Хоризми печенеги вообще не упоминались, а впервые они появляются у ибн ал-Факиха. Абу Дулаф упомянул ал-Баджанак. У Гардизи тюрки – потомки Яфета, и соответственно к потомкам Яфета отнесены печенеги. Ал-Бекри упоминал печенегов как ал-Баджнакакийа. Махмуд ал-Кашгари упоминал их как баджанак. Как баджанак печенеги упомянуты также у ал-Масуди, Тахира ал-Марвази, Мухаммеда Кятиба и Хаджи Халифы. В уйгурском посольском документе печенеги названы bečanag. Сообщалось, что это племя выставляло 5 тыс. воинов. В. Спиней предполагал, что этноним обозначал родственное племя, поскольку само слово обозначало сватов.
Что касается этнонима печенег, то впервые эту версию высказала А. Банг. З. Гомобоц и Д. Расовский считали, что название племени происходит от имени Бече. Арабские и персидские источники сообщали форму этнонима, наиболее близкую к самоназванию. Европейские источники не так точны. У Джуаншера Джуаншериани печенеги названы пачаниками, Нестор Летописец называл их печенегами, Константин Багрянородный – пацинакитами, Маттэос Урхаэци – пацинаками, Регинон Прюмский, Оттон Фрайзингенский, Титмар Мерзербургский – пиценаци. Венгры называли печенегов кунами, бешенье и бессами. Некоторые византийские хронисты обозначали печенегов этнонимами даки (Свида, Иоанн Зонара) и мисы (Михаил Пселл), но всё таки наиболее популярным этнонимом, обозначавшим печенегов, был этноним скифы (Иоанн Киннам, Анна Комнина, Никита Хониат).
***
Тюркские или ираноязычные?
Для средневековых хронистов не было характерным использование сравнительного языкознания. Так ал-Бируни говорил о печенежском языке, состоящем из аланского и хорезмийского языков. При этом, согласно современной классификации, и аланский, и хорезмийский – это иранские языки. Чем руководствовался ал-Бируни, говоря об этих языках, сложно сказать. Сам Бируни мог владеть, по крайней мере, хорезмийским, дари, арабским языками. Данные ономастики и антропонимии, зафиксированные в письменных источниках, указывают на то, что язык печенегов был тюркским.
***
Сведения Константина Багрянородного в первую очередь интересны тем, что в отличие от более поздних хронистов он знал названия отдельных племён. Другим хронистам просто было достаточно этнического обозначения – печенеги. А он отметил, что три из восьми племён печенегов – Йавдыэртим, Куарцичур, Хабуксингила имели самоназвание кангар. Касательно же места проживания венгров указано, что они жили среди хазар около Персии, после столкновения с кангарами часть турок во главе с Лебедией переселилась в Этелькез, а вторая осталась около Персии. Украинский учёный О. Бубенок считает возможным то, что Лебедия – это греческая транскрипция персидского lab-i daryā – берег моря. Эпизод истории, связанный с войной кангар и саварти-асфалов, проживанием венгров рядом с хазарами, воеводой Лебедией, скорее всего, является конструктом Константина Багрянородного, который относил венгров к тюркскому миру и называл венгров турками.
Достоверными являются сведения по истории венгров, начиная с периода их пребывания в Этелькезе. Саварти-асфалы – это савиры. К тому же нужно отметить, что имя Лебедия абсолютно не встречается в собственно венгерской традиции. Византийский историк смешал в единое целое историю савиров и венгров. По мнению О. Бубенка, печенежские племена, носившие название кангар, были носителями одного из восточноиранских языков. Именно они могли происходить от канцзюйцев, которые влились в состав огурских народов в эпоху «Великого переселения народов». О. Прицак переводил названия печенежских городов Salmakátai и Sakakátai как «город Сарматов» и «город Скифов».
Вблизи от Болгарии кочевало племя Гиазихопон, во владениях которого и находились города Аспрон, Тунгаты, Кракнакаты, Салмакаты, Сакакаты, Гыеукаты. С. Толстов предполагал, что печенежское kat было раннесредневековым заимствованием из хорезмийского. Г. Вереш считает, что более уместно тюркское qatay или особо чагатайское qatag. Для Salmakátai он предлагает Salma, а для Sakakátai Saqa, Saxa, Suxa. Печенежские города должны были находиться в нижнем течении Днестра, Прута и Серета. Упомянутые выше поселения были населены болгарами и ромеями. Константин Багрянородный упоминал о крестах на этих землях, то есть они принадлежали христианскому населению, коим не были русы, тиверцы и уличи. А. Шербак считает, что язык печенегов в своей основе был тюркским с элементами иранской лексики. Именно присутствие иранской лексики в печенежском языке могло обратить на себя внимание ал-Бируни.
***
Не менее любопытны сведения о печенегах у Махмуда ал-Кашгари. Он указывал, что язык печенегов, как и язык булгар, тюркский, однако отличается от огузского и кыпчакского языков. Нужно отметить, что в этногенезе огурских племён, которые потом стали называться булгарами, иранский субстрат также играл заметную роль, и язык булгар, как и печенегов, был тюркским. А. Щербак считает, что печенеги писали рунами, по фонологии печенежский относился к огузским языкам. Памятниками печенежского языка являются надписи в кладе из Надь-Сент-Миклоше, надписи на кольцах из Венгрии, на баклажках Новочеркасского музея, на черепе коня из кургана близ Элисты, знаки на хуме Кой-Крылган-Калы. Говоря относительно надписей из Надь-Сент-Миклоша, с ними всё не так просто. Хотя Д. Немет относил их к печенегам, но А. Мудрак предполагает, что надпись на сосудах сделана булгарским языком Аварского каганата.
Н. Баскаков относил печенегов к булгаро-огузкой подгруппе огузких языков. Д. Немет и Д. Дьерффи относили печенежский к кыпчакским языкам. Сам этноним печенеги носил ярко выраженный тюркский характер. Вряд ли языками печенегов были тохарский и один из восточноиранских языков, как считал О. Прицак. Предположение же, что печенежский мог быть близким к огурским языкам (в частности булгарскому), кажется более убедительным. Они основываются на сведениях Махмуда ал-Кашгари, однако есть большое препятствие подобному отождествлению, поскольку среди нескольких десятков слов только одно или два чувашского типа. Г. Вереш воздержался от классификации принадлежности печенежского языка. Интересно, что в «Суй-шу» Кан (Канцзюй) и племя Biqian (печенег) упомянуто раздельно, вероятно, по причине того, что Кан воспринимался как оседлое владение, а Biqian воспринимали как кочевников. Присутствие в списке племён теле в «Суй-шу» аланов скорее было данью более ранней традиции, где аланов воспринимали как кочевников.
Нужно отметить, что к печенегам, в отличие от хазар, не применялся термин туцзюе. Кроме того, там, где по отношению к хазарам в мусульманских источниках в «Худуд ал-Алам» есть короткое обозначение не зависящих от хазар кочевников как Turkan-i Bachanaki. Ал-Истахри и ибн Хаукаль, как и другие арабские хронисты, называли печенегов тюрками в широком, а не в узком понимании этого слова. Интересны сведения Анны Комниной о том, что печенеги и кыпчаки говорили на одном языке. Принимая во внимание данные Махмуда ал-Кашгари, эти утверждения вряд ли соответствуют действительности. Сведения Анны Комниной скорее свидетельствуют о том, что печенеги и кыпчаки – тюрки, и что их языки звучали одинаково для ромеев.
Предыдущую часть «Печенежские набеги: предполагаемая столица в Ташкенте и связи с башкирами, аланами и булгарами» & Ярослав Пилипчук (Yaroslav Pylypchuk): Тайна происхождения и поиски новых территорий одного из необычных союзов тюркских племён
Часть II. Печенежские набеги: предполагаемая столица в Ташкенте и связи с башкирами, аланами и булгарами
Аланский вопрос
По мнению ряда исследователей, появление нового наименования в китайских исторических хрониках указывало на появление новых государств и народов. Мы рискуем остаться в плену представлений китайских авторов. При этом они могли быть очень своеобразными. Так, в «Шофан байчэн» сказано, что земли Канцзюя находятся на нынешних землях касахэ (казахов), а олосы являются потомками усуней. Государственной религией Канцзюя провозглашалось христианство, которое никогда не имело лидирующего положения в землях Центральной Азии. Ф. Гутнов, В. Бартольд, М. Ростовцев, Ю. Гаглойти, В. Ковалевская считают Яньцай аорсами.
Аланья или Аланьнаго – это уже новое государство. По предположению Т. Габуева, А. Цуциева и Ф. Гутнова, аланы вторглись на территорию Яньцай с земель Канцзюя и завоевали местное население. Кстати, связи между Канцзюем и сарматскими племенами прослеживаются и по материальной культуре, например, в образе Фарна. Как и во владениях сарматов были найдены гравированные костяные пластины, на которых изображались батальные сцены, сцены охоты. Изображены европеоидные лица, воины в панцирях и с копьём в руках, на штандартах, вероятно, изображены драконы. В целом наблюдаются параллели с сарматами. Б. Литвинский и Б. Маршак указывают, что эти элементы культуры были широко распространены в этом регионе, включая Эраншахр, Бактрию и Согд.
Территория Яньцай находилась в Приаралье и на нижнем течении Сырдарьи. С. Яценко считает, что борьба за власть в Усунь и миграция части его населения между 25-м и 50-м годом н.э. усилила кангаров, и в середине I века н.э. аланы громят верхних аорсов, а донские аорсы были вынуждены мигрировать далее на запад. По нашему мнению, откочёвка значительного количества аланов на Северный Кавказ и в Восточную Европу должна была ослабить Канцзюй. Впрочем, по предположениям Т. Габуева и А. Скрипкина, часть аланов осталась в Центральной Азии, где была известна и в Средневековье. Кстати, эта миграция в общих фразах зафиксирована и в «Хоу Хань Шу», где Аланья названа соседом Дацинь (Рима).
***
Яньцай упомянуто в «Ши Цзи» и «Хань Шу», где указано, что иное название этого государство Хэсу. Оно названо соседом Канцзюя. В «Хоу Хань Шу» указано, что государство переименовано в Аланьляо. В «Тун дян» и «Тай-пин хуаньюй цзы» владения алан названы Аланьна. В «Чжоу Шу», сказано, что Судэ – это бывшее Яньцай или Вэньнаша. Т. Габуев считает, что Аланьей правил княжеский род Вэнь. В «Суй-Шу» алань упомянуты среди телесских племён. Этот список племён используется в «Бэй-ши», «Тун дян» и «Тай-пин хуаньюй цзы». Яньцай, Аланья, Судэ локализовались китайцами в Приаралье. Что касается государства Юэбань, то оно находилось на территории Кыргызстана и Восточного Туркестана.
А. Малявкин считает, что Юэбань это не гунны, а уже тюрки. Лю Маоцай считал Юэбань сюннами. Относительно же Судэ Л. Боровкова считала население этого царства аланами и динлинами. В «Бэй-ши» сказано лишь то, что это бывшее Яньцай и что правителем этого государства является Хуни, предков которого несколькими поколениями раньше победили сюнну. Если обратится к античным источникам, то мы встретим упоминание о хионитах, которые беспокоили границы Эраншахра в IV-V веках. В пехлевийских источниках они именовались как хйаоны/хйаона. Им должны соответствовать индийские sveta-huna, sita-huna, hala-huna. Однако эти индийские этниконы обозначали и эфталитов.
***
Владения Чжэшэ можно отождествить с владением Чжеши, которое упомянуто Сюань-Цзаном рядом с Таласом, Отраром и Нушаджаном. В «Бэй-ши» сказано, что владение Чжэшэ – это древний Канцзюй. Впервые Чжеши упомянуто в «Вэй Шу». В «Суй-ши» это государство названо Ши. В «Цзю Тан Шу» и «Синь Тан Шу» об этом государстве упомянуто в главе о государстве Кан. В «Синь Тан-шу» упомянуто о посольствах Дун Ваня в Полону и Гао Мина в Чжеше в середине V века. В этом же источнике государство Ши сопоставляется с Чжэчжэ, Чжэчжи, Чжэши. В «Цэфу юаньгюй» это государство названо Тоцзе вместо Чжецзе.
Чжецзе было китайской транскрипцией названия Ташкента – Чач. В «Юань-ши» город был назван Чачи, а в «Мин-ши» Ташигань (Ташкент). Правитель этого государства Сыцзинти одержал победу над тюргешами. В «Синь Тан Шу» Сыцзинти не правитель Ташкента, а правитель Кеша. В «Синь Тан Шу» также говорилось, что владение Ши, которое иначе зовется Цюйша или Цзешуана, соответствует г. Сусе древнего Канцзюя. Владение описано как могущественное и простирающиеся на тысячу ли. Однако, в этом случае Ши (Цюйша, Цзешуана) – это Кеш. Под таким наименованием это владение встречается в «Вэй-шу», «Бей-ши», «Суй-шу», «Цзю Тан Шу», «Синь Тан Шу». Чан Чунь и составители «Юань-ши» называли это владение Цзеши, в «Мин-ши» – Кеши.
***
Оседание в городах было естественным для кочевников, проигравших борьбу за доминирование в степи. Вполне возможно, что многие канцзюйцы осели в Согде. Переселения IV-VI веках в западноевразийских степях не оставляли им иного выбора, как осесть в Согде и слиться с согдийцами. К моменту гуннской экспансии канцзюйцы уже смешались с согдийцами, и их особенность проявлялась лишь в некоторых архитектурных формах типа Шаш-тепе и других на Сырдарье. Сохранились некоторые данные о Канцзюе в пехлевийских и ранних арабо-персидских источниках. В «Шах-намэ» был упомянут город Канг – столица Турана. Рекой Канга называлась Сырдарья.
В «Бундахишн», «Денкард», «Меноке Храд», «Бахман Яшт», «Дадестан деник» упомянута крепость Канг-дез, построенная Сийавушем далеко на востоке. О Канг-дезе как о храме огня, построенном Сиавахашем, упоминали ал-Масуди и аш-Шахрастани. Ат-Табари и ал-Бируни относили существование Канг-дез к временам мифических Индры и Кай-Кауса. Ас-Са'алиби называл Канг-дез крепостью Афрасиаба. Фирдоуси знал о Канге Афрасиаба и Канге Сиавуша. В индийской «Махабхарате» канки упомянуты рядом с шаками (саками) и тукхарами как вассалы правителя княжества Камбоджа. Упомянуты также хара-хуна, которые наверняка были эфталитами. Тукхары – вероятно юэчжи.
***
Столица в Ташкенте?
Масштабные миграции гуннов и огурских племён всё-таки должны были сдвинуть с места часть канцзюйских племён, которые ещё оставались в степях и пустынях. Часть кангаров была увлечена мигрировавшими племенами огуров. Так, Лазар Парбеци упоминал землю кангаров в Кангарских горах около реки Кура. Сириец Мар Григора упоминал о походе персидского шахиншаха Хосрова Ануширвана против иберов в землю hangaraye. Мар Аба называл среди врагов Хосрова kangaraye. В V-VI веках часть кангаров находилась в землях Иберии и Кавказской Албании. Впервые этот аспект исследовал К. Цегледи. Выдвинуться в этот регион они могли вместе с савирами.
Наиболее ранние известия об кангарах в этом регионе содержатся в хронике Лазаря Парбеци. При описании событий 482 года упомянута земля кангаров над долиной Куры на север от Севана на границах Иберии и Кавказской Албании. Савиры проявляли активность по отношению к Южному Кавказу в VI веке, а это значит, что, вероятно, кангары были связаны с более ранним населением – хайландурами-оногурами. К. Цегледи отнёс кангаров к гуннскому кругу племён, правда, с замечаниями, что язык кангаров и их происхождение невозможно установить.
Относительно этнонима кангар Я. Эрней и К. Сабо пытались найти её венгерскую этимологию. А. Вамбери считал, что кангар – это тюрки. Й. Маркварт относил кангар к печнегам. О. Прицак считал название «кангар» производным от kank (камень), а А. Рона-Таш – от kongor (коричневый конь). У ибн Хордадбеха встречалась форма kankar. Её считал правильной Й. Маркварт. А. Вамбери считал, что кангар соответствует kahgїr. Д. Немет считал правильной формой qїngїr. Л. Рашоньи предлагает ту же форму. Э. Трыярски считает правильной форму qїnїr и отмечает, что слово обозначало «храбрый». Это не противоречит сведениям Константина Багрянородного о том, что печенеги назывались так из-за своей доблести.
***
Нужно отметить, что Константин Багрянородный среди восьми племён печенегов выделял три племени, у которых было название «кангар». Название печенегов в Надписи Бильге-кагана было «кенгерес». Предположение О. Прицака об этом наименовании как о «каменных асах» не может быть принято. Представляется возможным, что этнический облик печенегов был сформирован огурскими телескими племенами, однако вполне возможно и присутствие иранского компонента. Первые упоминания в восточных источниках о печенегах и кенгересах датированы VIII веком. Первый этноним зафиксирован в тюркской рунической надписи в честь Бильге-кагана.
Этноним же bečanag зафиксирован в уйгурском посольском донесении, переведённом на тибетский. В «Цзю Тан шу» упомянуто, что восточнотюркютский каган Шибир отправил в Китай посольство во главе с тегином Канхэли. Ю. Зуев реконструирует это имя как Кангарлыг. Кенгересы, скорее всего, находились в качестве вассалов у тюркютских правителей из клана Ашина. Поскольку об их покорении тюркютами в VI веке не говорит ни один источник, то логично предположить, что кенгересы добровольно приняли власть новых хозяев степи после того, как они сокрушили жуаньжуаней (аваров) и эфталитов.
Этноним «кенегерес» С. Кляшторный связывал с кангарами. Ставка кенгересов находилась в районе Шаша (Чача, Ташкента). О. Прицак придерживался мнения, что столица печенегов до их переселения в Европу находилась у Ташкента. В археологическом отношении на территории древнего Канцзюя существовали джетыасарская (нижнее течение Сырдарьи), каунчинская (Ташкентский оазис и Южный Казахстан), отраро-каратауская культуры. Н. Каплун придерживается мнения о происхождении печенегов от населения Канцзюя и считает, что Канцзюй распался на мелкие владения в V веке н.э.
***
Башкиры, хазары, булгары…
История печенегов делится на азиатскую и европейскую части. Об азиатской истории печенегов известно крайне мало. Известно, что в Центральной Азии находилась местность Кангу-Тарбан (Тарбанд). Тарбанд можно отождествить с Отраром на Средней Сырдарье. Это название носил не только город, но и область, которая являлась наиболее западной страной, куда дошли войска кёк-тюрок Могиляня и Кюль-Тегина. Кенгересы, то есть кангары, были союзниками кёк-тюрок. Они восстали против тюргешей. Кюль-Тегин пришёл на помощь кенгересам, разбив тюргешей. Потом он одержал победу над Кушу-тутуком, одним из вождей нушиби.
В китайской «Суй-шу», написанной в VII веке, печенеги упомянуты cреди других племён теле. Сказано, что на берегах реки Адэ на севере от Канa живут Хэси, Хэса, Боху, Бигань, Цзюйхай, Хэбиси, Хэцо, Субо, Емо, Кэдо. В Вэньсяньтукао среди племён названы хэчжи, гецзие, боху, туньцянь, бэйхай, хэбиси, ача, суба. Б. Муратов же считает, что божуцзюли – это башкиры и что этноним также читался как бэйручжэли. А. Комар считает, что Beirujiuli это барсилы, Bjukothun – башкиры, Enqu – оногуры, Alan – аланы. А. Гаркавец считал, что этнонимам в китайских источниках сооветствуют следующие этнонимы Хэза/Хэчжэ – это хазары, Баху/Боху – булгары, Бицянь/Бигань – печенеги, Емо/Евей – йемеки.
По мнению Ю. Лина, Cубо – это сабиры, Хеси – эдизы, Боху – булгары, Yemo – йемеки, Hebisi – кыпчаки, Keda – кутригуры. Необходимо отметить, что Юй Тайшань предложил китайские транскрипции названий кочевых племён. Акацирам соответствует Hujie (хуцзе), оногурам – Hunyu (хуньюй), кадисиям – Qushu (цюйшэ), кутригурам – Qutu (Цюйту), утигурам – Hedan (Хэдань), савиры – Xubu (Сюбу), барсилы – Maksi. Однако отождествление Hebisi = кыпчаки подвергается сомнению А. Гаркавцом. По мнению казахского синолога Б. Еженхана, этноним Hebisi нужно читать Hebisi Hecuo (хэби сихэцо). Нужно отметить, что йемекам вероятно соответствует Yemechih упомянутый в «Ляо-Ши».
***
Вообще, об истории кыпчаков и кимаков можно узнать достоверные данные в хрониках, изданных при династиях Юань и Мин. При этом, как мы могли убедиться выше, они приводились в транскрипции максимально близкой к оригинальному произношению. Относительно же отождествления Keda с кутригурами, оно также маловероятно, поскольку кутригуры, как и европейские авары выпали из поля зрения китайцев, которые в лучшем случае замечали оногуров, аланов и хазар, то есть народы Северного Кавказа. Б. Муратов отождествляет с печенегами племя бигань. П. Пелльо и О. Прицак считали, что этноним Bei-ju относился к печенегам. Т. Сенга высказал мнение, что невозможно отождествить с печенегами любой этноним из списка племён теле. Касательно же иных отождествлений можно принять Хэса = хазары, Субо = сабиры, Enqu = оногуры, Alan = аланы, Beirujiuli = барсилы, все другие отождествления не являются очевидными.
Единственное что мы можем утверждать наверняка так это то, что вместе с тюркютами в западноевразийские степи пришло порядка десяти племён, причём барсилы и хазары, по сведениям тюркских орхоно-енисейских надписей, были частью тюркютов. Переселения должны были серьёзно изменить этнонимию западноевразийских степей как и любое завоевание западноеврзийских степей ранее или позднее. Знания китайцев об этнографии западноевразиатских степей приблизительны и нас не должны удивлять сведения о принадлежности аланов к теле. Этноним теле относителен, как и относителен этноним тюрки и сакалиба в арабо-персидских хрониках. Древние хронисты за редким исключением не были лингвистами.
Предыдущую часть «Печенежские набеги: загадка страны Канцзюй, упомянутой в «Авесте» и «Махабхарате»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев