А. Венгер, советский психолог, доктор психологических наук сказал однажды: "Быть готовым к школе — не значит уметь читать, считать и писать. Быть готовым к школе, значит, быть готовым всему этому научиться".
В каком-то смысле психологическая готовность к школе — это и есть умение учиться.
Такая готовность включает в себя следующие компоненты.
1. Познавательная готовность:
общая интеллектуальная готовность, развитые память (описывать по памяти картинку, запоминать 8–10 простых картинок из 10, 8–10 слов из 10, запомнить предложение из 5 слов и повторить его), восприятие (воспринимать и замечать предметы полностью и его части, детали), внимание (концентрировать внимание на задании не менее 15 минут, находить 10 отличий на картинках, копировать в точности узор или движение), мышление, логика (находить и объяснять несоответствия на рисунках, находить и объяснять отличия и сходства между предметами, находить лишний предмет и классифицировать по общему признаку, уметь сравнивать предметы, находить закономерности. Сложить из конструктора фигуру по образцу, складывать пазлы самостоятельно, проводить аналогии, восстанавливать последовательность событий), речь, воображение;
развитый фонематический слух (необходим для того, чтобы ребёнок в школе писал грамотно, без ошибок, не пропускал буквы в словах);
развитая крупная и мелкая моторика, общее психомоторное развитие ребёнка.
2. Личностная готовность:
мотивация (сформированный познавательный интерес к учёбе);
самооценка (положительное представление о себе и умение переживать неудачу);
эмоциональное развитие (уметь выражать, контролировать свои эмоции, уметь считывать эмоции других людей);
внутренняя позиция школьника (понимает свой новый социальный статус и то, что в школу он идёт учиться, а не играть).
3.Волевая готовность:
произвольность поведения, саморегуляция (ребёнок понимает, что ему нужно будет выполнять разные задания в школе — интересные и не столь привлекательные; подчиняет свои импульсивные желания необходимости учиться);
произвольность психических функций (внимание направляет не только на то, что его привлекло, но и на то, что требует от него учебный процесс и учитель; готов запоминать необходимую информацию, а не только то, что привлекло его внимание и т.д.);
целеполагание, умение достигать результата, умение контролировать процесс, проводить проверку и сверять полученный результат на правильность.
4.Коммуникативный компонент готовности к школе:
умение взаимодействовать, сотрудничать со взрослыми (слушаться, обращаться, спрашивать; остерегаться чужих взрослых на улице);
умение общаться со сверстниками (в паре, группе; умение знакомиться, легко вступать в контакт, умение пригласить в игру, умение разрешать конфликтные ситуации, уметь бесконфликтно отстаивать свои границы и не нарушать чужие, учитывать свои интересы и интересы группы, уметь договариваться);
умение слушать собеседника;
умение выражать свои мысли и свою точку зрения.
Если психологически ребёнок не готов к школе, то шансы на успешное и лёгкое обучение значительно снижаются.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев