Сираки – небольшой скифский народ, перекочевавший на Кубань из Закавказья в II веке до н.э. Профессор Городцов считает, что они принесли с собою особые драгоценные украшения для конской сбруи, подобные тем, которые греческие мастера вырабатывали раньше для скифов-сака. Они хоронили своих покойников так же, как торки. В могильной яме, обычно с её северной стороны, ниже дна подкапывалась камера или подбой, куда укладывали покойника, а прямо на дно могилы помещали его умервщлённого коня. На Северном Кавказе сираки сначала жили под властью своих князей, но со временем должны были подчиниться боспорским царям. Они постепенно перешли к оседлости, смешались с торетами и удзами и с III века н.э. исчезают из хроник. Древние географы указывают область их кочевий и поселений там, где позднее по свидетельству персов располагалась Земля Касак. Тореты и торки сохранили их погребальный обряд, а потому в археологии его принято называть «торческим».
Восточные сарматские союзы аорсов и сираков населяли пространства между Азовским и Каспийским морями, на юге их земли простирались до Кавказских гор. Сираки занимали приазовские степи и северокавказскую равнину к северу от Кубани. Предгорные и равнинные районы Центрального Предкавказья тоже принадлежали сиракам, но на рубеже новой эры их потеснили аорсы. Аорсы кочевали в степях, расположенных от Дона до Каспия, в Нижнем Поволжье и Восточном Предкавказье. За Волгой их кочевья доходили до Южного Приуралья и степей Средней Азии. По словам древнегреческого географа и историка Страбона, аорсы и сираки «частью кочевники, частью живут в шатрах и занимаются земледелием». Наиболее высоким уровнем общественного развития отличались сираки, которые подчинили на Северо-Западном Кавказе земледельцев-меотов и создали своё государство. Одной из резиденций сиракских царей был город Успа, находившийся недалеко от восточного побережья Азовского моря.
***
В 49 году сираки и аорсы – традиционные союзники утвердившейся в Боспорском царстве понтийской династии – втягиваются в борьбу за престол между Митридатом VII и Котисом. Наличие сразу двух царей на Боспоре разлучило сираков и аорсов: первые помогали Митридату, вторые – Котису. В итоге аорсы оказались на стороне победителей, а сираки утратили благосклонность боспорских владык. В ходе этой борьбы какая-то часть аорсов и сираков оказалась далеко к западу от родных степей. По сообщению римского историка Плиния Старшего, аорсы кочевали в Буджакской степи в Молдавии, а сираки – между Николаевским лиманом и Перекопом. Напомню: на другом берегу Николаевского лимана располагался греческий город Ольвия, граждане которого также поддержали Митридата VII.
Древнеримский историк Плиний, живший в I веке н.э., упоминает в Кавказских горах савроматов и эпагерритов, которых он называет «сарматским народом». Эпагерриты – значит «обитатели земель близ реки Герр». Герр – река в Скифии. В местности у реки Герр располагались скифские царские могильники. А историк аничности Геродот помещал эту реку в Приднепровье, а Птолемей – в Приазовье. По древнегрузинским летописям, Центральный Кавказ (включая и северную часть Закавказья) населяли скифо-сарматы. Их вместе с соседями-дурдзуками (предками вайнахов) древние грузины называли «кавкасиани», что в переводе означает «кавказцы». Также у Страбона есть любопытный момент в перечислении племён, населявших Азию (то есть земли к востоку от Танаиса).
Перечисляя народы с севера на юг Страбон пишет: «… первую часть – от северных стран и океана – населяют некоторые скифы-кочевники, живущие в кибитках, а ещё далее от них вглубь страны – сарматы (тоже скифы), аорсы и сираки, простирающиеся на юг до Кавказских гор…» [Кавказ и Дон в произведениях античных авторов. 1990: 176-177]. Сираков большинство исследователи локализуют в пределах довольно ограниченного района: в Прикубанье, либо в бассейне рек Егорлык и Маныч [Шилов В.П., 1983: 41-43]. Аорсы обитали на левобережье Нижнего Дона, верхние аорсы владели северным и западным побережьями Каспийского моря, степями Нижнего Поволжья [Шилов В.П., 1983: 37; Скрипкин А.С., 1990: 196]. Древний этноним «сирак» (sıyraq) сохранился в качестве названий небольших родов у ногайцев, казахов и узбеков:
***
1. Qara-sıyraq – род (ырув), входивший в состав Джембойлукской орды ногайцев (представители проживают в Турции).
2. Quw-sıyraq – родовое подразделении в составе рода Sıyqım племени Duwlat (Ulı jüz – Большая орда, Казахстан).
3. Sıyraq – род (урув) в составе племени Nayman (Orta jüz – Средняя орда, Казахстан).
4. Sıyraqtı (основа sıyraq + аффикс -tı) – родовое отделение племени jağalbaylı (жагалбайлы).
5. Sıyraqtı ~ sıyraq – среди родовых групп объединения алшынов (Младший жуз, Казахстан).
6. Qara sıyraq, букв. «чёрные голени», – род в составе узбекского племени qırq, букв. «сорок» (возможно, от выражения qırq uruw «сорок родов» в значении «составленный из множества разных родов»).
Определение qara, букв. «чёрный», могло обозначать часть рода по географическому признаку (западный, северный), в противоположность словам aq, букв. «белый», и sarı(ğ), букв. «жёлтый» (т.е. восточный или южный); ср. qara-tatar, qara-bulğar, qara-qıpçaq, sarığ-yuğur и т.д.
Прилагательное quw, букв. «высохший; бледный», встречается в названии европейских алан – гу-алан < quw-alan, в форме quba «светлый» в этнониме quba-qalmaq.
Лексема sıyraq имеет значения: «голень; большая берцовая кость; одна четвёртая часть туши (крупного скота); сошки (старого охотничьего ружья)».
Возможно, родовые подразделения с этим названием встречаются в составе других казахских племён и тюркских народов.
Аналогичные примеры:
- скифское племя agar (греч. форма мн.ч. – agaroi), видимо, имеет связь через общее имя со средневековым тюркским племенем aqar ~ ağar и ушедшими в раннем средневековье на запад аварами (abar ~ awar, букв. «переселенцы» – причастие от глагола ağ- ~ aw-);
- древний этноним sawar ~ sawır (самоназвание северокавказских гуннов-савиров) сохранился в имени sabar, обозначающем родовое подразделение кыргызского племени sarı-bağış;
- название скифского племени katiar сохранилось в разных формах: qazar – хазар, qadjar – каджар, kedar – кедар, гунны-кидариты и пр.; известны объединения «белых» (агафирсы, акациры, ак-казар, ак-хазир и т.д.) и «чёрных» (кара-хазар);
***
- название скифского племени kaniak осталось в именах родов, впоследствии вошедших в состав племени arğın – qara-kenjek и sarı-kenjek, представители которых проживают в селе Кайнар (Абралинский район, ВКО), а также в названии средневекового города в Казахстане – Кенжак;
- название скифского племени alazones (основа – alaz), обитавшего во времена Геродота в Северном Причерноморье, использовалось в средние века как обозначение тюркского племени haladz ~ halaç, от которых ведут происхождение халаджи в Иране и многочисленное племя гильзаев в Афганистане; этот же древний этноним сохранился как архаичное самоназвание alaş у казахов и был известен в роли общего боевого клича (uran) у ногайцев и казахов;
аримы – это название киммерийского племени упоминается в гомеровском эпосе (Αριμοισι). В ассирийских источниках XIII века до н.э. упоминаются arima, в более поздних урартских источниках – arme. Arimoi (латинск. Arimi) – a Cymmerian tribe in Asia Minor.
Киммерицы, как и впоследствии скифы, сарматы, аланы, гунны, авары, булгары, куманы, печенеги и др., расселялись на Балканах, уходили в Западную Европу. Так, часть киммеров (kimmerioi, kimbri) ушла на север Германии (латинск. cimbri, немецк. cimbern – кимвры), другая – на северо-запад Франции (кимврийцы, кимрийцы), затем они оказались на Британских островах (cymri – древние племена, поселившиеся в горных районах Уэльса, архаическ. название – cambria, kimraeg – самоназвание валлийцев). Какая-то группа ушла в Ассирию и Малую Азию, где осела в Южной Каппадокии (др.-еврейск. gamer, др.-армянск. gamir-k). Часть осталась на местах прежнего обитания (на западе Северного Кавказа и в Северном Причерноморье) под властью скифов. Отдельные группы осели на Нижнем Дунае. Другие через Валахию ушли в Македонию, третьи – через Трансильванию, Большую Венгерскую равнину и Восточные Альпы – в Южную Францию. Ряд исследователей истории киммерийцев считают, что их отдельные роды прошли севернее Карпатских гор и оказались в Бельгии, иные поселились в Скандинавии и Британии.
***
Аримы (ассирийск. arima, урартск. arme) – киммерийское племя, обосновавшееся в Киликии. Страбон локализовал их в Лидии. Они неизбежно вступали в контакты с автохтонным населением, постепенно смешиваясь, заимствовали слова и усваивали местный язык. Ввиду этого остальные киммерийцы могли называть метисированных соплеменников тюркским словом yarım «половинные». Приведём параллель: в средние века было употребительно слово «караунас» (метис), которым кочевники Могулистана презрительно именовали «чагатаев» – тюркское население Мавераннахра, смешивавшихся с таджиками и, вероятно, иногда, в связи с утратой или недостатком скота, переходившее к занятию земледелием. Казанские татары насмешливо называли мишарей (носителей западного диалекта поволжско-татарского языка) yarım-urıs, букв. «полурусский» из-за употребления немалого числа русских слов в речи последних. Слово yarım входит в состав этнонима arimaspoi (аримаспы), в котором имеет значение «один из парного соматического органа».
Ещё пример использования слова yarım применительно к определённой категории населения. В XIX веке турки называли помаков (болгар-мусульман) yarım dinli, букв. «полуверные», видимо, из-за того, что те придерживались каких-то старых обычаев, связанных с православием. Возможно, помаки – потомки тюркских племён, воспринявших славянский язык. Есть предположение, что небольшой этнос каракачаны (влахи, саракачаны) – тюркские племена, перешедшие на новогреческий язык. Гачаны – средневековое (аварское?) племя, обитавшее в Далмации. Были ассимилированы хорватами. Saioi – самоназвание царских скифов, т.е. того племени, из которого вышла династия царей номадов и которое находится в их подчинении в качестве дружины или гвардии. Ср. казахск. say «достойный; соответствующий, подходящий; изобильный» (слово с очень позитивной экспрессией). Вероятно, это либо соционим, либо почётное прозвание, впоследствии – ввиду привилегированного положения племени – ставшее этнонимом.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев