От жительницы с. Осколково Белоруковой Федосьи Ивановны (1926 г. р., деды - с Курской губернии, муж сибиряк). Она очень содержательно и ярко рассказывала по всем обрядовым сферам.
Календарный цикл открывался Святками, проходившими с Рождества до
Крещенского Сочельника, и начинался славлением Рождества Христова.
"После пения рождественского тропаря "Рожжество Твое" следовали приговорки:
Здрассьте, хозяин с хозяюшкой,
Слазьте с печки,
Зажигайте свечки,
Открывайте сундуки,
Доставайте пятаки.
Если нету пятака -
Мы корову за рога.
Я маленький мужичок,
Перед Богом - червячок.
Славить умею -
Денег не имею.
Если будет ваша щесть -
Подарите гривен шесть.
Звезду на славлении не носили. Ребятишки славют отдельно, и взрослые,
одаряют к Рожжеству. Обычно стряпают, и стряпней угощали. А чтобы курочки хорошо садились и птичек вывести - то садили на порог: посиди на порожке. Вот он садился ребёнок этот, даже мужиков сажали. Давали стопарёк, ну и закусывал, конечно, пирожком. В доме славили.
А на Новый год они приходили…Ну поздоровались - разрешите Христа
пославить, с Новым годом поздравить. Ну, пославьте.
Здравствуй, хозяин с хозяюшкой!
Сею-вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю.
Здравствуй, хозяин с хозяюшкой.
Рядились уже шестого (января), и славить в масках ходили дня три. В
основном, славют именно когда с заутрени (Рождественской службы) приходят, утром седьмого (января). По страшному рядились…Нарядилась соседка тыквой.
Одела маску (из тыквы, с прорезями для глаз и рта), а оттуда два фонарика загорелись огнём, а тут - страшенные зубы. А я сидела, шила. К новому году обязательно новую обновку надо, такое было поверье, что тогда весь год будешь в новом ходить. Ну. застучали в окно, я шторку-то отодвинула, глянула - мне самой робостно стало… А свёкор говорит: Ну это ряженые, Феня, пришли.
Сибиряк был. Да я пойду, открою. В обморок упала. Он сильно рассердился. И по-всякому нарядются, намажутся сажей, то сыгане они, и пляски тут, и всё…"
К этому Новому году, к старому, в доме такой беспорядок был - курей
можно было кормить целу неделю - сеяли (разбрасывали пшеницу). Ну сердились хозяева, если приходили и с сором приносили. Когда сеют с сором, во-первых, сор в огороде растет (шир, брещак, такой сорняк), и они сеют ссору в семью.
Иногда одним сором как насеют… Ну, я помню, вот этот свёкор говорит: Да ты щё же делаешь, ты ж мне не пшеничку посеяла, ты же мне сор посеяла. Надо сказать, что сбывалось". Пшеница, которую посеяли, имела в домашнем хозяйстве магическое значение. "Пшеничку сметёшь всю, выносишь, ды ещё и приговариваешь: Вот сколько вам зёрнышек насыпала - столько нам яищек снесите, да и столько же птищек выведите.
Ну зимой обычно костёр разжигали, так-то холодно было, на какой-то
площадке, на улице, а потом выходили, погуляют.
На Масленку жгли, провожали. Я помню, посадили меня (на сани), они
взяли солому, зажгли и на санях везут. Солома же горит, а мене сжигают на костре. Ну, посмеялись, похохотали, да и всё.
Чучело Масленицы делали из соломы, голову потом платком
покрывали, одежду женскую делали, рваненькое было. И стояли все, и ждали, что она дотла догорит. Целую неделю Масленицу справляли, а чучело - в предпоследнюю в субботу, а в воскресенье - уже в полном разгаре. К тёще ходили. Ходили, прощалися (прощенья просили). Над молодыми подшучивали, умывали их (снегом), за пазуху снегу натолкают. Они не обижались. Это характер у жениха с невестой узнавали, это кто в этот Мясоед поженился.
С гор катались на санях, конских глызах, и деревянные лотки были. У
нас дедушка делал, как вот дупло, дупляк делается из дерева, которое уже старое, постаревшее. Вот середину эту выбирают, отшлифовывают. Мы садились, там не страшно, там ты можешь и туда, и сюда им рулить. Лотки делали из коровяка, замораживали ровненькие, едешь - вот так вот крутишься. А вот на этом коровяке, если тебя завертело, то ты уже ни за что не уцепишься. Бывало и носы разбивали. Кататься все любили, а вот завозить… Тогда все хором кричали: Любишь кататься - люби и саночки возить!
Раньше были тут страшные кулачные бои. Я не видала, а дедушка
рассказывал. Тут один какой-то Петров был Лука, он всегда победитель был. Он такой был сильный, он зимою никогда шапку не носил, носил волос, подстриженный под кружок. Его почитали все, он в деревне был почтенным человеком. Купался на Крещение в проруби. Около клуба (на Масленку) строили ледяной городок, как горки. Уже в советское время у клуба делали горку, замораживали столб высокий, а на столбу
вверху - петух живой и бутылка. Врукопашную надо залезть, достать, сбить что- то призовое. Кто залезет - тот и возьмёт. Из чьей команды достали - те и победили. После этого, когда эта церемония кончалась, начинали катать, запрягали коней в воскресенье. На конях катались, пели. Напекали блины, блинами угощали наряженные в большие шали цветные. После катания на конях начинают прощаться, расходятся. А вечером я с мужем иду к своим родителям прощения просить и у его родителей просим прощения: папа, мама, простите меня. К матери подходишь, поцелуешь, и на колени становились. На могилки не ходили, не пройдёшь, там заносит. Остатки скоромной еды выносили на улицу птичкам.
Сороки справляют. Пекём жаворонков, закликаем их:
Весна-красна, на чём пришла?
На кнутике, на хомутике,
С красной тряпочкой.
Вас повеселить,
Жаворонков приманить.
Собираемся подружки-дружки. Вот один раз напекла нам мама
жаворонков, пришли подружки. Ну, где будем? Залазим на поветь - ну это сарай ровно крытый (плоско). Взяли скатёрочку разостлали, посадили жаворонков, посыпали зёрнышек и стали закликать их, чтоб они прилетели. Посадили, покормили их, а потом начали подбрасывать, каждая приговаривала.
На Благовещенье девка косы не плетёт, птица гнезда не вьёт. В какой
день недели Благовещенье - потом в течении года ты в этот день ничего не делай.
Я помню, в воскресенье мама начала что-то делать, бабушка говорит: Доченька ты моя, знаешь, ты завтра сделаешь в два раза больше. Ты вот приметь, если ты в воскресенье не работаешь - в понедельник много работы сделаешь. Если ты работаешь в воскресенье - понедельник вхолостую у тебя пройдёт.
На Вербное воскресенье они с этими вербами придут - и: верба, ксти,
верба, ксти. Везде себе похлещут, и идут корову похлещут, подоткнут эту
вербочку над коровами, над овцами, такой обычай был. Последнюю неделю Великого поста Шахова Алёна Алексеевна в четверг
поест - и пока не разговеется. Бабушка все пятницы до вечера не ела. Она за пост настолько истощает. У нас вот дедушка - он всегда жалел её, скажет: Стародавняя, да языком больше согрешаешь, в еде греха нет. Причащались раза два в месяц. В Чистый Четверг, до восхода, начинает только рассветать, мама заранее с вечера ставит воду, чтобы она немножко хоть тёплая была. Она заносит вот эту лохань, становисся в лохань, она тебя обкатит водичкой этой тёплой, приговаривала: Святая вода, смой, сполощи с раба Божия (имя) все пасти, все напасти, всю порчу, чтоб раб Божий не знал никакой болезни. И снова мы
ложились и засыпали. В пятницу начинали уже готовиться. Чистоту наводили, порядок, в Чистый Четверг вымывали всё, все уголки чтобы были вычищены. Куличи печь, яйца красить - уже в субботу. В пятницу прикладывались к Плащаничке.
Когда посветют Пасху, приносят её. Поднимает мама всех, умываемся,
подходим, и бабушка заставляла всехпеть "Христос воскресе". Пропоём,
перекрестимся, и опять, и потом садимся. А стол мама накрывала заранее, даже с вечера, потом накрывала скатертью. А для Пасхи для освещённой она оставляла место, на стол эту Пасху разрезали (дедушка) и садились за стол. Первым должен был брать дедушка, бабушка, папа, мама, потом - мы. Вперёд яйцом разговляются, потом - Пасха (кулич), потом всё остальное. Надо отведать всё, что стоит на столе. Богатый стол всегда делают. Из-за стола - ждём пока кончат кушать дедушка с бабушкой. Все выходят, встают, помолятся Богу и расходимся.
И этот день наши никуда не ходили. Смотрели на восходе солнышко, как оно играет, два раза в году - на Пасху и на Красную горку. Около церкви карусель была кругом. Качели к Пасхе ставили. Хороводы - к вечеру. Всю неделю не работали. С молебнами по дворам не ходили. На Красную горку (следующее воскресенье после Пасхи) по земле катали яйца, сколько заденет - (забирали). Ходили на могилки, по могилкам эти яйца катали. На первый день Пасхи на могилки грешно было ходить.
А на Троицу обязательно всё выскребали, тогда же полы некрашеные
были, и вот мы эти полы голяком. Вышаркаешь, травочки зелёной нарвёшь, на лавки, на скамейки насыпешь, а многие люди и на пол травку стлали. Везде подтыкали берёзу обязательно. К этому времени расцветал горицвет. Мы нарвём этих цветов, поставим, а утром плетём венки и собираемся идти кумиться, одни девушки.
НаТроицу разрешалось купаться. Окунёшься маленько - и всё. Старые
люди всегда говорили: на Троицу никогда нельзя купаться, русалка ловит.
Говорили, что плакала русалка на берегу, что обиженная. Родители прокляли её, она утонула.
А вот мама рассказывала - это в Безголосово было. У них по соседству
жили богатые люди. У них было много нарядов. И вот на Троицу она собирается идти в церковь, ну и попросила. Девочка росла больно такая буйная, живая, перед зеркалом вот вертелась, вертелась, потом говорит: мам, я одену вот этот платок. Она ей не дала полушалок этот одевать. А я его одену. А та - чертком: чёрт с тобой, одевай. И она пошла в церковь. И когда запели "Херувимы" - и она закричала и упала. И у неё судороги начались. Батюшка сказал: отойдите и не дотрагивайтесь до неё. Он там видимо что-то делал ей. Потом она вроде пришла в себя, поднялась. Отес подошёл, был он в церькви. А мать - была дома, видимо стряпала там или что. Ну её сказали: там с твоей дочкой что-то сделалось. Ну она схватилась, по деревне-то бежит, плачет. Прибежала, народ-то расталкивает, а отес говорит: с чем проводила - то и получила. Так она с эпилепсией и осталась эта девчёнка. Ну, в общем, прокляла. Это страшный день (Троица). В этот день никогда даже чёрным словом не надо ругаться. В этот день поминают и утопленников, и удавленников. На могилки ходили в Троицу.
А кумиться… У нас был там садик, там всегда был холодок, и там
травка. И вот мы берём скатерть, расстилаем там, ну и явства, конечно из дома берём, раскладываем и садимся. Яишню не жарили, а яйца просто варёные, пирожки, ну сдоба была, такого особого ничего не было. И выбирали куму, берёшься за руку - какая? Обнимаешься, целуемся через венок. До следующей Троицы считались кумами, ни ссориться, ничего нельзя было. Не пели. Как покумимся - и хороводы водили. Потом шли на речку и бросали - потонет, не потонет. Если потонет - значит не любит, а поплывёт - значит, жди. Берёзку не наряжали, но ломали и ставили её именно в центре, где сидели, потом тоже на речку пускали. К обеду, даже после обеда расходились. Парней не допускали. Парни потом стремились, но не положено им было. Ивана Купалу справляли, обливались, да ещё как обливались. А потом приходили, у кого-нибудь собирались. Или там же в поле, на полянке садились, отмечали, кушали. Костры не жгли. Как-то строго с кострами было".
В святочных традициях хорошо представлены славление и посевание,
причём интересна контаминация новогодних поздравлений с рождественскими славлениями. В этих обычаях явно выражена репродуцирующая магия. Очень живо помнятся традиции ряжения, которое происходило с вечера Рождественского Сочельника три дня, что не типично. Обычно ряжение происходило после Рождества, с Нового года до конца Святок в так называемые "страшные" вечера. Очень необычным фактом является разжигание костра и гуляние возле него во время вечёрок. В других районах Алтая зимой костры разжигали, в основном, на Крещенье, как объясняли, Христу ноги греть. Здесь же не жгли костры ни на Крещенье, ни на празднование Ивана Купалы, как было принято повсеместно. В масленских обрядах отсутствует снаряжение поезда Масленицы. Необычным является сжигание чучела Масленицы в субботу, а не в воскресенье в завершении гуляния. Примечателен факт, что не только на Благовещенье не разрешалось ничего делать, но и весь год в тот день недели, на какой пришёлся праздник Благовещения.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев