— это склонность воспринимать информацию исключительно через короткий формат, яркие образы, вспышки. Человек начинает мыслить отрывисто, не погружается глубоко в информацию, легко ее забывает. Это понятие довольно «молодое» — сам термин появился только в 2014 году, от клиповой структуры, которая и порождает клиповое мышление.
Считается, что интернет и круглосуточное использование гаджетов является основным триггером, ведь именно там в ходу сжатый и короткий формат. И именно поэтому в том числе не рекомендуется проводить много времени за пролистыванием ленты.
В противоположность клиповому мышлению ставят мышление книжное, линейное - якобы те, кто обладает таким типом мышления способны лучше систематизировать, анализировать информацию и глубоко погружаться в тему. Пока строгого научного подтверждения ни той, ни другой теории нет.
На самом же деле существует еще одна теория - согласно ей, сам процесс мышления у человека нисколько не изменился, просто большую часть скучных и рутинных задач мы переложили на гаджеты.
Главным негативным влиянием клипового мышления считается неспособность удерживать концентрацию, однако, подобная тенденция появилась задолго до появления интернета и мобильных устройств — первые публикации на эту тему датируются 1924 годом.
В принципе, человечество часто изменяло вектор своего мыслительного процесса и, соответственно, менялась сама форма того, как мы мыслим и рассуждаем. Наиболее ярким событием здесь, конечно, стоит назвать появление письменности.
Теперь же новое поколение, адаптируясь к технологиям, акцентируется на многозадачности - они могут параллельно смотреть фильм, решать какую-то задачу и еще и поддерживать разговор с вами. Они обладают высокой скоростью реакции, умением быстро переключаться, навыками быстрой адаптации в цифровой среде.
Поэтому, как и любое другое явление, формирование мышления под действием интернета, имеет как свою пользу, так и свои побочные эффекты.
А как считаете вы?
Ирина Ковалева
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев