Меж трёх миров
Труппа Ха-мартеф Ха-метораф (Сумасшедшее подполье)
“ПЕТЕР@БУРГ”
По произведениям: "Записки сумасшедшего" Н.Гоголя и "Записки из подполья" Ф.Достоевского
"Душа взлетает в самые высокие миры, чтобы потом упасть в бездну”. Этой фразой из хасидской легенды сформулирована ключевая идея пьесы С.Ан-ского "Диббук". Московская постановка “Диббука” в театре Габима в 1922 г. - это важнейшая страница в истории русского и еврейского театра. Это самый знаменитый спектакль Евгения Вахтангова, и одновременно - триумфальный дебют и визитная карточка, символ еврейского национального театра на иврите.
И снова Москва, и снова новаторская русская сцена (фестиваль "Русская классика"), и снова трагедия неприкаянной души, и снова на библейском языке. Вместо штетла (еврейского местечка) - Петербург, столь же призрачный город-мираж, где нет места, нет покоя живой душе. Если в "Диббуке" душа вселяется в живого близкого и даже любимого человека, то в "Петер@бурге" беспокойные души кочуют между людьми-призраками. Каждое новое вместилище - всего лишь наваждение, короткая остановка на бесконечном пути.
Безымянный герой Достоевского вырывается из своего подполья, пытаясь вселиться в воображаемого - смелого благородного надменного циничного - себя. И не найдя этого фантома возвращается в подполье. Гоголевский Поприщин и вовсе проникает в собачью душу болонки Меджи. Но его попытка проникнув в дом Зверкова обосноваться в нем заканчивается неудачей. А несомненной удачей является сам спектакль - драматический опыт переселения душ из Петербурга Гоголя в Петербург Достоевского, а затем и непосредственно в зрительный зал - “Петер@бург” XXI века.
Подзаголовок "Диббука" - "Меж двух миров". В пьесе Ан-ского - это миры живых и мертвых, миры настоящего и прошлого. Подзаголовком "Петер@бурга" могло бы быть "Меж трёх миров". На сцене три актёра и три мира: мир Гоголя, мир Достоевского и еврейский “олам ха-ба”, мессианский будущий мир. В финале он врывается в действие потоком света из-за таинственной двери в глубине сцены.
Почти сто лет назад постановкой "Диббука" Вахтангов перебросил мост между еврейской классикой и русским театром, создав современный еврейский театр. Сегодня создателям "Петер@бурга" - Ольге Туберовской и Елене Тартаковской - удалось перебросить мост не только между русской классикой и еврейским театром, но и между еврейским театром 1920-х и еврейским театром 2010-х.
Василий Щедрин.
http://il4u.org.il/blog/about-israel/culture/yanvarskaya-afisha-mikro-malenkij-i-sumasshedshee-podpole Лучше поздно, чем никогда!
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев