Годы, годы... Летят птицею… Педагогическому училищу (колледжу) 90 лет!
Я пришла работать в училище в 1979 году из родной школы № 4. Попасть в педагогический коллектив было не так просто, сюда брали только проверенных, талантливых людей. Как сейчас помню первую встречу с директором Вячеславом Дмитриевичем Бабушкиным …
– Вы учились в педучилище?
– Нет, что Вы, я сразу после школы в пединститут!
Пауза…
– Жаль.
Я тогда не поняла почему жаль. Теперь понимаю. Только среднее профессиональное педагогическое образование формирует настоящего профессионала. Рекомендацию дала Клавдия Ивановна Беляева, начальник городского отдела народного образования. Так, я попала в легендарный педагогический коллектив Петровск-Забайкальского педагогического училища, которое тогда уже готовилось к 50-летнему юбилею.
Меня приняли преподавателем русского языка и литературы на физкультурное и дошкольное отделения. Физкультурники учились с утра, дошколята – во вторую смену. Уроки заканчивались в 19:40. Зимой – это уже ночь. В этом же году мне дали первую группу – 1 «Г». Это была замечательная группа талантливых, умных девочек! Таня Соснина – староста, Света Шишмарева – комсорг, Люба Куклина – профорг, Оля Гаськова, Полина Первухина, Римма Безъязыкова, Таня Безбородова, Надя Горбунова, Люба Гнеушева… Всех помню и люблю. Мои первенцы!
Работали классными в паре с Риммой Семеновной Голенковой, опытным, знающий преподавателем, моим первым наставником. «Ты слишком добрая и мягкая», - говорила мне Римма Семеновна, - учись быть более жёсткой и требовательной!». А какие у неё были девочки! Лида Федорова, Марина Чернецова… Умницы! Иной раз побаивалась их вопросов. Глядят пытливыми глазами и кажется, что они знают больше тебя… Приходилось много читать, заниматься самообразованием, чтобы соответствовать им, моим ученикам. Так незаметно пролетели три с половиной года.
Тогда между группами были социалистические соревнования за право поехать в Москву на зимних каникулах. Это право получила группа 4 «В». Мы проиграли совсем чуть-чуть…
Чем мы жили? Как жили? Уникальное время! Ни минуты покоя. Учились на совесть, соревновались во всем, защищали политические плакаты «БАМ – стройка века!», инсценировали военные песни «В лесу при фронтовом», ставили спектакли - Маргарита Алигер «Зоя», пели хором, субботники, походы, шефская работа.
Когда мои девочки были на третьем курсе, мне доверили вести предметы «Детская литература» и «Выразительное чтение». Я очень надеюсь, что мои первые студентки помнят эти уроки…
Так незаметно в трудах, в заботах пролетели первые шесть лет моей работы на дошкольном отделении. Я выпустила ещё одну группу дошколят, замечательных девочек: Аня Максимова, Надя Быкова, Люба Бронникова, Калгины Галя и Ира, Лена Баранова. Как сложилась судьба моих учеников? Надеюсь, что все хорошо. Они достойно несут звание воспитателя.
Работа на школьном отделении.
Мои дошколята закончили училище зимой 1985 года. Отшумели выпускные и разлетелись мои девочки на работу по всей Читинской области. С благодарностью вспоминаю коллектив дошкольного отделения. Я нашла здесь друзей – настоящих, преданных своему делу педагогов: Зинаида Федоровна Гаманистова – заведующая дошкольным отделением, Римма Семеновна Голенкова, Валентина Михайловна Максимова, Галина Ивановна Прохорова, Екатерина Григорьевна Пелепягина, чуть позже пришли Татьяна Ивановна Кулькова и Лидия Геннадьевна Кондратьева – все они сплоченная команда преподавателей частных дошкольных методик, профессионалы! Наша дружба, участливое общение продолжается до сих пор.
80-90 годы XX века скупо упомянуты в наших юбилейных буклетах. А ведь это был настоящий рассвет педагогического училища, это было время перехода на более высокую научную ступень всего коллектива. Мы готовились к переходу в колледж, активно занимались переподготовкой кадров, большая часть педагогического коллектива прошла переподготовку в крупнейших городах России на базе пединститутов. Я проходила переподготовку в Орехово-Зуевском педагогическом институте. Опыт, знания, встречи обогатили меня чрезвычайно. Хотелось работать, воплощать новые идеи.
Были незабываемые встречи с детскими писателями в доме литераторов в Москве. Мы встречались с Сергеем Михалковым. Это была целая серия встреч, посвящённых творчеству великого детского поэта, отмечали 50-летие его знаменитого «Дяди Степы». Встреча с автором повести «Чучело» В. Железниковым, поэтом М. Пляцковским и многими другими. Экскурсии в родовые гнезда великих русских писателей оставили неизгладимый след в моей памяти и в памяти моих учеников, которые слушали мои рассказы о писателях. Ясная поляна – родина Л.Н. Толстого, село Константиново – С.А. Есенина.
Я только один год проработала на школьном отделении. В следующем году стала классным руководителем школьной группы. И опять мне очень повезло. Это была замечательная группа уникальных, талантливых, веселых, умных, творческих девочек: Марина Субботина, Инна Полянская, Лариса Онохова, Анжела Бурдуковская, Оля Чёрных, Наташа Кашубо, Галя Курмазова, Ира Алимаскина, Наташа Москвитина… 30 чудесных, любимых моих девочек. Группа настолько была сильной, творческой, что уже на первом курсе мы заняли первое место в соцсоревновании и по учебе, и по общественной работе, и заслужили поездку в Прибалтийские Республики: Латвию, Литву и Эстонию. Это право получили девушки четвертого курса, классный руководитель Наталья Ефимовна Мошкарева. Путешествие – отдельный разговор. Это было круто! В сентябре 1987 года меня выбрали (тогда на должности не назначали, а выбирали на общем собрании) заведующей школьным отделением. Это было для меня неожиданностью. В связи с переходом на должность, я вынуждена была оставить свою группу, передать другому педагогу – Нине Алексеевне Морозовой, молодому, перспективному преподавателю педагогики и психологии. Но я считаю и теперь эту группу своей.
Новая должность, новые обязанности, новые требования. Я сомневалась, волновалась, боялась не справиться. На помощь пришла завуч Евгения Дмитриевна Белоплотова, хороший руководитель, добрая, порядочная женщина.
– Ты, голубчик (она всех так нежно называла), не бойся, ты же не одна, а за спиной у Вячеслава Дмитриевича. И я помогу.
– Да рано мне, молодая еще.
– Молодая! Вячеславу Дмитриевичу и 30 не было, а его поставили директором. Справишься!
Вот так я стала заведующей школьным отделением. Педколлектив школьного отделения был самый большой, преподаватели разных возрастов, взглядов, подходов к обучению. Талантливые, высокообразованные, знающие люди. До меня зав.отделением была Анна Андреевна Галицкая – требовательная, строгая, справедливая. Мне учиться и учиться!
Хочется рассказать о каждом педагоге школьного отделения. Сначала о старшем поколении. Они были первыми после открытия училища в 1964 году: Татьяна Петровна Бабушкина, Муза Петровна Туруло, Ирина Филиппова Александровна, Григорий Фирсович Брылев, Вера Ивановна Суркова. Эти люди, несомненно, преподаватели высокого класса. К сожалению, мне мало пришлось с ними поработать, но у каждого я чему-то научилась.
Ирина Александровна Филиппова – прекрасный математик, наставник нашего молодого преподавателя Альбины Бабенко. Приглашала на свои уроки, показывала мастер-классы, учила готовить студентов на практику, а еще она уникальный классный руководитель! Ее «отхончики» обожали строгую, но удивительно добрую и сердечную классную.
Муза Петровна Туруло – доброжелательная, отзывчивая. Математики редко такими бывают. Предмет обязывает быть очень строгими, иначе не научишь. У Музы Петровны получалось быть хорошим математиком и мягким, добрым человеком.
Веру Ивановну Суркову вспоминают все, кто у нее учился. Знания, которые она давала помогли многим выпускникам стать настоящими учителями, грамотными руководителями.
Григорий Фирсович Брылев – Заслуженный учитель школы РФ, замечательный человек, талантливый художник, творческий преподаватель рисования. Все уроки его были открытыми. Атмосфера добра, радости царили на них. А над доской весела птица счастья, сделанная руками Григория Фирсовича.
Мария Федоровна – преподаватель русского языка и литературы, но больше она запомнилась как зам.директора по производственной практике. Всегда спокойная, рассудительная, неторопливая. Практика была организована четко, методисты и учителя начальных классов не скупились на передачу студентам своих знаний, щедро делясь ими.
Анна Антоновна Сутурина – человек принципиальный, своеобразный, отличный преподаватель русского языка и литературы, в том числе детской. Я всегда думала, что она очень строга и малообщительна. Но на конференции в Агинском педучилище раскрылся такой удивительный человек, веселый с отличным юмором, очень коммуникабельный, превосходный собеседник и даже душа компании. Анна Антоновна – вы супер! До сих пор вспоминаю Вас добрым словом за ваши рекомендации.
Людмила Петровна Альмухаметова – лучший, на мой взгляд, преподаватель английского языка. Настоящий старший товарищ. Наставник, очень знающий и начитанный человек. Круг ее знаний, казалось, был неисчерпаем в различных областях, а не только в знаниях иностранных языков. Людмила Петровна долгие годы была председателем профсоюзной организации. Новогодние подарки, касса взаимопомощи, организация отдыха преподавателей, спорые вопросы – круг ее обязанностей был велик. Сама увлеченная лыжница, она приглашала и нас на лыжные пробежки, занималась нетрадиционным закаливанием, была председателем «Общества трезвости».
Нина Федоровна Кондакова – преподаватель математики, а на школьном отделении – методики преподавания математики. Требовательный и строгий педагог. Всегда со вкусом одета, идеально причесана.
А теперь о тех преподавателях школьного отделения, которые были для меня коллегам, однокашниками примерно одного возраста. Русский язык преподавали Николай Ефимович Алимаскин, Нина Петровна Гончарова, Татьяна Михайловна Будникова – автор этого эссе.
Николай Ефимович Алимаскин – носитель академических знаний в области русского языка! Это преподаватель высокого уровня, он задал нам новую более высокую планку. Ему бы преподавать в ВУЗе, но судьбе было угодно отдавать свои знания студентам педучилища. Он ввел в нашу систему обучения вузовские подходы: лекции, семинары, практические занятия. Я ходила к нему на уроки не для проверки и контроля, а на учебу: для повышения своей квалификации. Он никогда не отказывал в помощи, делился знаниями щедро. Студентки его обожали и побаивались. Сдать экзамен нерадивым ученикам с первого раза было невозможно. Зато на выпускных экзаменах все показывали хорошие, твердые результаты. Вот один из примеров общения Николая Ефимовича. Я веду урок каллиграфии на втором курсе, объясняю как писать буквы, содержащее элемент «петля» (ц,у,щ). Стук в дверь. Николай Ефимович попросил меня выйти и строго, с юмором, напомнил мне, что слово «пЕтля», произносится именно так, а не «петлЯ», как я настойчиво объясняла студентам. Услышал и помог! Запомнила на всю жизнь, и я благодарна этой тактичной помощи.
С удовольствием посещала уроки Натальи Ефимовны Мошкаревой, преподавателя биологии. Ей не нужны были никакие конспекты, все знания в голове. Такая сложная терминология, такой огромный объем информации и так легко, интересно, доходчиво все это преподносилось студентам. Девушки обожали Наталью Ефимовну, во многом подражали ей. Всегда с улыбкой, с красивой прической, модным макияжем, она вызывала восхищение и уважение со стороны студентов и не только.
Географию, методику природоведения преподавала Анна Васильевна Ноздрина – человек уникальный, обладающий превосходным чувством юмора, ответственный и очень коммуникабельный. К студентам относилась, как к своим детям – воспитывала, как мама. Несколько лет Анна Васильевна занимала должность замдиректора по воспитательной работе. Именно она ввела традицию много, вдумчиво и системно работать в общежитии.
Эту традицию позже поддержала Людмила Федоровна Вокина, находясь в должности замдиректора по воспитательной работе. Людмила Федоровна преподавала от Бога. Умница, талантливый классный руководитель. Мне нравилось посещать ее уроки. Физика не из легких предметов и, чтобы студенты с удовольствием работали на уроках, Людмила Федоровна придумывала разные методики, приемы, много уделяла внимания ученым-физикам, их личностям, даже рассказывала о них смешные или курьезные истории. Замечательный классный руководитель: ее выпускники до сих пор поддерживают с ней связь, а это признание ее, как классной мамы.
Стоит вспомнить, как одна из ее групп подготовила спектакль по сказке «Про Федота стрельца, молодого удальца» Л. Филатова. Спектакль произвел настоящий фурор. Очень талантливые девочки были в группе Людмилы Фёдоровны. Кстати, одна из них, О.А, Зуева впоследствии стала нашим преподавателем.
Историков на отделении было несколько: Валентина Васильевна Савватеева, Михаил Константинович Савватеев, Марина Юрьевна Иванова, позже в коллектив влился Николай Валерьевич Горюнов.
Валентина Васильевна Савватеева вела на отделении научный атеизм, а позже – МХК. Опыт, знания передавала студентам щедро. Валентина Васильевна – талантливый руководитель – замдиректора по учебной работе (позже – директор колледжа). Человек дела, движения вперед, она была полна разных творческих идей, которые под ее руководством коллектив претворял в жизнь. У нас был замечательный учительский хор, мы ставили уникальные постановки к праздникам, юбилеям, конференциям. Душой, инициатором всегда была Валентина Васильевна, а исполнителями – преподаватели музыки. У нас на отделении работали очень талантливые преподаватели музыки!
Владимир Иннокентьевич Измайлов … Глыба, талантище! Выпускник Ленинградской консерватории, преподаватель вокала, сам превосходный певец, уникальный режиссер-постановщик. Спектакли – первые исторические реконструкции, посвященные декабристам, помнит весь Забайкальский край.
Александр Александрович Анисов вел на отделении индивидуальную музыку и был просто незаменим, как аккомпаниатор на всех мероприятиях. Таких талантливых баянистов крайне мало! Он мог подхватить любую мелодию на слух. А какие он играл вариации!
Ирина Николаевна Казанова – преподаватель индивидуальной музыки. Человек ответственный, внимательный, добрый, заботливый. Все помнят наши юбилеи, сценарии к которым бессменно писала Ирина Николаевна, а потом реализовывала их и всегда очень волновалась за качество проведенных мероприятий. Ирина Николаевна на школьном отделении выпустила две группы и была для девушек незаменимым человеком.
Татьяна Евгеньевна Федорова – великолепный пианист, аккомпаниатор, преподавала методику музыки на школьном отделении и была классным руководителем, ответственным, внимательным, порядочным человеком.
Вспоминается тандем двух молодых женщин, творческих, энергичных, идейных… Это Татьяна Анатольевна Фатеева и Евгения Викторовна Сыченко. Первая – преподаватель музыки, вторая – труда и методики преподавания труда.
Евгения Викторовна – потомственный учитель. Вся ее семья служила делу воспитания детей и была связана с нашим педагогическим училищем. Уроки Евгении Викторовны – это сплав теории и практики. Чему только не учились девочки на таких занятиях. Прекрасно оборудованный кабинет, все сделано своими руками. Заработать у Евгении Викторовны отличную отметку по методике было очень непросто, зато на практике студенты всегда показывали хороший результат. Много лет Евгения Викторовна проработала на должности заведующей заочным отделением. Она для заочников была и директор, и учитель, и судья, и мама. Умная, требовательная и очень заботливая.
Татьяна Анатольевна Фатеева преподавала индивидуальную музыку. Деловая, решительная, увлеченная. Очень скоро в ней был замечен талант организатора. Татьяна Анатольевна была назначена заместителем директора по воспитательной работе. События, праздники, юбилеи и замечательный квартет парней, исполнявших казачьи песни – все это было за ней. Она раскрыла талант юношей, вывела на сцену, подарила веру в себя.
Но вернемся к нашим историкам... Михаил Константинович Савватеев. Светлая ему память. Предмет свой знал отлично, преподавал оригинально, занимательно, на уроках всем было интересно и комфортно. И тоже – никаких конспектов.
Марина Юрьевна Иванова пришла к нам сразу после института. Молоденькая, стройная, привлекательная девушка, она очень скоро показала серьезное отношение к работе. Всегда что-то ищет, находит новые методики, доска работает на полную: схемы, опорные точки, символы. Интересно на уроках, все быстро запоминается и укладывается в голове. Не помню, была ли Марина Юрьевна классным руководителем на школьном отделении, а вот на дошкольном она выпустила хорошую группу, где училась моя старшая дочь Наташа. Классную маму уважали и любили.
Николай Валерьевич Горюнов пришел позже всех и поразил нас своим неординарным мышлением и своеобразным подходом к обучению. На его уроки точно все шли с желанием и любопытством. Основной прием – беседа, общение, общение живое, неподдельное, жизненное.
Боюсь кого-то упустить, о ком-то не сказать… В колледже была традиция оставлять выпускников работать преподавателями в родном учебном заведении. С отличием окончив колледж, Ольга Александровна Зуева, воспитанница Людмилы Федоровны Вокиной, была приглашена преподавать русский язык и литературу. Талантливый, знающий, творческий учитель. А как она пела! В декабристских спектаклях «Камилла» в ее исполнении – чудо, нежность, тревога, любовь.
Педагогика – один из главных предметов в педагогическом учебном заведении. В разные годы, (читатель понимает, что я говорю о тех людях, с которыми мне довелось работать) педагогику и психологию вели разные люди.
Валентина Петровна Сапожникова. Светлая ей память! Умерла совсем молодой. Проработала немного, но след оставила глубокий своим доброжелательным отношением к студентам, коллегам. Она закончила Московский государственный институт и приехала к нам по распределению. Так сложилась судьба…
Недолго, но плодотворно преподавала педагогику Фаина Афанасьевна Бородина.
В коллективе работали два педагога – выпускники училища 1968 года.
Очень интересный педагог-практик Валентина Афанасьевна Алимаскина. Она пришла к нам из интерната, где работала с трудными детьми, потерявшими родителей. Свой бесценный опыт Валентина Афанасьевна передавала своим студентам, многие из которых впоследствии стали работать в интернатах города и района воспитателями и учителями. Валентина Афанасьевна – человек самобытный, интересный, с юмором, очень хороший, заботливый классный руководитель.
Тамара Константиновна Казанцева – выпускница нашего педучилища – через несколько лет после окончания вернулась к нам преподавателем педагогики, и очень скоро была назначена замдиректора по производственной практике. Деловая, энергичная, веселая, умелый руководитель. Наши столы в кабинете были рядом. Общение с Тамарой Константиновной всегда приносило (и приносит сейчас) особое чувство удовлетворения и спокойствие. Она умела объединять вокруг себя людей, быть центром взаимодействия.
О Нине Алексеевне Морозовой я вспоминала выше. Очень хороший педагог-психолог. На школьном отделении преподавала психологию, преподавала по-особенному, очень интересно. Студенты посещали уроки Нины Алексеевны с большим удовольствием и благодарны учителю за необходимые знания. Несколько лет Нина Алексеевна работала замдиректора по научной работе. Обладая огромным трудолюбием, Нина Алексеевны вела и нас, весь коллектив к достижению научных знаний. Под ее руководством писали программы, работали над ВКР, повышали квалификацию, публиковались в научных сборниках.
В последнее десятилетие существования нашего замечательного, старомодного, уютного дома на Красной, 14, влились в наш несравненный (таких коллективов я больше не встречала) молодые, умные, напористые, амбициозные девочки… Альбина Владимировна Бабенко, Ольга Александровна Пнева, Елена Викторовна Трифонова, Елена Степановна Иванова. На глазах старшего поколения учителей шло становление молодых специалистов.
Альбина Владимировна Бабенко за несколько лет выросла из молодого специалиста в замдиректора по учебной работе, а в последние годы была исполняющей обязанности директора колледжа. Очень трудолюбивая, ответственная, решительная, строгая. Посещая уроки Альбины Владимировны, я видела, как рождается настоящий учитель: сначала излишне строгая и непреклонная, Альбина Владимировна находила правильные пути в преподавании и воспитании. А в самый трудный момент жизни колледжа весь коллектив «спрятался» за спину этой хрупкой женщины. Спасибо, Альбина Владимировна! Вы настоящий боец.
Ольга Александровна Пнева – преподаватель математики, информатики. Я очень люблю и уважаю этого учителя. И также была свидетелем становления настоящего педагога. Математики все строгие, предмет что ли обязывает быть таковыми. Умелое сочетание строгости и доброжелательности – характерная черта Ольги Александровны. Очаровательная улыбка, озорной взгляд и жесткие требования учителя к своим подопечным, глубокие знания предмета (информатика, математика, методика математики) и огромное желание передать все свои знания.
Настоящий учитель, учитель-профессионал обладает уникальным умением объяснять свой предмет так, что все становится ясным даже самому слабому ученику. В моей педагогической деятельности таких мастеров было достаточно. Но я хочу вспомнить учителя химии Людмилу Павловну Онохову.
Судьба нас свела дважды: сначала в городской школе №4. А затем в педучилище. Я никогда не понимала химию – этот предмет для меня был недосягаем. И вот я на уроке Людмилы Павловны… Объяснение настолько простое, точное, ясное. Меня просто озаряет! Как можно было это не понимать. Один урок, одна консультация – и перед тобой открывается целая наука.
В педучилище всегда все учителя были талантливыми. Вячеслав Дмитриевич умел подбирать кадры и, видимо, чувствовал каждого из нас.
Большую роль в жизни многих воспитанников играли преподаватели физкультуры. В разные года на школьном отделении работали Иннокентий Константинович Ткаченко, Юрий Евсеевич Кривицкий, Николай Прокопьевич Полищук. Хорошие специалисты, интересные люди.
Юрий Евсеевич вел ТФВ (теорию физвоспитания), был методистом, готовил студентов к проведению уроков на практике в школе. Николай Прокопьевич преподавал начальную военную подготовку. Вспоминаются наши учительские занятия: мы учились обращаться с оружием, одевать противогазы. Это было немного смешно, но сейчас понимаешь, что мы, весь народ, серьезно готовились к обороне нашей Родины.
А годы все летят и летят… Примерно в 2006-2007 годах в педколледже была проведена реструктуризация. Ушли в прошлое школьное, дошкольное, физкультурное отделения, и должности «заведующей отделением» не стало. Проработала я на этой должности 20 лет. Это были лучшие годы в моей судьбе, судьбе моих коллег, в судьбе всего нашего педагогического коллектива.
И теперь ему уже 90 лет…
Татьяна Будникова,
ветеран педагогического труда.
Комментарии 9
Спокойствие, вежливость, аккуратность, доброта. честность, искренность, отзывчивость, понимание, уважение, внимание, любовь, это всё что Вы умеете делать от души !!!
Я благодарна судьбе, за встречу с Вами !!! Спасибо огромное, за Ваш труд, профессионализм !!!
Крепкого здоровья и мира !!!