Когда было открыто месторождение асбеста, к нему вело несколько дорог.
Одна из основных приходила с запада от Екатеринбурга на Изумрудные копи. На карте она названа Пышминской и обозначена как почтово-караванная. Как продолжение этой дороги в восточном направлении уходит лесная дорога, в сторону современного населенного пункта Егоршино.
Другая дорога, которую так же считали основной, шла от города Режа, проходила между озерами Щучье и Талицкое и уходила на село Грязновское.
Поколение старожилов, рожденное в начале ХХ века и пришедшее работать на Кудельку, эту дорогу считали основной. В разговорах она фигурировала намного чаще, чем Белоярская дорога. Основные перевозки и гужевое движение в тот период, по рассказам старожилов, происходило по старой Грязновской дороге и по Режевскому тракту.
После начала регулярных работ по добыче асбеста, большинство дорог «облагородили», но только по одной дороге - Грязновской в дореволюционный период можно было проехать на тройке.
Здесь возникает вопрос, как привозили на прииски крупногабаритные механизмы. Например, паровую турбину, которая работала на электростанции. Узкоколейные паровозы и локомобили.
Основным тяговым механизмом в тот период являлась лошадь, а вспомогательным - энное количество мужиков с веревками, вагами и топорами.
Но вот пришла новая власть, мелкие разрозненные «закопушки» были объединены и создана единая транспортная сеть.
Для перевозки грузов на станцию Баженово построили железную дорогу, а для появившихся автомобилей пригодных дорог было две - Грязновская и Белоярская. Но в процессе работ дороги приходили в негодность, для круглогодичной эксплуатации требовалось непрерывно поддерживать их в проезжем состоянии.
Этому вопросу руководство города и треста «Союзасбест» ежегодно, в соответствии с сезоном, уделяло большое внимание.
В начале 30-х годов ХХ века «…для ремонта Грязновского шоссе и поддержания в проезжем исправном состоянии, закрепить отведенные участки дорог…».
Участки закреплялись за Пролетарским, Северным, Южным горными цехами, Центральной горной группой. Железнодорожным цехом, фабрикой №2, Октябрьскими сортировками, Ильинскими сортировками, фабрикой № 3. Коммунальным отделом, электромеханическим цехом Ильинского участка, Асбостроем, Асбокомбинатом совместно с ОРСом и совучреждениями.
Меры принимали такие, что на сегодняшний день можно только улыбнуться: «…в целях сохранения Грязновского шоссе в исправном виде, запретить езду на лошадях до установления санного пути.
Разрешить езду исключительно на автомашинах.
За нарушение данного постановления организации и лица, будет подвергаться штрафу в размере 25 руб. При повторном нарушении привлечение к судебной ответственности».
Изучая архивные документы, можно сделать заключение, что Грязновскую дорогу ремонтировали силами треста «Союзасбест».
А вот ремонт и содержание в исправном состоянии дороги на станцию Баженово, это современная Белоярская дорога, производили, как говорили в старину, всем миром.
Подробнее: https://asbestgid.ru/news/kak_soderzhali_pervye_dorogi_v_asbeste/2025-01-13-3460
http://vk.com/@-191436106-kak-pravilno-podgotovitsya-k-kreschenskim-kupaniyam
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев