Основано оно на высоком берегу реки Тобол. Петелино считают ровесником Ялуторовска. Оно впервые упоминается в описании Тобольского наместничества в середине XVII века. На рубеже Х1Х-ХХ веков в Мысу проживало 629 человек, в Петелино -567, в Одине-152.
Считают, что свое название Петелино получило потому, что Тобол в этом месте делал изгиб, напоминающий петлю. В «Ежегоднике Тобольского музея» (1911 г.) говорится: Петелино-деревня при реке Тобол на проселочной дороге, население 341 человек, часовня, хлебозапасный магазин, торговая лавка, ветряных мельниц 7, кузница. Одина - 215. Коженово - 242, 4 ветряных мельницы. Мыс. Население 607 человек. Церковь, школа, хлебозапасный магазин, торговая лавка, ветряных мельниц 4, водяная мельница, маслобойня, кузница, пожарный сарай.
С течением времени три рядом расположенных населенных пункта - Петелино, Мыс, Одина - слились в одно большое село. О родстве трех населенных пунктов проникновенно говорится в незамысловатых стихах, которые написали жительница д. Мыс Т.Д.Зубарева (Мясникова) и ее брат Мясников:
Здесь, в Сибири родной,
Деревеньки стоят
И своею судьбой
О себе говорят...
Вдоль Тобола-реки
Протянулись они.
Рядом Мыс, Одина
И Петелино.
В настоящее время в Петелино проживает 946 человек. Есть 11-классная школа с яблоневым садом, заложенным в начале семидесятых, пришкольным участком, на котором выращиваются овощи для школьной столовой, цветником. 29 октября 1994 года открыт школьный музей с очень интересной экспозицией «Фрагмент деревенской избы» (начало - середина XX в.).
В Мысу находится единственная сохранившаяся в Ялуторовском районе деревянная Свято-Владимирская церковь, построенная в 1895 году по проекту тобольского архитектора В.К.Цинге. В середине 30-х годов она была подвергнута поруганию, колокола сняты. В ней были клуб и склад. В настоящее время православный храм восстановлен. В воскресенье и церковные праздники здесь проводятся службы. Очень красиво оформлен участок возле церкви. Для восстановления храма очень много усилий приложил Б.Ф.Рассохин. Храм является памятником архитектуры XIX века и охраняется государством.
На территории села имеются могилы, где похоронены погибшие в гражданской войне, одна - за пожарной, другая - в начале д.Одина. Старожилы говорят, что в церковной ограде была еще одна могила, но она не сохранилась до наших дней.
Еще одна достопримечательность села - на кладбище есть могила жителя д.Мыс Русакова Федора Михайловича, участника сражения при Чемульпо во время русско-японской войны 1904 -1905 гг. на канонерской лодке «Кореец», которая погибла вместе с легендарным крейсером «Варяг», но не спустила русский флаг.
Возле школы в окружении елей - памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. 255 человек призваны Ялуторовским райвоенкоматом по мобилизации в действующую и трудовую армию из с.Петелино. 106 из них не вернулись домой: убиты, пропали без вести, умерли от ран. Их имена записаны на памятнике.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 95
ЛИДА, откуда такие сведения? А часовня в Петелине где стояла? Уж не пожарка ли в ней была устроена?
Почему ты у меня спрашиваешь, это Алексей Адаев пишет, наверное прочитал в книге, есть такая книга о Ялуторовском районе. Часовню я знаю только в Мысу, она там же и стояла, где теперь.
Я тоже предпологаю что часовня стояла на месте пожарки,не зря ведь там красноармейцев похоронили.
Тогда это было очень давно, во время гражданской. Может быть кто-то ещё жив из тех, кто жил в то время, и сможет рассказать.
Лида. ты ошибаешся, на мысу была церковь. в ней службу делают, а часовня это в память чего то ставят(не уверен, надо посмотреть). А Алексей Адаев это кто? Сын Лёни Адаева? Братья близнецы? У меня нет его в контакте
Он организовал группу "Петелино, Мыс, Одина" и поднял тему "Петелино - одно из старейших сёл Тюменской обл. Адаевых много, ноя не знаю чей он. Надо спросить, кто его родители.
Алеша Адаев сын Коли Адаева,а его(Колин)брат Виктор живет в Ялуторовске.
Никакой часовни на месте пожарки не было,был конный двор.Помещение было разделено на 2 части в одной жили лошади,которые таскали помпу пожарную,три штуки,а в другой пожарка .Одно время когда строили клуб в этом помещении показывали кино.
Когда клуб сгорел, действительно киноустановка стояла в пожарке в Петелиной. В пожарке же и вышка была, вот я и подумал, что не из часовни ли она сделана.
Вполне возможно что часовню под конюшню переоборудовали,ведь на мысу в церкви тоже был склад и клуб.
Похоже, что так, в архивах бы порыться.....
Алексей Адаев внук Леонида Адаева, он сын Николая.
деревня моя деревянная дальняя.
Спасибо, мы уже разобрались.....
Когда - то пожарка стояла на месте огородов, там, где дома Важениных С.Т., Устюговых А.К., Сусловых стоят (бывшие, теперь хозяева уже другие), так вот между ними, посреди огородов. Когда мы там жили и пахали огород всегда гнилые остатки брёвен выпахивали, так вот свекровь рассказывала, что там был в старину конный двор или пожарная каланча.
Ребята, а ВЕРА то права, возле конного двора или пожарной каланчи захоронений быть не могло. Значит советская власть именно ЧАСОВНЮ и приспособили под пожарку
НЕТ, ОДИНА всегда была деревней, при чём не большой и ни часовни ни тем более церкви в ней быть немогло.
Но захоронение то есть.
Бабушка говорила что там какое то здание было.
Она была маленькая а здание было уже без окон и дверей одни стены.Может дом чей то был?
Ты имеешь в виду какую могилу? Если ту что сразу на Теперешнем въезде в Петелину, то эта могила была на краю ПЕТЕЛИНОЙ, но ни как не ОДИНЫ. Рядом стояла электростанция, дальше к ОДИНОЙ заправка, пилорама и только потом уже начиналась ОДИНА. Она начиналась с конного двора, а напротив Мельница, столярка, кузница и сушилка для зерна
Понятно вам лудше знать.Просто интересно почему там похоронили красноармейца.
Я отца своего спрашивал, он не знал.....
Как мне бабушка говорила, что белые красных растреляли на рёлках, как раз на против этой могилы.
Как я уже и писала здесь не было никакой часовни,в старые времена была здесь пожарка,узкое здание на верх вела железная лесница в башенку,туда залазили и осматривали окресности,уже потом старую пожарку разломали и на этом месте построили эту что сейчас стоит.А красноармейцев здесь похоронили,потому что в этом месте у пожарки их и расстреляли.
А что? В полне реальная история. В то лихое время всё могло быть. Тогда всем на всехбыло наплевать ( в прчем как и сейчас )
Давайте начнём с начала.Пожарные части в те времена назывались либо каланча либо пожарный сарай.Пожарные каланчи строили как правило в крупных населённых пунктах-это административное здание с высокой башней,в здании находилось полицейское управление и сама пожарная дружина а также конный двор и пожарный инвентарь(бочки с водой,ручные насосы,топоры,лопаты и т.д).В Петелино такой не было.Пожарный сарай это упрощённый,сельский вариант каланчи.Это как правило здание с наблюдательной башней, здание делилось на две части-конный двор и место для хранения инвентаря с рабочей зоной дружины.Такой сарай был на Мысу.Теперь вернёмся к Петелинской пожарке.Строить одну наблюдательную вышку нет ни какого смысла.Ну увидел дружинник пожар а дальше что с топором побежит тушить.Ему ещё и за службу жалование нужно платить.Да и деревня не велика была,пожар бы и так заметили.Тем более на Мысу уже существовал пожарный сарай и в случае беды от туда бы оперативно подоспела помощь.Теперь на счет казни красноа
...ЕщёДавайте начнём с начала.Пожарные части в те времена назывались либо каланча либо пожарный сарай.Пожарные каланчи строили как правило в крупных населённых пунктах-это административное здание с высокой башней,в здании находилось полицейское управление и сама пожарная дружина а также конный двор и пожарный инвентарь(бочки с водой,ручные насосы,топоры,лопаты и т.д).В Петелино такой не было.Пожарный сарай это упрощённый,сельский вариант каланчи.Это как правило здание с наблюдательной башней, здание делилось на две части-конный двор и место для хранения инвентаря с рабочей зоной дружины.Такой сарай был на Мысу.Теперь вернёмся к Петелинской пожарке.Строить одну наблюдательную вышку нет ни какого смысла.Ну увидел дружинник пожар а дальше что с топором побежит тушить.Ему ещё и за службу жалование нужно платить.Да и деревня не велика была,пожар бы и так заметили.Тем более на Мысу уже существовал пожарный сарай и в случае беды от туда бы оперативно подоспела помощь.Теперь на счет казни красноармейцев.Мероприятие это было показательным чтоб другим не повадно было.А казни с древних времён проводили на центральных площадях.А где центральная площадь?Конечно у храма.
Я эту пожарку хорошо помню. Ты точно описал это здание. Там было несколько хороших лошадей и круглосуточный дежурный, к стати бригадный конный двор с рабочими лошадьми был через дорогу на против этой пожарки. Может из старшего поколения кто есть живой, кто бы мог прояснить ситуацию?
Вот и я тоже слышал.
В Ялуторовский архив не так то просто попасть.А в Тобольском и Тюменском вряд ли такая информация имеется.
Я вам удивляюсь,какая часовня,какой храм ??Церковь была одна на Мысу и то превращена в склад,как в то время,когда бога не признавали могли придавать значение где хоронить у храма или нет,где поймали,где расстреливали там и похоронили.
Расстреливали в 1919году тогда еще не было гонений на церковь и тем более храмы не разрушали и склады в них не делали.Менталитет у людей не был ещё изменен.В бога верили и красные и белые.А на счет, где поймали там и расстреляли и еще и похоронили,что то слабо верится.
Хоронили скорее всего сами жители села, вот и похоронили возле святых мест как мучеников.