ПОМОЩНИК должен:
• дождаться проявления инициативы со стороны ученика. Например, он потянулся за предметом.
• помочь ученику обменять карточку на предмет;
• постепенно отменить подсказку.
Изначально Помощник с помощью полной физической подсказки («рука в руке») помогает ученику проделать все действия для обмена карточки на предмет:
• взять карточку со стола;
• протянуть руку с карточкой по направлению к раскрытой руке Собеседника;
• положить карточку в руку Собеседника.
Затем постепенно происходит отмена подсказки: при каждой последующей пробе мы уменьшаем помощь ребёнку.
Итог: ребёнок самостоятельно обменивает карточку на интересующий его объект.
Уменьшение подсказки обязательно делать с конца цепочки. Сначала ребенок научится самостоятельно класть карточку в руку Собеседника, потом протягивать руку с карточкой по направлению к раскрытой руке Собеседника и лишь потом брать карточку со стола.
Важно перед началом занятия убедиться, что предлагаемый ребёнку предмет для него сейчас интересен. Для этого дайте ребёнку маленький кусочек съедобного поощрения или на несколько секунд поиграть с несъедобным поощрением («бесплатно»). Если ребёнок съел предложенный кусочек или играет с игрушкой, значит используем этот предмет для обучения.
РЕБЁНОК получил желаемый предмет:
• оба педагога возвращают карточку на стол;
• ждут, пока ребёнок съест лакомство или поиграет с игрушкой в течение 10-15 секунд;
• спокойно забирают предмет (если это что-то несъедобное);
• повторяют пробу.
РЕБЁНОК потерял интерес к предмету, который получал в обмен на карточку.
• Меняем предмет на более мотивационный.
Предлагаем ребенку съесть другое лакомство или поиграть «бесплатно». По реакции убеждаемся, что нашли новое поощрение.
РЕБЁНОК не отдаёт игрушку.
• в таком случае стоит выбирать либо съедобные поощрения (если они присутствуют в списке подкрепляющих стимулов);
• либо начинать занятия с предметами, идущими последними в списке мотивационных стимулов.
Тогда, в случае отказа отдавать игрушку, заинтересуйте ребёнка более "любимым" для него предметом. Так же можно предложить дополнительные экземпляры желаемого предмета. Допустим, ребёнок получил машинку и не желает с ней расставаться, заинтересуйте его ещё одной машинкой.
Если ребенок проявляет нежелательное поведение, кричит, дерётся, плачет - прекращайте занятие. А следующее начните с менее мощного стимула.
РЕБЁНОК использует карточку не функционально: грызёт, крутит и т.д.
• в таком случае Помощник должен немедленно блокировать подобные действия.
Если же Помощник не успел это сделать, карточка возвращается обратно на стол, обмен начинается заново.
Если поведение не проходит, убедитесь, что предлагаемый предмет интереснее, чем не функциональное использование карточки.
Попробуйте избавиться от тех параметров карточки, которые так привлекают ребенка. Можно сделать её помягче, чтобы ребёнок перестал грызть или крутить, покрыть карточку матовой плёнкой, если ученику нравится её блеск и т.д.
При правильной работе Помощника и Собеседника у ребёнка не будут возникать ошибки, однако случается всякое.
Например, ребенок может выронить карточку при выполнении действия.
В случае ошибки начните цепочку заново: вернули карточку на стол (не просим ребенка поднимать) -> выполняем последующие действия -> на моменте, когда произошла ошибка, даём ребенку более сильную подсказку.
Занятие заканчиваем только на успешной попытке.
Важно не дожидаться, когда ребёнку надоедят все предлагаемые предметы или когда он сильно устанет.
На данном этапе мы обучаем ребёнка только обмену карточки на предмет. Ребёнку не обязательно уметь сопоставлять изображение с самим предметом. Однако, мы не всегда можем быть уверены в том, что умеет делать наш ребенок, а что нет. Поэтому лучше, чтобы рисунок на карточке соответствовал конкретному предмету.
Клиенты присылают нам фотографии любимых игрушек/одежды, и мы изготавливаем для них индивидуальные карточки в дополнение к универсальным.
________________________
Все ли пункты этого этапа понятны? Очень мало от вас вопросов получаем. Лес рук! :)
#autism #pecs #planik #аутизм #папкапекс #планик #аутизмнеприговор #пекс #рас
Комментарии 2