С появлением атомного оружия субмарины и вовсе стали занимать совершенно особенное место в составе флота, так как вошли в «ядерную триаду». Впрочем, как в годы холодной войны, так и сегодня далеко не все атомные подводные лодки предназначены для размещения ядерного оружия. Часть субмарин все также создается в первую очередь для борьбы с вражескими кораблями. Одной из самых интересных отечественных разработок в этой области можно считать 705К «Лира». Проект подводных лодок-охотниц 705К «Лира» по праву считается одним из самых интересных проектов Советского Союза времен холодной войны. Субмарины получившиеся в классификации НАТО обозначение «Alfa» разрабатывались в СССР для поиска и уничтожения других субмарин. В этой непростой задаче «Лире» должно было помогать множество инструментов: скорость и маневренность, небольшие габариты, передовое оборудование и, конечно же, подходящее вооружение. При простоте заявленных задач «Лира» была подлодкой, по-настоящему обогнавшей свое время. До сих пор 705К «Лира» остается единственной в истории атомной субмариной, использовавшей реактор с жидкометаллическим теплоносителем РЖМТ ОК-550 мощностью 155 МВт. Благодаря ему, а также очень небольшому размеру (подводное водоизмещение составляло всего 3 180 тонн), субмарина могла разгоняться в подводном состоянии до 41 узла (76 км/ч). Это делало «Лиру» второй подлодкой по скорости движения в мире. Быстрее ее была только советская «золотая рыбка» К-222 проекта 661 «Анчар» разгонявшаяся под водой до 44.7 узлов. Высокая скорость и маневренность «Лиры» позволяли ей преследовать почти любые цели, эффективно маневрировать от торпедных атак и быстро уходить от преследования. Другой важной особенностью проекта 705К была высокая степень автоматизации подводной лодки. Благодаря этому удалось сократить экипаж субмарины с «традиционных» 100-120 моряков до 16-32. При этом лодка имела полноценный набор вооружения субмарины-истребителя: 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм с боезапасом 20 торпед САЭТ-60 и СЭТ-65. Также подлодка могла нести мины ПМР-1 и ПМР-2. Во время разработки «Лира» казалась весьма перспективным направлением развития подводного флота. Однако, у субмарины были и недостатки… Из-за большого количества автоматики «Лира» оказалась слишком дорогой и сложной для своего времени не только в строительстве, но и в обслуживании. Хотя за 20 лет эксплуатации на борту случился только один инцидент, проблемы с высокотехнологичным агрегатами и устройствами на 705-ой возникали постоянно. Страдал и экипаж субмарины, удобство которого в погоне за небольшими габаритами пришлось ограничить еще больше, даже несмотря на сокращение общей численности людей на борту. Сокращение числа рабочих рук также затрудняло ремонт и обслуживание «Лиры». Наконец, на высоких скоростях подлодка теряла всякую скрытность из-за повышенного уровня шума. Аналогичная проблема была и у субмарины проекта 661 «Анчар». По результатам эксплуатации проект «Лира» получил неоднозначные оценки. Из состава флота уникальная субмарина была выведена в 1990 году.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев