Непривычно и очень больно писать — «исполнилось бы». Увы, мы больше никогда не увидим его на сцене, где он даже в преклонные годы оставался статным и благородным, не услышим в телефонной трубке его добрый, жизнерадостный и неизменно слегка ироничный голос, не встретим на улице у его дома, где в теплое время года он прогуливался, а позже — просто сидел у подъезда. Генрих Дмитриевич не дожил до своего юбилея меньше пяти месяцев.
Более 70 лет отдал он сцене — начиная еще с Кузнецкого городского театра, куда поступил в 18 лет и переиграл много разных ролей, от эпизодов до яркого образа Теодоро в «Собаке на сене» Лопе де Веги. А Пензенскому драматическому Генрих Вавилов прослужил 63 года (если не считать кратковременного отъезда в Кишинёв) и в последнее время был старейшим действующим актёром за всю его историю.
Первой его актёрской работой в Пензе стал ввод на небольшую роль доктора Ренвика в спектакле по роману Арчибальда Кронина «Замок Броуди». А всего он создал на пензенской сцене более 150 образов в спектаклях по произведениям Шекспира и Мольера, Островского и Чехова, Достоевского и Булгакова, Уайльда и Ростана, Шукшина и Горина. Среди его героев — крестьяне и цари, гусары и мушкетеры, пираты и журналисты, аристократы и сантехники... Мир сценических образов Генриха Вавилова — это целая вселенная, которая во времени простирается от античности до наших дней, а в пространстве — пожалуй, покрывает чуть ли не все страны и континенты.
Наверное, самой «звёздной» ролью Генриха Вавилова был храбрец, романтик и поэт Сирано де Бержерак из одноименной пьесы Э. Ростана, и удивительным образом роль эта бросала отсвет на всё, сыгранное и до, и после — будь то «учёный» слесарь Андрей Ерин в шукшинских «Характерах», или нелепый, наивный, но неожиданно благородный князь К. в «Дядюшкином сне» Достоевского, или даже Крутицкий в комедии Островского «На всякого мудреца довольно простоты» — уж его-то все театры всегда безжалостно изображают твердолобым тупицей, а вот на фестивале в Костроме в 2010 году члены жюри удивленно отметили: «А ведь Крутицкий у вас — всё-таки умный и порядочный...». Еще среди любимых ролей — Аполлон Мурзавецкий в еще одной комедии Островского «Волки и овцы», Герострат в пьесе Григория Горина «...Забыть Герострата!», старшина Васков в спектакле «А зори здесь тихие...» по повести Бориса Васильева, слесарь-сантехник Борис Матвеевич Кровель в «Божьих одуванчиках» А. Иванова и многие другие.
И даже роль Фирса в чеховском «Вишневом саде», которую иногда считают роковой для актёров, не стала для Генриха Вавилова финалом творческого пути: после неё, уже в весьма почтенном возрасте, он сыграл ещё в трёх спектаклях театра — московского ростовщика, «восточного человека» Салая Салтаныча в «Последней жертве» Островского, бродячего проповедника отца Варфоломея в «Кабале святош» Булгакова и обедневшего помещика, «маленького человека» Ивана Кузьмича Иванова в тургеневском «Нахлебнике».
Но, кроме сцены, было у Генриха Дмитриевича ещё одно, может быть, самое главное увлечение — общение с людьми. Когда-то он появлялся в театре почти каждый день, даже если не был занят в спектаклях или репетициях, любил поговорить «за жизнь» со всеми сотрудниками театра и, конечно, рассказывал. Рассказчиком он был от Бога: города, люди, события, спектакли представали как наяву, да ещё сдобренные фирменным «вавиловским» юмором, а ещё и анекдот к слову приходился — их он знал бесчисленное множество! Нет сейчас, к сожалению, места и времени для истории о сценических поцелуях с народной артисткой Людмилой Лозицкой, или о том, как Вавилов «в очередь» играл на пензенской сцене одну и ту же роль со знаменитым Юрием Яковлевым, или о том, как отбил у него девушку сам Вячеслав Тихонов...
И даже когда он, уже будучи тяжело больным, не мог выходить из дому, неизменно продолжал звонить коллегам, интересоваться жизнью театра, по-прежнему рассказывать анекдоты и забавные истории. Нам будет очень не хватать Генриха Дмитриевича на сцене и в жизни...
Сегодня вечером в малом зале театра соберутся те, кто был знаком с Генрихом Дмитриевичем, кто по-прежнему помнит и любит его, чтобы вместе отметить юбилей замечательного артиста. Начало вечера памяти — в 17 часов.
Фото © Борис Тишулин, Владимир Кусков, Дмитрий Журкин, Владимир Павловский, Сергей Борисов
Больше фото — на сайте театра: https://penzateatr.ru/news/default/view/id/2764
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1