Читать статью: https://memo.site/ru/the_dead_road Поселок Харп, где в колонии был год назад убит Алексей Навальный, в советские годы был построен усилиями заключенных, они же занимались и строительством, а позже — ремонтом путей железной дороги, которая должна была протянуться по вечной мерзлоте через все Заполярье.
Участок Чум–Лабытнанги, который сейчас является частью Северной железной дороги, был построен в 1947–1948 годах как первая часть амбициозного сталинского проекта, ставшего одной из последних и самых бессмысленных строек ГУЛАГа. План строительства, стоившего колоссальных денег и ставшего мучительной каторгой для тысяч заключенных, был на редкость плохо продуман и все время менялся. По последней версии Трансполярная магистраль должна была соединить Воркуту и Салехард с Игарским портом на Енисее. Вместо этого она превратилась в печально известную Мертвую дорогу: вскоре после смерти Сталина работы были остановлены, большая часть построенных участков заброшены и разрушены. Тяжелый труд заключенных, работавших годами в глухой тайге, страдавших зимой от обморожения, летом — от гнуса, оказался никому не нужен. Небольшой фрагмент пути, проходящий через Полярный Урал — все, что осталось сейчас от огромного трансполярного маршрута.
Примечательно, что история этих мест даже после упразднения системы Гулага остается тесно с ним связанной: в городе Лабытнанги расположена колония строгого режима ИК-8, выросшая из отделения Воркутинского лагеря. В 2017–2019 годах там содержался политзаключенный, украинский режиссер Олег Сенцов. В Харпе после ликвидации ГУЛАГа появилась ИК-3, куда и был отправлен Навальный в декабре 2023-го. Россия, не использующая принудительный труд заключенных для масштабных строек, продолжает, однако, наследовать тоталитарные советские практики — Лабытнанги и Харп известны как места наибольшего бесправия заключенных и жестокости по отношению к ним.
#гулаг
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев