Пришло время окунуться в бронзовый век и переместиться в степи Южного Урала, где четыре тысячи лет назад ураганили первые воины на колесницах — представители синташтинской археологической культуры. А еще они построили тот самый Аркаим. Но давайте разберемся без лишней шизотерики. Пришлые завоеватели. Как появилась культура колесниц Как это обычно бывает в таких историях, есть одна большая проблема: из тех мест и времен у нас нет ни одного письменного источника, так что опираться приходится исключительно на данные археологии и их интерпретацию учеными. Тем не менее, данных археологии у нас вагон и маленькая тележка. Погрузимся во времена IV-III тысячелетия до н. э. и перенесемся в степи Южного Урала. В те времена это были очень неплохие места для проживания, поэтому скоро там поселились охотники каменного века и принялись добывать диких лошадей и ловить рыбу. Представители ботайской, терсекской и суртандинской археологических культур не знали металла, да им это особенно и не было нужно: огромные стада лошадей давали им сколько угодно мяса, которое они добывали, используя луки и копья с каменными наконечниками. Население было уралоидной расы, то есть гипотетическими предками современных финно-угров. Так они жили не тужили с IV тысячелетия до н. э., строили поселки, охотились, рыбачили, не зная, что беда совсем рядом. Дело в том, что совсем рядом со степями были Уральские горы с главным сокровищем бронзового века — удобными выходами медной руды. И об этом как-то прознали представители ямной культуры. Как рассказывает археолог Иван Семьян в лекции «Военное дело Южного Урала в эпоху бронзы», ямники имели топоры из меди и мышьяковистой бронзы, копья и топоры-молоты. Был у них найден и странный медный протомеч, больше похожий на расплющенную биту, жутко тяжелый и убойный. В другой своей лекции Иван Семьян упоминает, что ямники в середине III тысячелетия до н. э. забрели на территорию Южного Урала небольшими группами. Там они увидели богатства — кучу бегающей еды и медь, лежащую практически под ногами — и попытались тут осесть. Но не тут-то было, воинственные охотники на лошадей, умело стрелявшие из луков, быстро объяснили ямникам, кто в доме хозяин и выгнали их со своих охотничьих угодий. Но это было началом конца. Как предполагает Иван в одной из вышеназванных лекций, побитые ямники рассказали соседям, что на востоке есть земля, что велика и обильна, а порядка в ней нет, зато есть много еды и металла. А еще злые хозяева с луками и копьями. Вскоре на восток собрались уже гораздо более серьезные ребята — абашевцы (именно они наряду с катакомбниками считаются предками синташтинцев). Абашевцы были покруче ямников: их оружие было бронзовым, а копья и боевые топорики натворили множество дел. Они были индоевропейцами-скотоводами, притом ужасно воинственными. По одному из предположений, в знаменитом Пепкинском кургане в Марий Эл, о котором мы подробно уже писали, лежат отрубленные головы жертв абашевцев. Видимо, это была междоусобица между общинами, следы травм на головах 27 скелетов — именно от абашевских топоров. И вот эти воинственные скотоводы объединились, где-то по дороге подцепили катакомбников, после чего вторглись на территорию Южного Урала. Охотники на лошадей не смогли ничего противостоять этой угрозе, и их следы моментально исчезли из археологической летописи. Завоеватели смешались с остатками местного населения и дали начало синташтинской археологической культуре, принявшись строить знаменитые укрепленные поселения, среди которых был и Аркаим, ставший притчей во языцех. «Страна городов». Феномен синташтинских поселений Отвоевав себе богатые территории, предки синташтинцев обнаружили, что в этих местностях зимой совсем не жарко. Как утверждает Иван Семьян, в зимний период в тех местах может быть до — 40 с резким неприятным ветром, тем более в древние времена климат был еще суровее, чем сейчас. Поэтому неудивительно, что пришельцы из более теплых краев отчаянно мерзли. Многие скелеты из погребений находят с признаками отита, воспаления среднего уха. Так что понятно, что одна из целей постройки поселений — обогрев в суровые зимы. На это наложилась необходимость защищаться от недобитого местного населения. И вот тут и возникли уникальные укрепленные поселения синташтинской культуры, убивающие сразу двух зайцев. Как рассказывает Иван Семьян в лекции «Торговля стратегическими материалами и распространение военных технологий в бронзовом веке», известны более 25 укрепленных поселений синташтинской культуры. Строились они следующим образом: выкапывался двухметровый ров, а земля, которая извлекалась из ямы, использовалась при создании вала. При этом вал был непростым. Его возводили на основе деревянных конструкций, а в некоторых поселениях даже облицовывали камнем. На валу располагалась стена, которая, как утверждает все тот же Иван в лекции «Крепости бронзового века», была еще и торцевой стеной плотно прижатых друг к другу домов. Дома были длинными, с деревянным полом (что по тем временам было очень круто) и несколькими очагами и колодцем. Передняя часть дома была занята хлевом, там держали скот зимой. Так и создавалась защита от холода: скот создавал ароматную тепловую подушку, защищая хозяев от жутких ветров и холода, а колодцы в каждом доме были нужны как раз чтобы поить животных, не выходя из дома. Так и грелись холодными зимними ночами синташтинцы — с помощью скота и стен соседних домов — ведь они тоже были теплыми. Спереди грел хлев, с боков — соседи, а единственная холодная стена была максимально толстой, ведь это была часть оборонительных укреплений. Ну и вторая функция таких поселений тоже очевидна — в ней можно было переждать нападения соседей, после чего собраться и устроить показательный рейд. Ведь воинами синташтинцы были отчаянными. Колесница и составной лук — оружие военного доминирования Синташтинцы стали завоевателями не просто так. Как рассказывает Иван Семьян в лекции «Оружие Бронзового века», во время освоения новой территории из союза общин предков синташтинцев выделилась прослойка воинов. Объединившись, они стали сплоченной силой, на вершине которой оказалась знать и вожди. Это прекрасно видно по захоронениям. Синташтинские могильники просто кричат о крутизне, богатстве и воинственности похороненного. Множество бронзового оружия, украшения, лошади, овцы, собаки и даже голова быка — все это клалось в погребение. Иногда туда целиком помещали колесницу. Если учесть, что бронза тогда была на вес золота, можно представить себе, насколько крут был погребенный и богаты те, кто его хоронил. Более того, как утверждает кандидат исторических наук Игорь Чечушков в лекции «Древний Аркаим. Мир и война», колесниц было мало, и они были невероятно дорогой и сложной конструкцией. Так что по современным меркам в могилах синташтинской воинской элиты лежали горы золота и стоял Бентли. Возможно, воинами могли стать и женщины. Как рассказывает археолог Федор Петров, обнаружено женское погребение с воинскими атрибутами. Была ли это амазонка бронзового века, рассекавшая на колеснице по степи и закидывающая врагов стрелами, или просто представительница воинского сословия, например сестра или жена вождя и оружие ей положили как символ, — неизвестно. Как же выглядел и чем воевал воин-синташтинец? Прежде всего это был воин-лучник на колеснице. Причем эта колесница — древнейшая из известных на данный момент. В лекции «Реконструкция древнейшей колесницы» Иван рассказывает о том, что синташтинские воины гоняли по степи на сравнительно небольших колесницах с легкими бортами и колесами со спицами. Причем у их наследников, петровской культуры, обнаружены остатки колесниц с кожаными покрышками, которые покрасили в красный цвет. А все знают, что «красная тачка езжает быстрее»! Вооружены древние колесничие были составным луком с костяными и деревянными частями. Греческий историк Спирос Бакас утверждает, что это был очень мощный лук, способный метать стрелы с бронзовыми наконечниками весом до 40 граммов. Для чего же были нужны такие тяжелые наконечники? Ведь для убийства человека без доспехов хватало и легких кремневых, в огромном количество найденных в погребениях синташтинцев. Особенно, учитывая, что каменные наконечники удобны тем, что крошатся при попадании в рану, что приводит к заражениям. Иван предполагает, что предки синташтинцев могли пересечься с воинами в доспехах. У некоторых соседних культур были найдены целые ламеллярные доспехи из рога лося, а в могилах синташтинцев — такие же, но разъединенные пластины. Складывается впечатление, что воин-синташтинец где-то убил хозяина доспеха, а части этой брони позже положили в погребение. В качестве дополнительного оружия у колесничих были бронзовые топоры с бойком на обухе, копья и кинжалы. И вот такие воины ураганили по степям Южного Урала четыре тысячи лет назад, разгоняя местное население, защищая стада и, как утверждает Иван, были чем-то вроде шерифов, быстро приезжая на места конфликтов и разрешая их авторитетом и силой оружия. Судя по экспериментам, такая колесница могла развивать скорость по степи до 40 км/ч, так что убежать от такого бойца на своих двоих было невозможно. В самих поселениях синташтинцев не обнаружено следов военных конфликтов, видимо местное население было настолько напугано военным превосходством огромных индоевропейцев на колесницах с бронзовым оружием, что не решалось на серьезные боевые действия. Про огромных — это не фигура речи. В одном из погребений обнаружена девушка ростом 182 см, и если женщины вырастали до таких размеров, то представьте себе, какими были мужчины-синташтинцы, и какое впечатление на местных производил гигант, несущийся по степи на колеснице в сверкании бронзы. Так что жили представители этой культуры довольно спокойно, начиная с конца XXI по начало XVIII века до н. э. Никто не посягал на их поселения, все конфликты решала воинская аристократия на колесницах. Но закончилось все банально и грустно: за короткий по историческим меркам срок скот выел всю траву рядом с поселениями, и могучие воины степей столкнулись с угрозой голода. Они были вынуждены покинуть свои удобные убежища, расселившись небольшими общинами. Так что наследники синташтинцев — петровцы и алакульцы — жили уже в небольших поселениях без укреплений. Судя по данным археологии, тут же начали возникать конфликты, и вот мы уже находим следы сожженных поселений и убитых людей. Такой и запомнилась нам Синташтинская археологическая культура: в сверкании бронзового оружия, грохоте колесниц, свисте тяжелых стрел и уюте укрепленных поселений.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев