Волжские булгары. Зрелость: История и культурные достижения Казанской Булгарии. Булгары в составе Золотой Орды и после неё
После монгольского завоевания Половецкой степи (Дешт-и-Кипчак) половцы оказались в подчинении у монголов. Половецкие ханы и предводители были уничтожены, а их роды и племена были подчинены монгольским феодалам. В дальнейшем небольшое количество монголов, оставшихся в нижнем Поволжье после завоевания Восточной Европы, растворились среди половцев, которые остались основным населением улуса Джучиева в силу своей многочисленности по сравнению с завоевателями. Арабский историк ал-Омари (умер в 1349 году) писал: «В древности это государство было страною Кипчаков, но когда им завладели татары, то кипчаки сделались их подданными. Потом они (татары) смешались и породнились с ними (кипчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (татар) и все они стали точно кипчаки, как будто они одного [с ними] рода, оттого, что монголы [и татары] поселились на земле кипчаков, вступали в брак с ними и остались жить в земле их (кипчаков)».
Об этом же пишут современные исследователи. Так, например, Б.Д. Греков и А.Ю. Якубовский отмечают: «Нет сомнения, что в Улус Джучи ушло немалое количество монголов с семьями и со всем своим имуществом, в первую очередь со скотом. Однако передвижение это, тесно связанное с завоеванием, ни в коей мере не могло рассматриваться как переселение. Основная масса монголов осталась у себя на родине, в Монголии. Естественно, что в такой обстановке не могло быть и речи о монголизации завоёванных стран, в данном случае Дешт-и Кипчак». Так как в Европе монголов называли татарами, то это название было перенесено на половцев, а в дальнейшем и на другие тюркские народы. Таким образом, немногочисленные монголы, оставшиеся в низовьях Волги и других районах юга Восточной Европы, «отюречились». Уже в XIV веке в Золотой Орде был в ходу не монгольский, а тюркский язык с признаками кипчакских и огузских элементов, то есть язык на котором говорили тюрки Средней Азии.
При этом историки ссылаются на ярлык Тохтамыш-хана 1383 года. Известно, что ещё Узбек-хан (1312-1342) говорил на монгольском языке с другими чингизидами. В том же веке дипломатическая переписка параллельно с тюркским велась и на монгольском языке. «Вся последующая история юго-востока Европы показывает, что от монголов, вернее татар, сохранилось только имя, но не их язык», – пишут Б.Д. Греков и А.Ю. Якубовский. Монгольские ханы и феодалы потеряли не только монгольский язык, но и облик своих предков, ибо из поколения в поколение они женились на красивых женщинах из булгарок, русских, украинок, грузинок, осетинок и т.д. Да и просто население Золотой Орды имело в своём составе немало женщин и мужчин, взятых в плен при набегах на Булгарию, Русь, Грузию, Осетию и другие страны. Если учесть, что половцы были европеоиды, то население юго-востока Европы по своему антропологическому виду не очень-то отличалось от населения другой части Восточной Европы. Вот с этими татарами и имели дело русские и смешивались с ними, поэтому-то у южных русских, которые более других вобрали в себя переселенцев-татар и нет ярко выраженных монголоидных черт.
***
Правящая верхушка любой страны всегда проявляет особую заботу о выгодных династических браках. Подобных соображений придерживались и русские князья во времена подчинения Руси Золотой Орде. Так, Глеб Васильевич, князь белозёрский (ростовский) вернулся из Орды в 1257 году с женой-татаркой. Князь Фёдор Ростиславич Чёрный в 1281-1292 годах жил в Орде, там женился на ханской дочери. В 1302 году ростовский князь Константин Борисович взял жену из Орды. Юрий III Данилович (1281-1325), великий князь московский, был женат на сестре Узбека, хана Золотой Орды. Татарки, выходя замуж за русских, выезжали к мужьям с многочисленной челядью и принимали православную веру. Известен факт и службы русских князей в Орде. Русский князь Василий из Карачева в правление Узбек-хана ушёл в Белую Орду, там женился на татарке. Их сын Карач-мурза (Иван Васильевич) вернулся на родину отца с немалым числом татар, которые осели на реке Неручи южнее Брянска. Приняв православие, они обрусели и превратились в русских земледельцев.
Таким образом, родственные связи правящей верхушки Руси и Орды были достаточно тесными. Поэтому, когда в 1312 году хан Золотой Орды Узбек принял ислам в качестве государственной религии, многие золотоордынские нойоны, не желая перейти в мусульманство, бежали в Русь на службу к православным князьям, прежде всего к московским. «В силу различных политических и семейных причин, – пишет М.Д. Каратеев, – представители татарской аристократии, уже начиная с княжения Александра Невского, стали в свою очередь выселяться на Русь. Тут они всегда встречали хороший приём, переходили в православие, получали землю и службу, женились на русских барышнях и, вливаясь в ряды русской знати, преданно служили своему новому Отечеству. Каждый из них приводил с собой десятки и сотни нукеров и слуг, которые тоже быстро растворялись в русской массе, – таким образом смешение русской и татарской крови шло не только в верхних, но и в нижних слоях общества».
Особенно усилился поток золотоордынской знати в Русь, где они переходили на службу к московским царям, после развала Большой Орды, наследницы Золотой, и падения Казанского, Астраханского, Ногайского и Сибирского ханств. Теперь уже трудно определить, какие из так называемых татарских мурз принадлежали к булгарскому, ясо-черкасскому (т.е. тому же булгарскому) и половецкому родам. Русские ещё во времена Золотой Орды перестали их различать, называя всех тюрок татарами. Ясо-черкасы раньше других тюрок подпали под влияние этноноосферы русских. К концу распада Золотой Орды они уже в большей степени были русскими, чем татарами, хотя и сохраняли свою этническую особенность. М.Д. Каратеев приводит описание 92 княжеских, 50 боярских, 13 графских и более 300 древних дворянских родов, которые ведут своё начало от татарских предков. К указанному количеству титулованных родов, считает автор, можно было бы добавить ещё несколько сот дворянских фамилий татарского происхождения, извлечённых из губернских родословных книг.
***
Простые люди родословные не вели, поэтому сколько русских семей ведут своё происхождение от татарских предков, указать невозможно, но нет сомнения, что они исчисляются многими тысячами. Далее М.Д. Каратеев пишет: «Все эти многочисленные потомки татарских родоначальников уже во втором-третьем поколении обращались в людей чисто русских по духу и по воспитанию. Они честно и верно служили Отечеству, не только сражаясь за него в бесчисленных войнах, но и на всех поприщах мирной жизни дали ему немало выдающихся и даже гениальных людей, прославивших русскую культуру». Переходившие на службу к русским царям татары были пассионариями, которые находили благоприятные условия к приложению своих способностей и энергии в Руси. И их потомки, унаследовавшие пассионарность своих предков, внесли ощутимую лепту в укрепление и развитие русской этноноосферы.
***
Когда в 1380 году на поле Куликовом сошлись в битве войска Дмитрия Донского и Мамая, то в рядах противников не было национальной однородности. На стороне Дмитрия Донского вместе с русскими сражались татары (обрусевшие и не обрусевшие) и литовцы. Так, например, татарский мурза Мелик командовал русским сторожевым полком. На Куликовом поле пали два больших воеводы Дмитрия Донского – выходцы из татар, князь Юрий Мещерский и боярин Андрей Серкизов. После поражения Мамая на Куликовском поле жизнь в Золотой Орде стала ещё более неустойчивой и беспокойной. Новая волна золотоордынских феодалов со своими отрядами потянулась в Русь. Среди них был и предок великого русского поэта М.Ю. Лермонтова по материнской линии Аслан-Мурза Челибей. Он со своими воинами перешёл на службу к Дмитрию Донскому, был крещён и получил имя Прокопия. Великий князь выдал за него Марию, дочь своего сподвижника Житова. Прокопий и Мария имели многочисленное потомство, одна из ветвей которого и дала жизнь роду Арсеньевых.
«В области науки, – пишет М.Д. Каратеев, – потомками татар были гениальные русские учёные Менделеев, Мечников, Павлов и Тимирязев, историки Кантемир и Карамзин, исследователи севера Челюскин и Чириков. В литературе – Достоевский, Тургенев, Державин, Языков, Денис Давыдов, Загоскин, К. Леонтьев, Огарёв, Куприн, Арцыбашев, Замятин, Булгаков и целый ряд других талантливейших писателей и поэтов. В области искусства, только в числе самых ярких его светил, можно назвать балерин Анну Павлову, Уланову и Специвцеву, артистов Каратыгина и Ермолову, композиторов Скрябина и Танеева, художника Шишкина и другие». Многие государственные деятели России, военачальники, генералы и адмиралы её вооружённых сил были потомками татар. Среди них Апраксин и Растопчин, Дашков и Мордвинов, Суворов и Кутузов, Аракчеев и Строганов, Кочубей и Уваров и другие.
Удивления достойно, насколько русская этноноосфера обладала исключительной и большой «принудительной» силой, что смогла настроить мысли и чувства такого количества иноплеменников на русский лад, в то же время не растеряв своих качеств, а наоборот, укрепив их. «Татары, – пишет М.Д. Каратеев, – дали России двух царей – Бориса и Фёдора Годуновых, и пять цариц: Соломонию Сабурову – первую жену Василия III, Елену Глинскую, – его вторую жену, Ирину Годунову, – жену царя Фёдора Иоановича, Наталью Нарышкину – вторую жену Алексея Михайловича и мать Петра Великого, и Марфу Апраксину, – жену царя Фёдора Алексеевича. Евдокия Сабурова была женой царевича Ивана, убитого своим отцом – Иваном Грозным». Русской церковью к лику православных святых причислены св. Петр Ордынский – племянник Бату, правителя Золотой Орды, принявший православие, и волжский булгарин – св. Петр мученик Казанский. В первой полови не XVIII века метивший на упразднённый Петром I патриарший престол был потомок татарина воронежский епископ Георгий.
***
Е.П. Карнович отмечает, что «некоторые татарско-княжеские роды достигли богатства и знатности. К числу таких родов принадлежат: князья Урусовы, князья Черкасские и князья Юсуповы. Представители этих родов причислены были при императоре Павле к русско-княжеским родам, а представители двух первых, т.е. Урусовы и Черкасские, ещё в XVII веке стояли на высших степенях московского боярства, несмотря на то, что члены этих родов только недавно приняли православную веру. Из них Урусовы были потомками Эдигея, князя ногайского, одного из вождей Тамерлана, а князья черкасские считались потомками египетского султана Инала и были владетелями Кабарды […] другие татарско – ныне – русско-княжеские роды, как, например, Ширинские-Шихматовы, были потомками татарских мурз, имевших исключительное право вступать в брак с дочерьми крымских ханов. Ширинские мурзы начали приходить в русское подданство в половине XVI века; при этом они принимали православную веру и со временем совершенно обрусели. Но ещё задолго перед тем, как предки князей Ширинских-Шихматовых появились в Москве, один из князей или мурз Ширинских, Бахмет, пришёл из Большой Орды в Мещеру, завоевал её, крестился там сам и вместе с собою крестил многих людей. От этого Бахмета (Усейна) и пошли нынешние князья Мещерские».
Приходится приводить длинные выписки, чтобы показать написанное русскими историками на основе русских источников. Из них же вытекает, что несмотря на то, что в состав русского этноса влилось большое количество татар, русский народ не «отатарился, он сохранил свою духовную культуру в своей основе неизменной, хотя и воспринял отдельные элементы татарской политической жизни и материально-бытовой культуры».
А то, что потомки татар развивали русскую культуру, происходило уже в рамках русского менталитета. Подобные же процессы происходили в Волжской Булгарии лишь с той разницей, что булгары и приходившие в Казань татары-половцы были родственными этносами, что дало повод с течением времени некоторым историкам утверждать, что булгары были поглощены татарами, ибо за их родственностью трудно было разобраться в действительных этнических процессах, тем более с течением времени. В действительности же булгарская этноноосфера так же, как и русская, сохранилась в своих фундаментальных основах. Пришлые представители других этносов, восприняв булгарскую духовную культуру на основе исламского вероисповедания, обулгаризовались. Казанские ханы, потомки чингизидов, искренне считали себя булгарами, за исключением тех, которые тяготели к своим обрусевшим родственникам, занимавшим высокие посты в Московском государстве. Нельзя забывать и того обстоятельства, что в XV-XVI веках татарские ханы только формально, по названию были чингизидами, фактически они были представителями того народа, которым правили, ведь их матери и бабушки были булгарками, русскими, короче представительницами покорённых монголами стран.
Автор: Р.Х. Бариев
Продолжение следует...
Раздел первый «Кровное родство булгаро-татар и русских»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев