В том и состоит сложность нынешней нашей христианской жизни — в том, что мы не принимаем воли Божьей. Мы категорически не хотим её принимать. Мы сознательно не хотим её принимать. Мы тотально не хотим её принимать. Но хотим быть божьими детьми, при этом сознательно и методично отвергая то, что есть воля Божья.
Конечно, мы согласны с тем, что миром управляет Промысл Божий. Например, когда мы неожиданно сдали экзамен. Не готовились должным образом, но сдали. Когда мы почти попали в аварию, и всё-таки Бог в последний момент уберёг нас.
Когда нам неожиданно повысили зарплату. Когда нам неожиданно предложили должность. Когда нам повысили премию. Когда к нам благосклонно отнеслись люди. Когда мы исцелились от болезни. Когда наш ребёнок проявил замечательные способности и показал высокие результаты...Вот тогда мы говорим, что миром управляет Промысл Божий. Мы же могли всего этого не получить, но получили. И мы искренне радуемся и благодарим Бога.
И это наше (порой единственное) движение души воспринимается нами как проявление подлинной веры. Я молился — и Бог мне помог. Я не молился, а только надеялся, и Бог помог. Я не молился и даже не надеялся, а Он мне помог. Как же Его не любить и как же в Него не верить, думает человек и считает себя верующим.
Но сумрачные случайности человек принимать не хочет. Если я экзамен неожиданно сдал, то это воля Божья. А если я не сдал, то это происки врага. Если я молился и исцелился, то это щедрость Божья. Если я молился и не исцелился, то это козни лукавого.
Если я, например, еду в электричке без билета и боюсь, что меня поймает контролёр, и он меня не настигает, то я говорю: «Мне Бог помог». А если я еду без билета, и меня поймали, то я говорю: «Господи, почему Ты меня оставил?»
Если я еду выпивший за рулем, и меня никто не ловит, то я думаю, что Господь мне помогает. А если я еду совершенно трезвый, и меня останавливают за какое-то нарушение, то я говорю: «Господи, почему ты мне ен помог?»
Если я плохо работаю, и начальство этого не замечает, то я верю, что мне помогает Бог. А если на своём рабочем месте я допустил косяк, и об этом узнал начальник, то я не понимаю, почему Господь допустил такое — видимо, враги меня подсиживают.
Мы не видим Бога в сумрачных случайностях. Мы не хотим Его видеть. По сути, мы хотим, чтобы Бог вытаскивал нас из всех тех неприятных ситуаций, в которые мы попадаем.
Мы хотим, чтобы Бог действовал как служба спасения, независимо от того, виноват я или нет. Его дело — спасать. И если с нами что-то случается, мы говорим: «Господи, Ты плохо работаешь. Я Тобой не доволен. Почему Ты меня не спас?»
У нас все радости связаны с тем, что мы что-то сделали плохо, и этого никто не заметил — контролёр не потребовал билет, начальник не заметил недоделанную работу, пьяного водителя не поймали...
Мы искренне радуемся, что мы нечестные, непорядочные, недобросовестные работники, а Бог нас покрывает. И, получается, что вся наша радость связана с тем, что всю нашу нерадивость покрывает Бог. Так нам Бог нужен только для того, чтобы прикрывать наши недостатки? Так мы для этого пришли в Церковь?
Преподобный Марк Подвижник напоминает нам о том, что, на самом деле, вера — это когда человек принимает от Бога всё. Если мы видим Бога в приятности и не видим Его в том неприятном, что с нами происходит, то мы обманываем себя, обманываем людей, обманываем Бога.
Мы — лжецы, мы — лукавые люди, мы — не верующие люди. Величайший праведник Иов говорил своей жене, разве мы только хорошее должны принимать от Бога? Разве плохое мы принимать не должны? Если Бог даёт мне здоровье, то я благодарю Его. Если Он посылает мне болезни, я говорю: «Что Ты делаешь?»
Если Он посылает мне изобилие плодов земных, то я Его благодарю. Когда Он делает нас нищими или немощными в старости, мы говорим: «Господи, это нехорошо».
Мы должны принимать от Бога всё. Потому что источник всего хорошего и всего неприятного есть Бог. Это Он попускает, чтобы у нас сгорел дом, заболел сын, пропали деньги...
Но мы так не согласны жить. Хотя мы все читали жития святых, в которых рассказывается о том, как люди претерпевали всё, что посылал им Бог. Жития святых — это не сказки. Это живые свидетельства. Живая история.
Да, мы признали, что Бог существует. Но существует только для того, чтобы сделать нашу жизнь счастливой. И нам кажется, что когда мы несчастны, то вправе спроисть Бога, почему Он не исполняет Своих обязательств.
Но ведь это и есть фарисейство. Это и есть некий наёмнический подход к Богу. Это и есть то, против чего пишет свои наставления преподобный Марк Подвижник. Против тех, кто хочет оправдаться делами.
Каждый из нас в глубине души считает, что если я буду исполнять некий набор требований (ходить в храм, ставить свечи, приступать к Таинствам, совершать некие молитвенные правила, ходить в Крестные ходы), то Бог сделает то, что мне необходимо. Но я же Ему делаю. Пусть и Он мне сделает.
Иерей Константин Корепанов.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1