Деловая репутация и социальные сети
Здравствуйте мои дорогие читатели и уважаемые пользователи Юридической социальной сети! Интернет затягивает в свои сети, в том числе социальные и не только. Есть у нас и электронные сервисы и ресурсы, на которых пользователи могут оставлять отзывы, высказывать свое мнение. Но не все пользователи ведут себя добросовестно - некоторые высказывают иногда ложные суждения. Да что там, далеко ходить не надо: я тоже в своей жизни много чего уже прочитала на просторах социальных сетей о себе - и "эскортница, и мужа у меня нет, и "подлая и циничная" и прочее. Мне искренне очень жаль всех людей, которые отзываются обо мне в таком ключе, ведь мои близкие знают, что эта "лжеоценка" из социума ко мне явно не относится, просто мелкие завистливые «людишки» никак не могут пережить мой успех. Ну да ладно, вернемся к основной теме. Сегодня я расскажу о том, как компания решила защитить деловую репутацию, а заодно взыскать судебные расходы с владельца сайта. У судов возникли разногласия о том, кто возместит издержки, да так, что в деле пришлось разбираться Верховному суду. Давайте более подробно разберём эту интересную правовую ситуацию.
ВС взыскал судебные расходы с владельца сайта, где оставили негативный отзыв - суть дела
Еще в 2021 году, какой-то пользователь с ником пусть будет условный Иванов* написал "гадкий" отзыв в отношении известной компании. Автор такого чудо-комментария написал отрицательные сведения о руководителе компании, деловых отношениях и работе фирмы в целом.
Что было дальше?Сначала обиженная сторона (компания) направила претензию владельцу сервиса, но отзыв не удалили. Пришлось обращаться в суд за защитой - был подан иск в суд. Заявитель требовал признать отзыв не соответствующим действительности и порочащим репутацию, обязать "сайт" удалить комментарий и взыскать 15 756 руб. на составление нотариального протокола осмотра сайта и всего 6000 руб. государственной пошлины.
Владелец сайта написал отзыв, где указал, что он - ненадлежащий ответчик, поэтому мол обращайтесь к тому, кто написал коммент.
Судья иск удовлетворила, указав, что информация из комментария не соответствует действительности.
Ответчик был не согласен и пошел в апелляцию с жалобой
Апелляция ответила примерно так: "пусть коммент писал и не владелец сайта, но он, как владелец и администратор сайта, отвечает за распространение сведений об истце! Ответчик написал кассационную жалобу и судьи кассационной инстанции встали на сторону владельца сайта. Мол, отзыв по вступлении в законную силу решения уже удален.
Здесь уже Истец был не согласен с выводами судей кассационной инстанции и в своей жалобе в ВС РФ указал, что окружной суд нарушил принцип распределения судебных расходов из п. 1 Постановления Пленума ВС от 21.01.2016 № 1
Порочащую информацию распространили из-за того, что ответчик создал сайт и условия, когда пользователи могут публично писать недостоверные сведения.
Вывод ВС РФ
К доводам компании прислушались в Верховном суде.
Коллегия отменила акт кассации в части отказа удовлетворить требования Истца о взыскании судебных расходов с владельца сайта и оставила в силе акты нижестоящих инстанций. Ответчик должен компенсировать траты на нотариуса и госпошлину.
Мнение юриста
Конечно интернет - технологии развиваются, а вместе с ними и мы. Я считаю, что приведённая выше правовая ситуация показывает, что модераторам на сайтах нужно более активно и продуктивно работать, и конечно же удалять любую информацию, которая порочит честь и деловую репутацию пользователей или гостей сайта, в том числе крупных компаний, которые имеют в своём штате арсенал хороших специалистов, с качественными юридическими познаниями.
А иначе это все может привести к тому, что некоторые личности или компании, в лице их представителей будут подавать иски о защите чести и достоинства именно к владельцам сайтов, и взыскивать судебные расходы именно с них, а не с того, кто написал такой негативный отзыв (то есть, автора коммента).
Например, нотариальное заверение документа и оплата юридической помощи по Договору стоит все-таки не малых денег. Надо задуматься многим и более активно реагировать на запросы.
---------
Благодарю Вас за прочтение информации! Желаю успехов и успешной трудовой деятельности!
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
WhatsApp, Telegram - +79150689111
C Уважением, юрист Разина Дарья Алексеевна
Автор публикации:
Юрист Разина Дарья Алексеевна, г. Москва
Нет комментариев