Велосипед - транспортное средство, которое имеет, по крайней мере, два колеса и приводится в движение человеком. И этот человек - Велосипедист! К сожалению, он не защищён железным каркасом в отличие от водителя автомобиля. Поэтому дорожно-транспортное происшествие с участием велосипедиста часто влечет за собой возникновение у него серьезных травм и даже его смерть. Поэтому наряду с равными правами и обязанностями всех участников дорожного движения велосипедист наиболее уязвим в части защищённости от телесных повреждений. А телесные повреждения человека могут квалифицироваться с использованием Уголовного кодекса сотрудниками правоохранительных органов.
В связи с чем, у участников таких правоотношений существует риск оказаться в судебном процессе. Не так страшно, если это гражданское рассмотрение взаимных претензий. А вот административное или уголовное расследование обстоятельств ДТП чревато лишением права управления транспортного средства, возмещением материального вреда и даже лишением свободы водителя.
При рассмотрении обстоятельств ДТП сотрудником ГИБДД, следователем или судом, стороны процесса неоднократно проверяют и взвешивают аргументы, приводимые всеми сторонами инцидента. Для этого практически всегда возникает необходимость в исследовании механизма ДТП средствами и методами автотехнической экспертизы.
Чтобы осветить особенности исследования экспертом автотехником ДТП с участием велосипедиста, мы постараемся обратить ваше внимание на некоторые особенности такого рода экспертиз, выработанные за многолетнюю практику наших экспертов автотехников.
Проанализировав результаты экспертиз обстоятельств ДТП в учреждениях наших коллег, мы установили, что многие важные факторы, отражающие характер движения велосипедистов, ими не учитываются так как:
- либо они неизвестны, но могут быть получены экспертными (расчётными) методами,
- либо плохо изучены, при выполнении исследования,
- либо, добываются самими экспертами, что законодательством запрещено,
- либо принимаются на веру, без критической оценки выдуманных инспекторами ГИБДД обстоятельств.
Всё это приводит к искажению реального хода события ДТП.
Таким образом, часто нежелание или неумение применения экспертом методической литературы, предназначенной для исследования ДТП с участием велосипедистов, а особенно реконструкций механизма подобных происшествий основаны на построении предположений и гипотез, не отражающих реальных событий происшествия.
Зачастую у работников правоохранительных органов не хватает специальных познаний как для технической оценки обстоятельств ДТП с участием велосипедистов, так и для оценки выводов экспертного заключения, что приводит к принятию процессуальных решений не в пользу владельца двухколесного транспортного средства.
Стоит признать тот факт, что большинство велосипедистов, выезжающих на дорогу, на свой страх и риск, не знают требований правил дорожного движения, не только в общем понимании, но и в части касающихся их поведения на дороге, что нередко приводит к тяжелым последствиям при ДТП.
Часто отсутствие специализированных условий (велосипедных дорожек) в городах России не может создать условия для формирования некой традиции велосипедного движения в сознании пешеходов, велосипедистов и водителей механических транспортных средств.
В современных реалиях, сложная дорожно-транспортная обстановка, создает ситуацию, где взаимоотношения велосипедистов и водителей механических транспортных средств не могут нивелироваться взаимным уважением.
Таким образом, «судьба» велосипедиста в современных дорожных условиях во многом зависит от его стремления осознанного понимания требований Правил дорожного движения и адекватного восприятия конкретной дорожно-транспортной ситуации. А так же уважительного, равноправного отношения водителей автотранспортных средств к велосипедистам.
Именно поэтому, наличие в распоряжении эксперта автотехника материалов, с участием велосипедиста, достоверных сведений об аварии, без признаков «дискриминации» интересов велосипедиста, может стать хорошим обучающим материалом для практикующих юристов, и для определения обстоятельств происшествия, способных восстановить справедливость в интересах пострадавшего водителя двухколёсного транспортного средства.
В нашей стране, часть ДТП с участием велосипедистов даже не считается происшествием и не регистрируется в ГИБДД, если конечно велосипедист не пострадал серьёзно или не погиб. Но даже если они и регистрируются, то обычно недостаточно тщательно и детально расследуются.
Всё, что было описано выше позволяет утверждать, что мы понимаем причины этих проблем, мы знаем, как их преодолеть, и знаем как юридически, с использованием специальных познаний эксперта автотехника, преодолеть несправедливое отношение к велосипедистам, как к полноправным участникам дорожного движения.
© Сутормин Е.В., Захарова В.Ю., 2020
ОБРАЩАЙТЕСЬ К НАМ!!!!!
ООО ЭУ "ТАМБОВСКИЙ ЦЕНТР НЕЗАВИСИМЫХ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ"
Наш адрес: 392000, Тамбовская область, г. Тамбов, Моршанское шоссе, дом 17г, офис 8
Нет комментариев