Типичная ситуация: сидим за столом, наша четырехлетняя дочь, поковыряв немного ложкой в гречневой каше, встает и собирается уйти:
- Не хочу больше есть!
Мама с возмущением:
- Ну вот, опять ПЛОХО поела!
Начинает уговаривать (ведь нас со школы учили, что нужно делать хорошо и не нужно плохо!):
- Давай еще немножечко! Может, макароны будешь? Или яблочко?
Надо ли говорить, что с каждым новым вопросом ответ следует все «более отрицательный». Многие родители в этой ситуации прибегают к такому запрещенному приему как апелляция к обществу: "Вот папа (Петя, Саша, Вася) всегда ХОРОШО кушает и поэтому такой сильный". Попутно еще навешивают ребенку чувство вины: "Мама готовила, готовила, а ты..." и внушают страх физических недостатков: "Не будешь есть - так и останешься худой и не вырастешь!". Результат – ребенок раздражен, недоволен, и теперь имеет устойчивые неприятные ассоциации, связанные с процессом приема пищи.
Есть и обратная сторона. Дочь с голодухи, съела тарелку каши, попросила еще и... снова съела! В семье праздник! Бьют фанфары! Достаем из кладовки красную ковровую дорожку и дочь, герой социалистического труда, получает свою порцию хвалебных речей:
- Умница! - говорит бабушка,
- Молодец, ХОРОШО поела!- вторит ей мама, так бы всегда!. Папа, посмотри, какая у нас дочка - все съела!.
- А если еще и компотик выпьешь, вот тогда будешь самой-самой..., - завершает похвалу дедушка.
Дочь сияет от счастья. И если бы она в этот момент произнесла ответную благодарственную речь своим "фанатам", то в ней вместе со стандартной фразой: "Спасибо моим родителям!" точно бы прозвучало: "Это было совсем не сложно". И это действительно так. Поесть много когда голоден - это совсем не сложно. Обезьянки тоже так делают и даже, одноклеточные амебы в этом плане мало чем отличаются от нас разумных. А раз так, то зачем за это хвалить? Зачем давать обильному приему пищи характеристику "ХОРОШО ПОЕЛ"? А если есть не хочет, значит "ПЛОХО ПОЕЛ"! Попахивает какой-то дрессурой.
Рефлекс в итоге действительно вырабатывается: хочешь похвалы - поешь. Этот неестественный рефлекс заменяет чувство голода. Тоже самое происходит при отрицательном стимулировании ("плохо поел"), только тогда вырабатывается рефлекс не есть, иначе будет наказание за недостаточное рвение за столом. Вы наверное, часто слышали от подруг и знакомых: «Мой вообще ничего не ест!» «Уж я и так и эдак – ни в какую! Одни кожа да кости остались!». Потом появляются «ложечки за папу, ложечки за маму», искусственное стимулирование аппетита «съешь суп - дам конфетку» или «давай поиграем: рот – гараж, ложка с супом – машинка» и прочее. Стоит ли говорить, что все это приводит, во-первых, к расстройствам пищеварения, во-вторых, к психическим расстройствам.
По моим наблюдениям мы живем в такое время, когда сложно при минимальном желании оставить ребенка голодным. Вспоминаю рассказ своего отца: корка хлеба, завязанная в марлю заменяла леденец (а иногда обед и ужин) и ничего выжили! Сейчас даже самая мало обеспеченная семья имеет возможность кормить ребенка более или менее полноценно и правильно.
Так что, может быть не стоит в голову нашим малышам вкладывать приобретенный нашим народом в годы первых пятилеток, страх умереть с голоду? Правильность применяемого подхода к воспитанию ребенка можно проверить путем приложения его к отношениям между взрослыми. Отношения эти мало чем отличаются. Не знаю как у вас, а среди моего круга общения как-то не принято хвалить человека за то, что он съел 40 пельмешек за раз или ругать, если он есть не хочет. Не видел я никогда и такого, чтобы официант в кафе, предлагал посетителю, недоевшему тарелку борща (такое, правда, тоже не часто встретишь), съесть ложечку за папу и ложечку за своего шеф-повара.
Дети, как и взрослые, в отношении еды очень практичны: своего не отдадут, но и лишнего не попросят (если опять же, подход к еде в семье правильный). Задача взрослых - кормить здоровой пищей, установить режим питания и не настаивать, когда не хочет. Лучше стимулировать, не давая еды, чем закармливать чем попало и когда попало. Поверьте, отказавшись один раз во время обеда от первого блюда и не получив ничего взамен до следующего приема пищи, к ужину (полднику) ребенок будет более сговорчив и вероятнее всего съест даже свою нелюбимую котлету за милую душу.
Стоит отметить, что под влиянием родителей (перенявших это в свою очередь от своих родителей), применяющих описанные выше незамысловатые приемы искусственного стимулирования аппетита, тот же повышенный ажиотаж к приему пищи продолжают проповедовать и в детских садах. Традиция эта тянется из глубин веков. Все помнят фильм «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен», в котором директор пионерлагеря строго следит за графиками прироста веса в пионерских отрядах. К отстающим применяются суровые меры воздействия.
Оглядываясь по сторонам, понимаешь, что такой подход отнюдь не изжил себя и успешно применяется как в педиатрии, так и в детских садах. Причем, что касается последних заведений, происходит это независимо от уровня «продвинутости» самого детского сада - это может быть и обычный муниципальный, и супер-пупер спец.мец. детский сад "Вундеркиндыш" имени Б.И.Долгомудрого.
Воспитатели, как в старые добрые времена, настроены на хорошие показатели прироста, привеса (радует, что хотя бы не удоя), в своей группе, разве что социалистические соревнования не устраивают. Хотя...
Например, в нашем детском саду, если моя дочь что-то не хотела есть (а таких блюд достаточно много) воспитатель считал своим профессиональным долгом хоть чем-то ее накормить, причем все равно чем, главное чтобы съела. Сложилось такое ощущение, что он боялся, как бы у ребенка не кончилась зарядка, как в аккумуляторе для мобильника, и он бы не упал бездыханный прямо посреди дневной прогулки. Вечером, когда я приходил за ребенком, следовал отчет об успешно проведенной операции "принуждение к еде". Воспитатель с гордостью заявляла: «Сначала она не хотела есть плов. И даже от супа отказалась. Я ей тогда дала шоколадные печеньки и она целую пачку смолотила!» Я сначала прозрачно намекал, что не имею переживаний по поводу того, что моя дочь не доедает и мягко говоря, не приветствую потребление сластушек вместо обеда. Объяснил, что наш детеныш, как и любой другой, с самого маленького возраста может распознать свое чувство голода или его отсутствие и даже более того внятно объяснить, что он есть хочет, а что не хочет.
Этой информации я считаю, вполне достаточно, чтобы определить стоит или не стоит кормить детеныша в данный конкретный момент времени. Но меня не услышали. Тогда пришлось провести серьезную разъяснительную беседу и прямым текстом сказать, что давать печенки, вместо первого и второго не надо и что, что ничего страшного, если дочь немного проголодается, тем более, что в этом случае ее требования к содержимому тарелки резко падают. Во время беседы воспитатель смотрела на меня с нескрываемым недоверием, приговаривая: «Жалко же её!» В итоге, сердобольной начальнице отряда спиногрызов, все-таки пришлось сдаться и предоставить нашу дочку самой себе.
Конечно, наша ситуация с печеньем вместо обеда, это скорее крайний случай. Но основная мысль, которую хочется донести до наших, иногда беспокойных родителей: в чувстве голода нет ничего страшного. Даже наоборот, на голодный желудок лучше мозг работает. (голландские ученые это доказали - http://www.gpclub.ru/5254.html ). Хвалить же малыша за удовлетворение его физиологических потребностей представляется крайне недальновидной политикой, если конечно ваша задача не воспитать чемпиона мира по поеданию гамбургеров. Свои мысли о том, за что же все-таки, если не за «спортивные успехи за столом», стоит хвалить своих отпрысков постараюсь изложить в следующий раз.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев