4
(Продолжение)
Часть 2
Выше упоминалось о первом владельце территории - Невьянском Богоявленском монастыре. Кратко рассмотрим его историю.
Первый Сибирский архиепископ Киприан (Староруссенников) отправляясь в Тобольск, взял с собой монахов из Соловецкого, Хутынского и Волоколамского монастырей - для распространения христианства и определения в настоятели сибирских обителей. По распоряжению архиепископа и был основан Невьянский Богоявленский мужской монастырь. Строителями его были соловецкий старец Серапион и Верхотурского Николаевского монастыря иеромонах Христофор Большинство источников годом основания называет 1621, хотя протоиерей Лавринов указывает время существования монастыря - с 1625 г. В сборнике документов и материалов «Из истории Урала» годом основания Невьянской слободы называется 1619, а учреждения монастыря - 1622. Обитель находилась «на полночном берегу реки Нейвы, при распутье больших дорог: в Ирбит, в Верхотурье и в завод Алапаевский». Сейчас - это село Кировское Алапаевского района. Прежние названия - Невьянское-Экономическое, Монастырское. Церковь при монастыре была одна - Богоявленская. Старая часть монастырской вотчины состояла из крестьянских хозяйств Покровской слободы и деревни около монастыря. Из владений, полученных в 1657-58 годах в «диком месте на реке Пышме», включающих в себя и земли реки Рефт, монастырь успел земледельчески освоить только Сухоложье. Основными культурами в крестьянских хозяйствах Невьянского монастыря были были озимая рожь и овес. Кроме этого выращивали ячмень, в меньшем количестве - пшеницу. Были в монастырской вотчине и посевы яровой ржи. В 1677 году крестьяне монастырской заимки (на территории будущей Новопышминской слободы) собрали с десятины по 15 четвертей ржи, по 40 - овса, по 25 - ячменя. Это был очень хороший урожай, что привлекало на данную территорию иные структуры. На владельческих землях (т.е. и в Сухоложье) выращивали также горох и коноплю, из семян которой изготавливали масло. Обитель имела свои мельничные хозяйства, обслуживая и монастырских жителей, и сельскохозяйственную округу, что приносило денежный доход. Уже в 1680 году на речке Кунаре крутилось две монастырские мельницы. Важной отраслью монастырского хозяйства являлось скотоводство.
В Невьянском Богоявленском монастыре был пострижен в монашество и наречен именем Далмат Дмитрий Иванович Мокринский, основатель Далматовской обители, «Исетской пустыни в новой Сибири, под калмыцкой степью, находящеюся от Сибирских городов в четырех днищах». В 1644 г. он, с целью «удалиться от почести, ему предлагаемой» тайно ушел из Невьянского монастыря с иконою Успения Божьей Матери (впоследствии почитаемой, как чудотворная) и поселился в пещере на берегу Исети, став первопроходцем, строителем монастыря и христианским просветителем этого края.
Трудные времена для Невьянского монастыря настали в начале 18 века. Царь Петр1 не без основания видел в институте монашества противника своих преобразований. Некоторые монастыри, особенно на севере и в Сибири, превратились в центры раскола, откуда рассылались грамоты с обличением никонианской Церкви и светских властей. В ответ указом от 31.01.1701 всем монахом было запрещено что-либо писать «без повеления начального» и даже держать в кельях бумагу, перья и чернила. Выбивалась из-под монастырей и материальная база. Указ от 30.12.1701 г. предписывал «вотчинами им и никакими угодьями не владеть, не ради разорения монастырей, но лучшего ради исполнения монашеского обещания, потому что древние монахи сами себе <...> пищу промышляли и многих нищих от своих рук питали; нынешние же <.>сами чужие труды поядают, а начальные монахи во многие роскоши впали <. >».
Подробнее: https://asbest-gid.ru/news/istorija_khramov_i_prikhodov_na_reke_reft_4/2025-01-04-45709
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев