Прошлое воскресенье (11 августа) в календаре церковных праздников было отмечено датой Рождества самого почитаемого на Руси святого - святителя Николая Чудотворца. В Петровске в разное время существовало несколько храмов с главным престолом во имя этого святого, были придельные престолы в прочих церквях и самое главное - пустынь, созданная за несколько десятков лет до основания города и позже обращенная в мужской монастырь, первоначально тоже была посвящена Николаю Чудотворцу.
Каменная Николаевская церковь успеет сохранить свой облик до наших дней через пленку фотографов начала 20-го века, благодаря чему сегодня удалось создать визуальную реконструкцию этого строения на местности. Это последняя церковь Петровска, построенная по архитектурному типу "Корабль", где все части (церковь, трапезная, колокольня) собраны в одну линию и единым объемом напоминают корабль. Все последующие строящиеся храмы (Казанский 1872 г., Свято-Троицкий (Покровский) 1884 г., Никольский в монастыре 1904 г., Преображенский (новый) на кладбище 1913 г. и незавершенная новая Николаевская церковь 1910-х годов) будут выстроены по крестово-купольному типу, с пятью главами.
Предшественниками рассматриваемой нами церкви Николая Чудотворца могут являться несколько деревянных церквей на правом берегу Медведицы в 18-ом веке и первой половине века 19-го: Николаевская "Мокшанской" слободы и Богоявленская "Труёвской". Возможно, стоит добавить сюда ещё и Николаевскую церковь "Ардымской" слободы, но на сегодняшний день я не смог доподлинно установить эту связь.
Во всех сохранившихся до сегодняшнего времени источниках информации о прошлой жизни Петровска про Николаевскую церковь указано, что "была построена в 1833 году и освящена в 1852 году". Из "
Путевых заметок о Петровске и уезде его", которые были написаны протоиреем Росницким А.А. и опубликованы в №40 и №41 газеты "
Саратовские губернские ведомости" 1843 года, выясняется, что в 1839 году в пожаре сгорела одна из деревянных Николаевских церквей (неизвестно, "Мокшанская" или "Ардымская").
Если предположить, что это церковь из "Мокшанской" слободы, то к ней можно подвязать информацию из "
Очерка города Петровска Саратовской губернии" Лунина А.А. 1880 года, которая в 1898 году частично продублируется в историческом очерке Кушева Н.Е. "
Двухсотлетие города Петровска Саратовской губернии".
Лунин писал:
"Есть предание, что Николаевский храм построен в 1750 г. мордовским князем Пиксаем Алямасовым из рода мокши, был известен под именем Мокшанского и пользовался особенным уважением у петровской мордвы. Надо полагать, что в указанные годы (с 1833 г. по 1852 г.) он был перестроен из старой церкви или построен вновь."
И Кушев:
"Николаевская церковь находится на правом берегу реки Медведицы: первоначально построена в 1750 году мордовским владетельным князем Пиксаем Алямасовым, основателем села Мачкассы Петровского уезда. В прежнее время Никольская церковь пользовалась особенным уважением у петровской мордвы."
Вернемся к "
Путевым заметкам..." 1843 года Росницкого А.А.
Здесь же в тексте указано, что:
"Взамен погибшей в пожаре церкви в короткое время была сооружена каменная, в которой освящен только ещё один весьма красивый придел во имя Архистратига Михаила. Вся она уже оштукатурена, полы настланы, скоро отделается иконостас."
Вопрос в том, что же тогда строили с часто упоминаемым 1833-ым годом, а не после пожара 1839-го года?
Также, как я считаю, в "
Путевых заметках..." есть возможная зацепка преемственности каменной Николаевской церкви от Богоявленской "Труёвской". Автор пишет, что:
"В этой церкви расторопностью приходского священника во время последнего пожара сохранена утварь, ризница, древние иконы Спасителя, Богоматери, Михаила Архангела, Николая Чудотворца и запрестольный крест."
Как можно заметить, что среди перечисленных спасенных церковных ценностей числится икона Михаила Архангела. Скорее всего, она могла находиться в придельном престоле деревянной Богоявленской "Труёвской" церкви и позже быть перенесена в каменную, выстроенную после пожара Никольскую церковь и оставленная в Михайловском приделе (который уже по состоянию на 1843 год был освящен). Получается, что, в том пожаре 1839 года погибли сразу и Николаевская "Мокшанская" и Богоявленская "Труёвская" церкви?
В конце прошлого года немного касался этой темы в одной из заметок (
https://ok.ru/petrospektiva1698/topic/156618052418410).
В "
Справочной книге Саратовской епархии" 1912 года по каменной Николаевской церкви имеется следующая запись:
Церковь каменная, с такой же колокольней, построена в 1834-1852 годах тщанием прихожан Николаевской "Мокшанской" и Богоявленской "Труёвской" церквей города Петровска, престолов в ней два: главный во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского и придельный во имя св. Архистратига Божия Михаила
Интересно, почему же изменился первоначальный год постройки с 1833-го на 1834-й? Но самое главное в записи то, что именно как раз здесь подтверждается связь двух ранее упомянутых деревянных церквей-предшественниц.
Подведем промежуточный итог: рассматриваемая каменная Николаевская церковь, начата постройкой в 1833 или 1834 годах и освященная в 1852 году, вероятно, ведет свою историю от Николаевской церкви "Мокшанской" слободы, которая была построена в 1750 году основателем села Мачкасы Пиксаем Алямасовым. Придельный престол во имя Архистратига Михаила достался ей от Богоявленской "Труёвской" церкви по соседству.
Для описания внутреннего убранства храма можно снова вернуться к очерку Лунину А.А. 1880 года:
Иконостас живописной работы, местные иконы которого, в нижнем ярусе в апликовых ризах. В приделе иконостас дешевой работы. Стены храма в 1878 году выкрашены голубой краской и расписаны священными изображениями. В 1879 году «настоящая» храма сделана теплой, а до этого времени была холодной и служба здесь совершалась только в летнее время, зимой же происходила в приделе.
Печь в церкви в 1879 году была сделана когда городским головой Петровска был купец Федор Андреевич Тургенев, который в целом многое сделал для духовной жизни Петровска. При нём в Богоявленской церкви в том же году был исправлен иконостас, в 1876-ом году устроено отопление в кладбищенской Преображенской церкви, на средства скончавшегося купца Энина, по его же завещанию, устроена богадельня (здание сохранилось рядом с городским кладбищем, это бывший телецентр), также с большим участием Ф.А. Тургенева в 1865-1871 годах был выстроен новый Казанский храм.
Николаевская церковь находилась на восточном краю большой площади, которая на различных картах именуется "Горной", "Церковной" или "Николаевской" (
наиболее вероятно, что площадь всё же называлась "Горной" и после одного из эпизодов Гражданской войны осенью 1918 года, когда контроль над Самарой от "белых" перешел к "красным", была переименована в "Площадь взятия Самары"). В первое столетие Петровска это пространство было занято жилищами поселенцев (большей частью пахотных солдат, которые обрабатывали в округе землю и при необходимости вели оборону) и являлось практически центром всей застройки на правом берегу Медведицы.
На современной карте города границами дореволюционной Горной площади являются улицы Шамаева, Спартака, 25 лет Октября, Советская. В советские годы почти всё пространство площади было застроено, за исключением небольшого участка у Школы №2. А в 1970-х на том месте, где когда-то находилась каменная Николаевская церковь, перпендикулярно её оси был построен кирпичный двухэтажный дом. Сегодня его адрес - улица Шамаева, 107.
К церкви были приписаны семь хуторов на севере и северо-западе от города в пределах 15 километров: Пичугин, Рассказов, Курносов, Бодров/Бобров, Ларин, Ионычев, Морозов. Из них на сегодня сохранились: Рассказов, вошел в Николаевку Петровского района; Бодров/Бобров стал селом Бадровкой Малосердобинского района Пензенской области; Ионычев стал селом Ионычевкой в Петровском районе.
В хуторах Курносов и Ионычев от Николаевской церкви были школы грамоты, в Ларине - земская женская школа. В Петровске священники церкви были законоучителями в 3-ем начальном мужском (возможно, здание Школы №5) и 3-ем женском начальном училищах.
По состоянию на 1912-ый год количество прихожан Николаевской церкви было вторым (4940 чел.) в Петровске и приписанных к нему хуторах и деревень после Соборной Петропавловской (6325 чел). А это 23% от общей численности прихожан того года, почти четверть! Для сравнения, на последующем третьем месте был Казанский храм (3603 чел).
Кстати, Никольская церковь почти таких же размеров (кроме колокольни), как Петропавловский собор до его реконструкции в 1880-1884 годах.
В 1900-е и 1910-е годы в 100 метрах западнее от настоящей Николаевской церкви на замену строился большой новый пятиглавый храм в "византийском стиле". Эта замена не состоялась из-за лихолетья тех лет (Первая мировая война и последовавшая за неё революция), и оба Николаевских храма будущей несбывшейся "Никольской" ("Горной") площади были разрушены в 1930-е на "Площади взятия Самары".
P.S. В комментариях прикладываю изображения с визуальной реконструкцией каменной Николаевской церкви (в том числе среди современной застройки), информацию из упомянутых источников за авторством Росницкого А.А., Лунина А.А., Кушева Н.Е, "Справочная книга Саратовской епархии".
P.P.S. Понимаю, что ко дню Преображения Господня 19 августа совершенно не успеваю сделать материал о кладбищенских Преображенских церквях, он также "переезжает" на более поздний срок. Удивительно, как садишься готовить к публикации материал часика-на-два и он растягивается на двое суток...
#церковьниколаевская #церковьбогоявленская#саргубведомости #19век#20век
Комментарии 13
Панорамное фото августа 2022 года, автор - Эдвард Давтян.
Снизу поперечная улица - Шамаева, сверху - 25 лет Октября.
Фото - август 2024 года.
Слева за спиной - здание участка в г. Петровске Филиала ПАО "Газпром газораспределение Саратовская область" в р.п. Базарный Карабулак ( "Горгаз" ).
Фото - август 2024 года.
Слева на заднем фоне - здание участка в г. Петровске Филиала ПАО "Газпром газораспределение Саратовская область" в р.п. Базарный Карабулак ( "Горгаз" ) и двухэтажный дом ул. Панфилова, 50.
На первом изображении справа - двухэтажный дом ул. Шамаева, 107.
Фото - август 2024 года.
На втором изображении наложение 3D-модели на фото.
Упоминание каменной Николаевской церкви и пожара 1839 года.
https://vivaldi.nlr.ru/fn000027118/view/?#page=9
Упоминание каменной Николаевской церкви и её деревянной предшественницы, построенной Пиксаем Алямасовым в 1750 году.
https://viewer.rusneb.ru/ru/004421_000096_32?page=249&rotate=0&theme=white
Упоминание Николаевской церкви и её предшественницы.