Павел Степанович Кутахов родился 3 (16) августа 1914 г. в селе Малокирсановка Таганрогского округа Области войска Донского (ныне Матвеево-Курганского района Ростовской области) в многодетной крестьянской семье. В 1918 г. от тифа умер отец. В Малокирсановке тогда была только начальная школа, и Павел после окончания трехлетки в 1924 г. поехал учиться в село Фёдоровку, что в 18 км от родного села. В 1930 г. он переехал в Таганрог, где продолжил учебу в средней школе, а затем поступил в фабрично-заводское училище трамвайщиков. В 1934 г., после окончания ФЗУ, был направлен на авиационный завод №31 им. Димитрова. Работу на заводе совмещал с учёбой на рабфаке при индустриальном институте. В августе 1935 г. по комсомольскому призыву поступил в Сталинградскую военную школу летчиков. Начинал летать на самолете «У-2».
После выпуска в феврале 1939 г. лейтенант Кутахов прибыл в 7-й истребительный авиаполк под Ленинградом, где вскоре стал командиром звена истребителей. Осенью 1939 г. совершил несколько вылетов в район боевых действий Красной армии в Западной Белоруссии.
Он участвовал в Советско-финляндской войне 1939 - 1940 гг., в ходе которой совершил 131 боевой вылет на истребителе И-16. 25 декабря 1939 г. самолет Кутахова был подбит и сел на нейтральной полосе. В течение двух ночей летчик вместе с инженером полка Б. Чернышевым и техником звена И. Купцовым разбирали самолет на части, а в третью ночь волоком доставили истребитель на свой аэродром. Впоследствии летчик продолжал летать на этой машине. Именно здесь, на Карельском перешейке, он продемонстрировал свое летное мастерство, проявил такие качества, как смелость, способность идти на риск, брать ответственность на себя. С завершением военных действий вновь наступили дни напряженной боевой учебы, по итогам которой весной 1941 г. окружная газета «Защитник Родины» назвала П.С. Кутахова «образцом воина Красной армии».
На момент начала Великой Отечественной войны лейтенант Кутахов продолжал командовать звеном истребителей в районе Выборга (Ленинградский фронт) . В июле 1941 г. его переводят на Карельский фронт в 145-й истребительный авиационный полк, где он проходил службу сначала в должности заместителя командира, а затем командира эскадрильи. Участвовал в обороне Мурманска и Кандалакши, сопровождал караваны транспортных судов ленд-лиза.
Именно на этом направлении немецкое командование стремилось ударами своего 5-го воздушного флота вывести из строя Мурманский порт, чтобы не допустить прохода по Баренцеву и Белому морям конвоев наших союзников и сорвать работу Кировской железной дороги. В ходе боёв П.С. Кутахов проявлял беззаветную храбрость и героизм, завоевав славу одного из лучших воздушных бойцов Карельского фронта. Зимой 1942 г. на фронте появилась новая модификация немецкого истребителя «Ме-109». Ее отличала скорость атаки и исполнение «горки», которую старый «Мe-109» не смог бы сделать. Сведений о новом самолете становилось все больше, но сбить его не удавалось.
Кутахов заметил, что эти самолеты в бою держатся обычно в стороне и вверху, машина слаба на виражах и тяжела на боевом развороте. В очередном воздушном бою Кутахов использовал свои знания об этом самолете, его слабые стороны и сбил противника. Так летчики фронта смогли познакомиться с новейшими немецкими истребителями «Ме-109F».
В мае 1942 г. при отражении налета вражеской авиации на станцию Кица шестерке советских истребителей во главе с Кутаховым пришлось сражаться с восемью самолетами врага. Верный своему принципу, командир эскадрильи атаковал первым. Стремительным маневром наши летчики раскололи строй противника. Фашистские пилоты растерялись и об ударе по железнодорожным составам уже не помышляли. В этом бою было уничтожено несколько самолетов противника, один из которых летчик сбил лично.
15 мая 1942 г. четверка, ведомая Кутаховым, встретила у линии фронта 20 вражеских самолетов Ме-110 и Ме-109. Но даже пятикратное превосходство не принесло успеха гитлеровцам. Потеряв три Ме-109 и не сбив ни одного советского самолета, они отказались от выполнения боевой задачи.
25 июля 1942 г. в газете 14-й армии «Часовой Севера» была опубликована заметка о П.С. Кутахове под заголовком «Учитель». Она характеризовала 27-летнего летчика не только как мастера воздушного боя, но и как опытного воспитателя подчиненных. В заметке говорилось: «Капитан Кутахов – ветеран части, хранитель ее славных традиций. Летчики называют его отцом. Он терпеливо учит и воспитывает молодежь. Готовит ее к новым жестоким воздушным битвам. Для молодого воздушного бойца Кутахов всегда найдет слово одобрения, искрометную шутку. Как бы ни сложна, ни трудна была обстановка, он не растеряется, умело организует бой. Это и понятно: он уверен в себе, в силе советского оружия, в своих друзьях, многих из которых он сам воспитывал».
Достижения в выполнении боевых задач, мужество и воинское мастерство личного состава 145-го истребительного авиационного полка были высоко оценены командованием: в апреле 1943 г. полк получил наименование гвардейского и был преобразован в 19-й гвардейский истребительный авиационный полк.
За умелое командование эскадрильей, высокое летное мастерство, мужество и отвагу, проявленные в боях, за 7 лично сбитыхсамолетов противника и 24 в составе группы в 40 воздушных боях Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 г. майору Кутахову Павлу Степановичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Советского Союза Павел Кутахов не только закалился и прошел трудный путь совершенствования своего мастерства. За это время он сплотил вокруг себя замечательную плеяду отважных летчиков-асов, явился воспитателем новых воздушных бойцов».
Майор А.Е. Новожилов, ставший впоследствии командиром 19-го гвардейского истребительного авиаполка, вспоминал: «Самой яркой и колоритной фигурой в полку был летчик Павел Кутахов. Худощавый, высокого роста, с живым выразительным лицом и широкими энергичными жестами... В короткие минуты отдыха он буквально заряжал товарищей бодростью и юмором, а в бою служил примером стойкости, мужества и летного мастерства. Он отлично владел техникой пилотирования, умел использовать в бою малейшие благоприятные условия и выходил победителем из сложнейших положений».
Кроме того, вовремя коротких передышек между боями П.С. Кутахов, осмысливая личный боевой опыт, сам подготовил к публикации серию статей о боевых действиях советских летчиков: «Дружные атаки», «С короткой дистанции», «Успех решила взаимная выручка», «Боевая зрелость», «Сопровождение бомбардировщиков истребителями», «Место аса в воздушном бою».
В период с июля 1943 г. по сентябрь 1944 г. П.С. Кутахов проходил службу в должности помощника командира, а затем заместителя командира 19-го гвардейского истребительного авиаполка.
Нет комментариев