Медовый Спас.
Это первый из трёх Спасов, праздников Урожая. В народе его называют медовым, маковым или мокрым.
В этот день, согласно народной традиции, совершается освещение мёда нового сбора, благословляется его употребление в пищу — пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. Хмельной мёд пили на пирах, на его основе изготовлялось множество прекрасных безалкогольных напитков. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Считали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.
Название «медовый» объясняется тем, что именно в это время пчёлы прекращают собирать нектар с цветов, соты в ульях заполнены до отказа и пасечники начинают собирать мёд. Первые соты жертвовали ушедшим духам, на помин умерших предков.
Считалось, что до Медового Спаса нельзя есть мёд нынешнего года, прошлогодний же мёд вкушать можно.
С этого дня начинался период «страды». Шёл интенсивный сбор ягод, прежде всего малины, черёмухи, заготавливали и кедровые шишки. Активно чистили овины, готовили гумна для обмолота. Проводили подготовку к зимним сельскохозяйственным работам: сеяли озимые. Первую пригоршню зерна по обычаю бросал старший член семьи. К этому его приглашали особым приговором: «Посей, дедушка, первую горсточку на твоё стариковское счастье».
Определение "мокрый" уходит корнями в обычай совершать в этот день летний водосвяточный молебен. Как это проходило во времена наших предков, теперь установить достаточно сложно, но после принятия христианства многие традиции сохранились. После утреннего богослужения от церкви к водоёму или источнику отправлялся крёстный ход. На берегу служился молебен, после которого все купались. Возможно, в древние времена молебен совершался в честь Матери Земли, которая способствовала урожаю.
1 августа 1164 г. суздальский князь Андрей Боголюбский одержал победу над камскими болгарами. В память об этой победе Русского оружия на Медовый Спас устраивались особые торжества. Во времена двоеверия праздник стал называться "Спасом на воде" в честь малого водосвятия. В этот день освящали новые колодцы, чистили старые, совершали крёстные ходы на естественные водоёмы, родники для освящения воды. После крёстного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы он был здоровее. После "Мокрого Спаса" или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода "цветёт", птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту.
Этот Спас именуется также и маковым, потому как для защиты от нечистой силы во время празднества совершался обряд "обсыпания маком": собрав семена дикого мака, обсыпали им дом. Считалось, что маковые семена защищают от нечистой силы, прежде всего от ведьм.
Со Спаса начинаются проводы лета и подготовка к наступлению осени. "У Спаса всего в запасе: и дождь, и ведро, и серопогодье (разнопогодье)". Отцветают розы, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей. По погоде на этот день судят о том, каков будет Третий Спас.
В народе говорили:
«На первый Спас и нищий медку попробует»,
«Первый Спас — проводы лета»,
«От первого от Спаса накопит и мужик запаса»,
«Первый Спас — Медовый, второй — Яблочный, третий — Спожинки»,
«Первый Спас — первый сев (озимых)»,
«С первого Спаса — холодные росы»,
«Ласточки отлетают в три Спаса»,
«Ласточка весну начинает, осень накликает»,
«На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь»,
«На первый спас святи колодцы, святи венки хлебные (южн.)»,
«На первый спас лошадей (весь скот) купают»,
«Паши под озимь, сей озимь»,
«Дождь на Маккавея — мало пожаров бывает»,
«Отцветают розы, падают хорошие росы»,
«С первого спаса и роса хороша»,
«На первый спас олень копыто обмочил (вода холодна)»,
«Пчела перестаёт носить медовую взятку»,
«Во что Маккавеи, в то и разговенье»,
«Первый Спас — на воде стоять, второй СПАС — яблоки едят, третий Спас — на зелёных горах холсты продавать».
Здрава
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев