В тот день голова болела особенно сильно. Людмила Петровна всегда относила себя к классу людей метеозависимых, остро реагирующих на перемену погоды и атмосферного давления. С возрастом проблема усугубилась, доктора чего только не выписывали, но, как ни старалась женщина соблюдать их рекомендации, головная боль посещала Людмилу Петровну с завидной регулярностью.
Только она закончила свои нехитрые домашние дела, включила телевизор и решила прилечь, сверху раздался этот ужасный топот. Словно по потолку скакал табун маленьких, но очень резвых лошадок. Людмила Петровна мученически закатила глаза. Совсем недавно в какой-то программе прозвучала шутка про соседку, явившуюся с пучком сена в квартиру сверху.
- Здравствуйте, а можно покормить лошадку?
- Какую ещё лошадку?
- Ну ту, которая у вас тут сутками скачет.
Что-то подобное происходило и с Людмилой Петровной. Периодически сверху раздавался топот. Разный, иногда словно маршировал по плацу полк солдат, иногда будто тренировалась команда спортсменов по прыжкам, иногда, как сегодня, топот небольших лошадок, но неизменно раздражающий. Она терпела, потому что тишину никогда не нарушали в неположенное время, а Людмила Петровна не хотела прослыть скандалисткой.
Порой пенсионерка вспоминала своё детство. Они с подружками тоже никогда не были ангелами. Не сидели тихо в уголке, а бегали, прыгали, а однажды, когда дожди зарядили на целую неделю, додумались устроить игру в "резиночки" у Люды в квартире. Ох уж эта игра. Популярнее всех ныне существующих компьютерных игр.
- Мама, ну купи резинку!
- Я же недавно покупала тебе.
- Мамочка, но она уже растянулась, и грязная...
- Ладно.
Свёрнутая бельевая резинка лежала в портфеле каждой уважающей себя девочки и доставалась на переменах, в школьном дворе, а дома перекочёвывала из портфеля в карман кофты или курточки. Девчонки сбивались в стайки и прыгали, прыгали, прыгали. Прыгали "кораблики", "конверты" и "бантики". Прыгали с места и с разбега, по очереди, по двое. Иногда, когда подружки разбегались по домам резинка цеплялась за любой подходящий предмет.
Вот и тогда они затеяли игру прямо дома, в квартире. А вечером к маме пришла старушка, живущая этажом ниже, и, извиняясь, просила поговорить с дочкой, объясняла что-то про плохое самочувствие и всё время повторяла: "Я понимаю, они же дети. Им играть хочется". Мама потом отругала Люду, а она, глупая, долго косилась на "вредную" соседку и не здоровалась с ней.
Но годы пролетают слишком быстро, и вот уже Людмила Петровна оказалась в роли той самой старушки. Может быть, чуть помоложе, но сейчас она слишком хорошо понимала соседку из своего далёкого детства.
Людмила Петровна тоже догадывалась, откуда доносится шум. Прямо над ней жил парень, уезжавший рано утром на работу на своём автомобиле. Возвращался он поздно, ужинал, смотрел телевизор и затихал, и уж точно не мог быть источником этого раздражающего топота. А вот ещё чуть выше поселилась странная, на взгляд Людмилы Петровны, семья. Впрочем, в самом факте проживания женщины с ребёнком не было ничего необычного, кроме, пожалуй, того, что мальчик выглядел несколько нелюдимым и, несмотря на не слишком маленький возраст, всюду ходил за руку с матерью.
Он никогда не играл с ребятами во дворе, да и вообще выходил на улицу редко и только в сопровождении. Ребёнок казался женщине вялым, отстранённым и ничем не интересующимся. Трудно было предположить, чтобы он так шумел, но других вариантов у Людмилы Петровны, кажется, не находилось.
Топот раздался с новой силой. Казалось, что пятки скачущего с силой впечатываются в пол, стараясь произвести как можно больше грохота. Женщина вздохнула и решительно подошла к двери. Пусть лучше её считают скандальной и неуживчивой, но терпеть это безобразие она больше не может.
* * * * *
Дверь в ответ на её звонок распахнулась сразу. Стоящий на пороге мальчик широко улыбался, но при виде Людмилы Петровны улыбка сползла с его лица, а взгляд стал растерянным. В голову женщины снова пришла мысль про лошадку, но перед ней стоял ребёнок, и она спросила сдержанно.
- Мама дома?
Он, не спуская с неё глаз, помотал головой.
- А чего же ты дверь открываешь, не спрашивая? - Строго заметила она. - Мама разве не учила не открывать?
- Учила. - Мальчик вздохнул и признался доверчиво. - Я подумал, что это она. Она в магазин ушла.
- Ты не бойся меня. Я внизу живу в вашем подъезде.
- Я знаю. - Кивнул мальчик. - Я вас во дворе видел.
Надо же, а ей казалось, что мальчишка совсем отстранённый и не обращает внимания на окружающих.
- Да вы заходите. Мама сейчас уже придёт. - Вдруг пригласил маленький хозяин. - Вы ведь по делу?
Людмила Петровна подумала и вошла. В квартире было чисто, по стенам висели карты, какие-то таблицы, английские слова.
- Это всё твоё? - Спросила она мальчика.
- Да. - Кивнул он. - Я лучше запоминаю информацию, когда вижу.
Людмила Петровна понимающе кивнула. Она сама всю жизнь проработала в школе и знала, что существует несколько типов памяти. "А мальчик не так прост". - Подумала она и вдруг поняла, что не знает, как зовут маленького соседа.
- Илюша! Почему дверь открыта? - Раздалось из коридора. Молодая женщина заглянула в комнату и тревожно посмотрела на Людмилу Петровну. - Вы кто? Что вы здесь делаете?
- Мама, это соседка из нашего дома. Она к тебе по делу. - Сообщил мальчик, выходя в коридор. - Я разберу сумки?
- Меня зовут Людмила Петровна. Я внизу живу, под вами. Вернее, не совсем. Через этаж.
Лицо хозяйки разгладилось и сделалось даже слегка виноватым.
- Наверное, Илюшка опять бегал с Томасом? Вот сколько раз говорила ему...
- С Томасом? - Людмила Петровна огляделась.
- Томас! - Окликнула хозяйка. - Том!
В комнату неспешно вошёл полосатый кот, на морде которого было написано полнейшее равнодушие к происходящему. Он внимательно посмотрел на Людмилу Петровну, на мать Ильи и независимо развалился около ножки стола.
- Год назад с сыном нашли его на улице. - Пояснила молодая женщина.
- Он был худой и голодный. - Добавил вернувшийся в комнату мальчик. - Ещё оказалось, что у него глисты, блохи и ушной клещ.
- Илюша. - Укоризненно перебила мать. - Это уже лишние подробности.
- Но ведь всё было именно так. - Упрямо уточнил её сын. - Ветеринар мне объяснил.
- А почему Том? - Решила прервать их спор Людмила Петровна.
- Вы не читали "Принц и нищий"? - Удивился Илья. - Том Кенти, помните? Сын нищенки и вора. Но он очень умный и умеет читать. И попадает в хорошие условия. Наш Том тоже очень умный. Мама говорит, что он, должно быть, благородных кровей, просто родился на помойке.
Старая учительница с удивлением заметила, что, видимо, не только кот в этом доме отличается недюжинным умом, и слегка смутилась. Со стороны ей всегда казалось, что мальчик отстаёт в развитии, но его речь и поведение говорили об обратном.
- Илья. - Строго обратилась к нему мать. - Английский ты, конечно, уже сделал?
- Нет. - Признался мальчик. - Не успел.
- А чем занимался?
- Играл вместе с Томом в путешествие вокруг света за восемьдесят дней.
"Вот откуда топот..." - Подумала Людмила Петровна уже безо всякого раздражения.
- И, конечно, очень спешил? - Уточнила хозяйка квартиры. - И поэтому бежал?
Он виновато кивнул.
- Томас бежал тоже. Мы играли.
- Я же говорила, что вы можете мешать окружающим.
Мальчик виновато вздохнул.
- Ладно, тебя ждёт английский.
Он кивнул и ушёл. Кот степенно направился следом.
- Вас как зовут? Людмила Петровна? А меня Ольга. Проходите, Людмила Петровна, на кухню. Чаю попьём, раз уж вы пришли.
Людмила Петровна смутилась. Вроде бы ругаться пришла, а попала в гости. Но голова уже болела не так сильно, а дел никаких у неё не было, и женщина согласилась.
- Ольга, а почему Илюша не в школе? - Осторожно спросила она. - Болеет?
- Нет. Я забрала его на домашнее обучение. Понимаете, Илья не совсем обычный ребёнок. У моего сына нет конкретных диагнозов, но он развивается в каком-то своём темпе. Вы, наверное, думаете, что он уже взрослый, но Илюше всего девять. Просто он высокий мальчик, пошёл в своего отца.
Людмила Петровна тактично промолчала, но Ольга пояснила сама.
- Он не живёт с нами. Мы с сыном переехали сюда после развода. Многие мужчины не любят неожиданно возникающих трудностей. Им надо, чтобы всё было стабильно и понятно.
- Но Илья мне показался умным мальчиком. - Заметила Людмила Петровна. - У него очень грамотная речь, не нарушены причинно-следственные связи, широкий кругозор. Я не понимаю, почему бы ему не учиться вместе с другими детьми.
- Он не может найти контакт с детьми. - Ольга вздохнула. - Мы ходили к психологам, даже к психиатру. - Но единственный, с кем Илья хорошо общается, это Томас. И он кот, а не человек. Как бы вам объяснить... Среди других детей Илья чувствует себя не в своей тарелке, словно глупеет на глазах, не может ответить на элементарный вопрос, не умеет подобрать слова. Над ним смеются, дразнят, а он не даёт отпора, замыкается в себе. Занятия с психологом не помогли. Видимо, индивидуальная особенность...
Людмила Петровна нахмурилась. Родители часто приписывают своим детям то, что им несвойственно, это она знала. И иногда слишком преувеличивают размер проблемы, возводя в культ собственные сомнения и убеждая в этом ребёнка . Не получилось в одном коллективе, надо вести мальчика в другой, в третий, пятый. Не исключено, что однажды он раскроется среди понятных ему людей. Илья, почти не смущаясь, заговорил с ней, с незнакомым человеком. Внутри него не сидит глобальный, сковывающий физическое и духовное начало страх, но, по словам матери, что-то такое есть.
- Но он всё же ребёнок. - Продолжала Ольга. - Ему хочется бегать, играть. На улице Илюша не решается это делать, да и бегать одному глупо. Вот и развлекается дома с Томасом. Я уже объясняла ему, что внизу живут люди. Простите нас. Я постараюсь следить за ним. Просто теперь мне приходится постепенно выходить на работу. После того, как все вернулись с удалёнки, начальник настаивает на работе в офисе. Найти постоянного человека, который присматривал бы за Илюшей хотя бы несколько часов в день оказалось не так просто. А на него самого надеяться пока нельзя.
- Знаете, а я ведь до пенсии работала в школе. - Мысль пришла в голову Людмилы Петровны неожиданно. - Всё время среди детей. А сейчас сын и внуки живут далеко, а я, если честно, иногда маюсь от безделья. Может быть я присмотрю за вашим сыном? Я была бы не против небольшой подработки.
- Вы серьёзно? - Ольга недоверчиво посмотрела на женщину. - А сколько вы берёте за свои услуги? Я пока работаю неполный день и слишком много платить не смогу.
- Понятия не имею, сколько это стоит. - Пожала плечами Людмила Петровна. - Я ведь никогда не была в роли няни. Знаете, Ольга, а давайте попробуем. Назначьте цену, которую сочтёте нужной. А я могу заодно позаниматься с Ильёй. Только программу посмотреть надо.
- Как странно всё получилось. - Задумчиво произнесла Ольга. - Словно кто-то услышал мои мысли и привёл вас сюда. Хорошо, давайте попробуем.
продолжение следует...
Йошкин Дом #ПокормитьЛошадку #часть_1 #ЙошкинДом
Нет комментариев