А. Ахматова.
Выбрасывая на берег словарь,
злоречьем торжествуя над удушьем,
пусть море осаждает календарь
со всех сторон: минувшим и грядущим.
Швыряя в стекла пригоршней янтарь,
осенним днем, за стеклами ревущим,
и гребнем, ослепительно цветущим,
когда гремит за окнами январь,
захлестывая дни, — пускай гудит,
сжимает сердце и в глаза глядит.
Но, подступая к самому лицу,
оно уступит в блеске своенравном
седому, серебристому венцу,
взнесенному над тернием и лавром.
И. Бродский. Ноябрь- декабрь 1964
В первых числах января 1965 года Бродский отсылает сонет Ахматовой
И если сама Ахматова в строке, взятой эпиграфом к сонету (из заключительной части цикла "Луна в зените", которая до 1967 года не печаталась и, стало быть, была известна Бродскому от самой Ахматовой), ограничивается метафорой:
"Седой венец достался мне недаром…", — Бродский добавляет к эмпирическому определению "седой" поэтический эпитет "серебристый" и развивает метафору в аллегорию: венец Ахматовой выше тернового и лаврового венца.
В уничижении тернового венца верующему человеку может послышаться кощунственный оттенок, хотя Бродский, скорее всего, имел в виду более широкое значение, "мученический венец".
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2
И. Бродский. 1962
Под большим впечатлением от Анны Андреевны молодой поэт находился весь 1962 год, который сам называл годом начала поэтической деятельности, хотя стихи, конечно, начал писать намного раньше. Помимо семи стихов, написанных в 1962 году, Ахматовой были посвящены летнее стихотворение «Блестит залив, а ветр несет» (1963), зимнее «В феврале далеко до весны», написанное на следующий день после инфаркта, который случился в тюрьме, куда Бродского посадили по обвинению в тунеядстве.
Ахматовой посвящены также: «В деревне, затерявшейся в лесах», «Сонет», «Под занавес», «Сретенье».