В мире всё взаимосвязано, все сущности и явления Мироздания являются частями одного целого — одной всеобъемлющей сущности. В философии «идеализма» на русском языке соответствующая Сущность именуется ЕДИНЫМ, или АБСОЛЮТОМ, или ЕДИНЫМ АБСОЛЮТОМ. В традиции брахманизма-индуизма этому понятию соответствуют санскритские термины Парабраман, Брахман.
Но для любого движения, в смысле всякого изменения вообще, необходимо наличие противоположностей. На самом высшем уровне Мироздания такими противоположностями являются БЫТИЕ и НЕБЫТИЕ. В традиции брахманизма-индуизма, в философии Шад-Даршана им соответствуют санскритские термины Сат (Бытие) и Асат (Небытие). Бытие есть источник становления, утверждения и сохранения всех сущностей и явлений. Небытие есть источник отрицания, умаления, разрушения и исчезновения всех сущностей и явлений. АБСОЛЮТНОЕ БЫТИЕ — это Единые Источник, Опора и Обитель любого бытия. Абсолютное Бытие является также Источником и Основой жизни и разума, а потому в определённом смысле должно быть живым и разумным. Понятию Абсолютного Бытия в развитых религиях соответствует понятие Всевышнего Бога. Небытие, как источник отрицания жизни и разума, не имеет персонификации в высшее отрицательное божество, равное Всевышнему Богу. То есть я отрицаю дуализм добра и зла на абсолютном онтологическом уровне, как это выражено в зороастризме. ЕДИНЫЙ АБСОЛЮТ включает в себя всё — и Абсолютное Бытие, и Небытие. Абсолютное Бытие отлично от Небытия. Абсолютное Бытие и Небытие являются как бы смысловыми полюсами Единого Абсолюта. Таким образом, в отличие от большинства пантеистов, я ввожу отличные друг от друга понятия Единого Абсолюта и Абсолютного Бытия.
Основоположница современной теософии Елена Петровна Блаватская (годы жизни: 1831—1891) о ведических понятиях Сат и Асат писала следующее: «Приходится серьёзно усомниться, суждено ли нашей эпохе, при всей её интеллектуальной утончённости, найти в каждой западной национальности хотя бы даже по одному непосвящённому учёному или философу, способному вполне понять дух Архаической Философии? И нельзя ожидать этого от них, прежде чем они усвоят в совершенстве истинный смысл Альфы и Омеги Восточного Эзотеризма, терминов Сат и Асат, так часто употребляемых в Риг-Веде и в других писаниях. Без этого ключа к арийской Мудрости космогонии Риши и Архатов угрожает опасность остаться мёртвой буквой для обыкновенного востоковеда. Асат не есть просто отрицательное от Сат, так же, как оно не означает «ещё не существующее»; ибо Сат, само по себе, не есть ни «Сущее», ни «Бытие». Сат есть непреложный, вечносущий, неизменный и вечный Корень, от которого и в силу которого всё происходит. Но это есть нечто гораздо большее, нежели потенциальная сила в семени, устремляющая процесс развития, или что теперь называется эволюцией. Это есть вечно становящееся, хотя и никогда не проявляющееся. Сат рождается от Асат, и Асат порождается Сат’ом — истинно, непрестанное движение в круге.». ("Тайная Доктрина", том 4, часть 2, отдел 1).
В этом отрывке очень замечательно подчёркивается диалектический динамизм соотношения Сат и Асат, Бытия и Небытия. Единственное,что я считаю не совсем верным, это формулировка: «Сат рождается от Асат, и Асат порождается Сат’ом». Думаю, вернее было бы сказать: «Бытие и Небытие существуют и действуют только в единстве между собой. Существование одного невозможно без существования другого. И действие их взаимосвязано — Созидание рождается из Разрушения, и Разрушение порождается из Созидания.».
Полагание Небытия реальной сущностью доказывается существованием движения Мироздания, движения в смысле любого изменения вообще. Если бы существовало только вечное, бесконечное и единое Бытие, двигаться было бы нечему. А реальность существования Небытия даёт основание для утверждения реальности, а не иллюзорности, относительного бытия, Космоса.
Словосочетанием "ОТНОСИТЕЛЬНОЕ БЫТИЕ" я называю бытие относительных, ограниченных, преходящих явлений и сущностей Мироздания. Относительное бытие — это область соприкосновения Абсолютного Бытия и Небытия. Относительное бытие существует внутри Бытия Абсолютного и держится силой оного. От влияния Небытия явления относительного бытия ограничены и преходящи, но в силу связи с Абсолютным Бытием они гармонично и диалектически взаимосвязаны в единую вечную систему вечных и вездесущих первообразов, законов, принципов.
Греческое слово "Космос" обозначает Мир. Со временем словом "Космос" стали называть всю существующую совокупность галактик, "чёрных дыр", звёзд, планет, астероидов, комет, метеоритов со всеми их излучениями, спутниками и обитателями, и вместе с существующими между ними "физическим вакуумом" и физическими полями. Учитывая, что в античной философии слово "Космос", наряду с понятиями "Логос" и "Хаос", обозначало некую абсолютную категорию, в своей философии я отождествляю КОСМОС и ОТНОСИТЕЛЬНОЕ БЫТИЕ. В моей Концепции КОСМОС — это вечная система преходящих форм, "внешняя" жизнь Всевышнего Бога.
В числе прочего, это утверждение я также вывожу из следующего отрывка из "Герметического корпуса": «Воистину, первый из сущего, вечный и стоящий за всеми рождениями есть Бог Создатель Мира. Вторым является, по его образу, Космос, порождённый Им, поддерживаемый и питаемый Им, созданный бессмертным из Бессмертного, поскольку его Господин, живущий вечно, вечно свободен от смерти». "Герметический корпус" — это свод трактатов религиозно-философского характера, которые были написаны на древнегреческом языке в Египте, в III веке н.э., и излагают учение легендарного древнеегипетского мудреца и мага Гермеса Трисмегиста (Гермеса "Триждывеличайшего"), согласно легенде, бывшего воплощением древнеегипетского бога мудрости и письма Тота и древнегреческого бога торговли и магии Гермеса.
Русское слово "Вселенная" является калькой с греческого слова "Ойкумена", что изначально обозначало заселённую и освоенную человечеством часть мира. Со временем слово "Вселенная" в науке стали употреблять в значении Мир, Космос. Но с появлением геометрий Лобачевского и Римана в математике, а также — специальной и общей теории относительности Эйнштейна, и теории "большого взрыва" в физике, в науке появилась идея Вселенной, пространство которой под воздействием гравитации "схлопнуто" в пространственно-четырёхмерный гипер-шар. Для понимания приведу следующую информацию. Нулевая пространственная мерность выражается точкой. Одно пространственное измерение выражается прямой, которая образуется движением точки. Движение прямой образует плоскость (два измерения). Движение плоскости образует трёхмерное пространство. Движение (или изменение, искривление) трёхмерного пространства образует четырёхмерное пространство. Здесь говорится о четвёртом измерении пространства, а не об измерении времени в пространственно-временном континууме. Таким образом, Вселенная оказывается в некотором смысле пространственно ограниченной. Но конец одного обычно предполагает начало другого. Отсюда я постулирую различие между КОСМОСОМ и ВСЕЛЕННОЙ и утверждаю, что в вечном и бесконечном КОСМОСЕ существует множество преходящих и по-своему ограниченных ВСЕЛЕННЫХ.
В современной науке теория "свёрнутого пространства" хорошо согласуется с теорией "Большого взрыва" и теорией "пульсирующей Вселенной". Пространство Вселенной под воздействием гравитации свёрнуто в пространственно-четырёх-мерный гипер-шар. Изначально Вселенная находилась в состоянии сильного сжатия. При сильном сжатии Вселенной энергетические процессы в ней принимают очень большое значение, от чего происходит "взрыв" и расширение Вселенной. При расширении Вселенной величина энергетических данных, стимулирующих это расширение, снижается. А гравитация побуждает Вселенную к обратному сжатию. От особенностей соотношения сил расширения и сжатия возможны два варианта. Бесконечное расширение Вселенной. И её обратное сжатие. От сжатия Вселенной, после достижения высокой плотности её среды, должно начаться новое расширение Вселенной.
Научные теории о "сферической" Вселенной и "Большом взрыве" перекликаются с широко распространённым в мифах разных народов и религий образом "Мирового Яйца". Мировое Яйцо — это чудесное яйцо некоторых древних преданий, чаще всего — «золотое», из которого рождаются Мир и Верховный Бог, или бог-прародитель. В традиции ведических мифов из «Золотого Яйца» родился Всевышний Бог, Брахма — у индусов, Бог Род — у славян и русов. Согласно китайской мифологии, в первоначальном бесформенном хаосе было Вселенское Яйцо, из которого родился первопредок великан Пань-Гу. Разбив и разъединив скорлупки этого яйца, Пань-Гу умер, а части скорлупы Вселенского Яйца и части тела Пань-Гу стали частями Вселенной.
Другой древнеиндийский миф похож, как аллегория, на гипотезу о параллельных Вселенных и научную теорию "пульсирующей" Вселенной. Согласно этому мифу, в духовном небе, в океане Гарбха, «Причинном океане», возлежит Маха-Вишну. При выдохе Маха-Вишну из пор его кожи появляется множество Вселенных, в каждой из этих Вселенных Маха-Вишну воплощается и как тысячеглавый змей Шеша и как возлежащий на змее Шеша Гарбходакашайи Вишну. Из пупка Гарбходакашайи Вишну вырастает лотос, на вершине которого рождается Брахма, творец данной Вселенной. А когда Маха-Вишну вдыхает, все Вселенные уничтожаются, возвращаясь обратно, внутрь Вишну.
Касательно прототипа стоящего за этим мифом научного знания замечу, что логически более вероятно, что разные Вселенные в Космосе возникают и уничтожаются не синхронно друг другу.
Концепция вечного Космоса и пульсирующей Вселенной также соответствует следующему отрывку из Бхагавад-Гиты (самой популярной и самой почитаемой книги индийского священного писания). «Тысяча эпох по земному исчислению равна одному Дню Брахмы. И столько же длится его Ночь. Из Непроявленного вытекает всё проявленное при начале Дня Брахмы, а с наступлением Ночи Брахмы всё растворяется в Непроявленном, имя которому — То. Сонмы живых существ, снова и снова появляющихся, исчезают при наступлении Ночи; а с наступлением Дня они, по высшему повелению, являются вновь, о Партха! Воистину, превыше этой проявленной и непроявленной Материи есть другое Непроявленное, которое остаётся неизменным в то время как всё сущее разрушается. Эту высшую обитель называют непроявленной и нетленной.» (Бхагавад-Гита, 8:17-20).
Относительное бытие, или Космос, есть вечная система преходящих форм. Оно существует внутри Бытия Абсолютного и держится силой оного. Абсолютного Небытия внутри Бытия нет! Для Бога, или Абсолютного Бытия, Небытие есть источник движения. Для относительного бытия, или Космоса, Небытие есть источник умаления, разрушения и исчезновения относительных, ограниченных и преходящих форм. Но относительное бытие пребывает в Абсолютном Бытии, и в относительном бытии тоже нет Абсолютного Небытия. В нашем мире ни что не возникает из ничего, и ни что не исчезает в никуда.
Автор статьи: Дмитрий Коноплицкий.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2