Отправная точка истории Пинюгской УЖД выглядит несколько необычно. Всё начиналось со строительства ширококолейной железнодорожной магистрали, призванной соединить богатую лесами республику Коми с остальной частью страны.
В апреле 1929 года ОГПУ Советского Союза создаёт лагерное управление, специализирующееся на строительстве железной дороги от станции Пинюг до Усть-Сысольска (ныне Сыктывкар). Работы начались осенью того же года силами 2800 заключённых.
В 1932 году дорога, готовая на 30 процентов, была по не совсем понятной причине законсервирована. А после начала строительства в 1937 году железной дороги Коноша - Воркута, трудившиеся здесь заключённые оказались переброшены на Беломорско-Балтийский канал. В годы Великой Отечественной Войны рельсовый путь на участке Пинюг - Лопотово (берег реки Луза, недостроенный мост) был разобран. Рельсы отправили на прифронтовые железные дороги.
Пинюгский леспромхоз (первоначально - лестрансхоз) организуется в 1931 году. В 1930-е годы лес возили лошадьми на санях, а в летнее время по «лежнёвкам» (дорогам с деревянным покрытием), сплавляли по небольшим рекам. Однако вскоре после разборки железной дороги Пинюг·Сыктывкар было решено использовать её насыпь для прокладки лесовозной УЖД. Имеются также упоминания о том, что первый участок узкоколейной дороги был открыт ещё до войны в 1940 году.
В двух километрах от Пинюга (там, где линия проходит по высокой насыпи, а справа от неё простирается водоём) располагался 1-й лагерный пункт. На 12-м километре был 2-й лагпункт (говорят, что там содержались поляки). Позднее, в 1950-е годы, он превратился в посёлок Каменка.
Участок узкоколейной железной дороги севернее Каменки, проложенный по насыпи недостроенной ширококолейной линии, действовал недолго. Основная магистраль строилась по другой трассе к западу от него, через село Сухановское. Впоследствии она пересекла несостоявшуюся магистраль Пинюг·Сыктывкар почти под прямым углом, и была продолжена к востоку от неё.
«Седьмой разъезд», находящийся на 6-м километре магистрали УЖД, стал отправной точкой ещё одной, относительно крупной линии УЖД, ведущей на восток. В 8 километрах от «седьмого разъезда» появился лесной посёлок Мирное. Эту линию было решено соединить с Пушемской узкоколейной железной дорогой. Но соединительный участок действовал недолго.
В Сухановском, по некоторым сведениям, когда-то был колхоз. Но уже в 1960-е годы населённый пункт был признан неперспективным, и опустел. В 1970-х годах та же участь постигла и лесные посёлки - Каменку и Мирное.
Пинюгская узкоколейная железная дорога в 2004 году может быть признана одной из лучших в области по своему техническому состоянию. Она работает, и работает неплохо. У каждого человека, которому не безразличны узкоколейные железные дороги, при поездке по ней улучшится настроение. Очень приятно видеть отличный, своевременно ремонтируемый путь, проложенный по капитальной насыпи, аккуратную станцию в Пинюге, не заваленную «мёртвым» подвижным составом, а главное - ощущать общую атмосферу этой дороги, рабочую, а не депрессивную. Впрочем - конечно же, нет гарантии того, что вскоре ситуация не изменится в худшую сторону.
По данным на лето 2004 года, район лесозаготовок - кварталы к северо-востоку от бывшего посёлка Мирное (максимальная удалённость от него около 3 километров). Из Пинюга каждый рабочий день туда уходит рабочий поезд, состоящий из одного пассажирского вагона, и составы порожних сцепов. Имеются два плеча работы локомотивов: Пинюг разъезд 7, разъезд 7 места погрузки леса. Последний состав порожних сцепов, следующий под загрузку, обычно отправляется из Пинюга около 15 часов. Это является редкостью для нынешних лесовозных УЖД как правило, поезда уходят в лес лишь утром.
Магистраль УЖД севернее разъезда 7 (на Каменку·23 квартал) также является действующей. Сейчас вывозка леса по ней не ведётся. Однако руководители Пинюгского леспромхоза пока не собираются разбирать её магистраль необходимо сохранить на будущее. Здесь также курсирует рабочий поезд, отправляющийся из Пинюга каждое утро (включая выходные дни). В бывший посёлок Каменка многие жители Пинюга приезжают на сенокос, а далее (обычно до разъезда 23 квартал, обозначенного на топографических картах) едут лесники, проводящие здесь работы по лесоустройству.
В августе 2014 г. УЖД действует (была недавно выкуплена местным предпринимателем). Длина - около 25 км. Грузовое движение нерегулярное. В поселке много "пионерок".
Но, к большому сожалению, в 2018 году Пинюгская узкоколейная железная дорога перестаёт существовать. А вскоре пути были разобраны.
Информация с сайта; Пинюгская УЖД (Пинюг - Каменка - рзд. 63 квартал)
Фото из инета
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 16
Когда была ещё узкоколейка, в Каменку можно было съездить на пионерке. А когда её разобрали, добраться туда стало совсем проблематично.
Вот как - то так всплывают воспоминания...