86 лет со дня рождения
Екатерина Сергеевна Максимова родилась 1 февраля 1939 года в Москве. В 1958 году окончила Московское хореографическое училище и была принята в балетную труппу Большого театра. Уже на следующий год она получила главную партию в «Каменном цветке» и приняла участие в первых гастролях Большого балета в США, где сразу очаровала зрителей и получила восторженную прессу.
В 1958-1988 годах Максимова стала ведущей солисткой Большого театра. Её огромное обаяние, незаурядные актёрские способности и трудолюбие позволили ей практически сразу получать серьёзные партии. Она вкладывала в каждое своё выступление всю душу, и результатом был большой успех, пришедший к ней очень рано.
Её постоянным партнёром был муж – Владимир Васильев. Их дуэт начал складываться ещё в училище, и впоследствии был признан эталонным артистическим дуэтом. Екатерина танцевала в спектаклях, поставленных Васильевым в Большом театре и за его пределами. Мировая критика назвала их «золотой парой балета 20 века».
В репертуаре Максимовой были партии в балетах «Жизель» Адана, «Дон Кихот» Минкуса, «Золушка» Прокофьева, «Спартак» Хачатуряна, «Икар» Слонимского, «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» Чайковского и многие другие. Многие партии Екатерина готовила под руководством Галины Улановой. Воспитанная в лучших традициях академической школы, Максимова обладала лёгкостью и природной грацией, изящной мягкостью линий. Её танец был отмечен элегантностью, технической виртуозностью, филигранно отточенными деталями. С триумфальным успехом она танцевала на лучших сценах мира. «Балет — не только моя профессия, это ещё и моя жизнь», – говорила Максимова.
С 1978 года Максимова выступала в зарубежных труппах, в спектаклях ансамбля «Московский классический балет». Со временем Екатерина Сергеевна стала балериной, равно виртуозно владевшей и техникой балета, и актёрской палитрой, на которой были представлены все возможные краски: лирические, комические и трагические. Особое значение в творчестве Максимовой имело участие в теле-балетах: «Трапеция» Прокофьева, «Галатея» Лоу, «Старое танго» Когана, «Анюта» Гаврилина, «Чаплиниана» на музыку Чаплина. Телевидение дало артистке возможность проявить свой дар тонкого юмора, эксцентрики, гротеска. Также она снималась в художественных и документальных фильмах.
Для Максимовой и их дуэта с Васильевым создавали свои шедевры такие мэтры российской и мировой хореографии, как Ю.Григорович, К.Голейзовский, М.Бежар, Д.Кранко, Р.Пети и многие другие. Творчеству Максимовой и Васильева посвящены телевизионные фильмы и монографии.
Ещё продолжая выступать на сцене, Максимова всё больше увлекалась педагогической деятельностью. Окончив в 1980 году ГИТИС, она через два года начинает преподавать там на кафедре хореографии классическое наследие и композицию танца. В 1996 году ей присваивают учёное звание профессора. С 1990 года, после окончания исполнительской деятельности, Максимова стала педагогом-репетитором балета Кремлёвского Дворца Съездов. А с 1998-го – балетмейстером-репетитором Большого театра.
Одновременно Екатерина Сергеевна проводила мастер-классы во многих театрах страны и мира, возглавляла жюри или принимала участие в работе различных международных конкурсов артистов балета.
Екатерина Максимова – Народная артистка СССР, обладательница многих почётных званий и премий в области хореографии, действительный член многих Международных академий искусства, награждена многими орденами, как России, так и других стран.
Екатерина Сергеевна Максимова скоропостижно скончалась 28 апреля 2009 года в Москве, была похоронена на Новодевичьем кладбище.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4
БРАВО !!!
В 1966 году балетмейстер Юрий Григорович вместе с художником Симоном Вирсаладзе поставил в Большом театре революционного во всех смыслах «Щелкунчика», где героям предстояло пройти целую серию испытаний и перевоплощений.
На каждом этапе пути они танцевали дуэты и па-де-де (танец для двух участников), усложняющиеся к финалу, и особенно трудные пассажи достались именно Максимовой, исполнительнице роли Маши.
Григорович продумывал их в расчете на «бриллиантовую» технику ног балерины. Причем сравнение с бриллиантами было не случайным, хоть и не имело отношения к драгоценному камню.
В финальном свадебном па-де-де играла челеста — редкий инструмент, похожий по звучанию на звон колокольчиков.
Это па-де-де было сложнейшим для исполнения фрагментом, и Максимова танцевала эту вариацию танца Феи Драже с точным, посекундным попаданием в такт, и казалось, что именно от движений балерины звенели и переливались бриллиантовые колокольчики.