Иконопись - это уникальное явление в средневековом искусстве, выводящее сознание человека в духовный мир, в ней важно все: не только само изображение, но и ее смысловое содержание. Все, что изображается на иконах, является символом, не исключение детали и цвета одежды.
Традиционно Господь Иисус Христос, Богородица и святые изображаются на иконах в одеждах, которые были характерны для времен Римской империи и следуют позднегреческой и византийской моде. Христос, например, облачен в хитон - одежда наподобие длинной рубашки, платья, а поверх него наброшен гиматий - по сути просто прямоугольный отрез ткани, который набрасывали поверх хитона наподобие плаща. Этот плащ беднякам служил и покрывалом во время сна (Исх. 22, 26–27). О том, что он имел значительную величину, можно судить по тому, что воины, распявшие Христа и разделившие между собой Его одежду, плащ разделили на четыре части: каждому воину по одной части (Ин. 19, 23). В хитоны и гиматии облачены на иконах многие святые ветхозаветных и евангельских времен, но одеяние Спасителя имеет некоторые особенности: клав (нашивная вертикальная полоса) на правой стороне хитона, который символизирует царскую власть. В иконографии Спасителя клав – знак царственности, чистоты и совершенства человеческой природы Христа.
Символичны и цвета: хитон Спасителя пишут обычно в красных тонах, а гиматий в синих, эти цвета символизируют человеческую и Божественную природы Христа. И если синий - это еще и цвет чистоты и непорочности, напоминающий о Небе, то красный - цвет крови, пролитой Господом ради спасения людей. Помимо этого одеяние такого цвет - еще одно указание на царственное достоинство Спасителя, ведь в древности пурпурные, красновато-фиолетовые одежды, порфиры и проч. могли носить только царственные особы.
Иногда Спасителя изображают в одеждах другого цвета, чтобы подчеркнуть Его Божественные свойства. На Богородичных иконах ризы Богомладенца Христа почти всегда золотисто-желтого, разных оттенков, цвета и украшены золотым ассистом. Этим Святая Церковь выделяет Его младенчество из обычного для всех людей и указывает на Его совечное и сопрестольное Богу Отцу существо.
Обувь Спасителя, как и пророков и апостолов, представляет собой сандалии, состоящие из кожаных подошв, прикрепляющихся к ступням ремнями. Есть иконы, где Христос пишется как Царь Славы, на престоле. Тогда Его ризы также часто золотисто-желтые с золотым ассистом. Как Царь царей Господь изображается в царских, по типу византийских, одеждах, также на престоле и с короной на голове. Как Великий Архиерей Господь пишется в саккосе и с омофором.
Богородицу на иконах принято изображать в мафории, который по иудейской традиции носили замужние женщины. Он надевался поверх небольшого легкого плата, подбирающего и закрывающего волосы, и представлял собой четырехугольный плат или накидку, который был довольно большого размера, такой, что покрывал собой голову и почти все тело женщины. Подлинный мафорий Пресвятой Богородицы с 474 года хранился во Влахернском храме в Константинополе.
В иконографии тонa плата Богородицы темно-красные – в напоминание о царственном происхождении Пречистой и о перенесенных Ею страданиях. Кроме того, багряный «царский» цвет мафория знаменует, что Богородица — Матерь Царя Христа.
По краям мафорий отделан золотой каймой и бахромой в знак прославления Царицы Небесной. Золото символизирует пребывание Ее в Божественном свете и Ее причастность к славе Господней. Туника — нижняя одежда, большей частью с узкими рукавами, длинная, доходящая до пола. Ее цвет на иконах Пресвятой Девы установлен голубой как символ девственной чистоты. Но он может быть разных оттенков, вплоть до темно-синего и темно-зеленого.
Мафорий Пресвятой Богородицы на иконах украшается тремя символическими звездами — на челе (символ девства в момент рождества Спасителя), на правом плече (символ девства до рождества), на левом плече (символ девства после рождества). На некоторых иконах фигура Богомладенца закрывает одну из этих звезд, знаменуя вочеловечение Сына Божия — Второй Ипостаси Пресвятой Троицы.
Есть в одеянии Божией Матери еще одна деталь — поручи, которые символизируют сослужение Богородицы — а в Ее лице и всей Церкви — Главе Церкви, Первосвященнику Господу Иисусу Христу.
Икона является посредником между человеком и миром невидимого, и если научиться внимательно смотреть и разбираться в деталях, то она может открыть для созерцателя духовное Небо.
Дария Чечко
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев