«А Мик написал текст». Paint It Black группы «THE ROLLING STONES»
Тяжелая, мощная психоделическая песня
«С записью этой песни ничего не получалось», - сказал менеджер и продюсер THE ROLLING STONES Эндрю Луг Олдхэм, вспоминая, как группа работала в студии над песней Paint It Black. «Еще 10 минут», - решил он, «и пора двигаться дальше».
Первая неделя марта 1966 года. STONES были в Лос-Анджелесе, в своей любимой американской студии RCA, и работали над завершением очередного альбома с инженером Дэйвом Хассингером.
В списке песен для записи была Paint It Black, написанная Миком Джаггером и Китом Ричардсом месяцем ранее во время турне группы по Австралии.
«Я придумал мелодию», - уточняет Кит. «А он написал текст». Но разбираясь с потенциальными возможностями новой темы, STONES застопорились, пока не осознали её магию. И из-за нехватки времени они уже были близки к тому, чтобы полностью отказаться от этой песни.
В студии было постоянное ощущение гонки, но настоящее давление было связано с необходимостью выпуска нового хита. THE STONES были лидерами чартов ещё с лета 1964 года, но только за год до описываемых событий, в феврале 1965 года, был выпущен сингл The Last Time, и они наконец начали завоевывать популярность на оригинальном материале Джаггера и Ричардса.
Последовала череда первых мест в чартах, и им совершенно не хотелось прерывать эту победную серию. Однако всем нынешним возможным претендентам явно не доставало того напора и настроя, которым были пропитаны их более ранние хиты, как (I Can't Get No) Satisfaction и 19th Nervous Breakdown, которые теперь воспринимались, как синонимы THE ROLLING STONES.
«В текстах наших песен теперь была некоторая острота…», - объяснил однажды Джаггер. «Циничность, непристойность, скептичность, грубость… Тексты и настроение песен вполне соответствовали тому детскому разочарованию, которое мы испытали, попав во взрослый мир Америки, и на какое-то время мы многим казались единственным реальным поставщиком треков, играющих на нервах социума».
Новая идея, меняющая правила игры
Итак, они придумали аранжировку для Paint It Black, абсолютно не соответствующую ни интенсивности её предшественников, ни социальным темам их текстов.
«Paint It Black должна была стать песней бит-группы», - сказал Джаггер. «Это была просто одна большая насмешка».
Биллу Уаймену после прослушивания очередной полученной версии пришла в голову необычная идея. «Я предложил использовать органные педали Hammond», - сказал басист. «Я лёг на пол под орган и кулаками играл на педалях второй басовый рифф в двойном темпе».
Полученный эффект сразу же сделал низкочастотную составляющую песни более жирной, чего и добивался Уаймен, но что ещё важнее, внезапно вдруг изменилось общее звучание песни. Уаймен совершенно непреднамеренно привнес в запись едва уловимые восточные интонации, отправив песню в пространства куда более экзотические, чем STONES до сих пор посещали.
«Вот и все!». - подумал тогда взволнованный Олдем. «Я услышал звучание и динамику, которые нам были нужны, и у меня перед глазами запрыгало слово «радио».
Последний штрих
В продолжение вклада Уаймена, гитарист Брайан Джонс также намеревался добавить песне дополнительных красок – но не с помощью своих привычных шести струн.
«К тому времени Брайан уже практически отказался от гитары», - объяснил Кит Ричардс. «Если рядом был еще какой-либо инструмент, он тут же хотел непременно извлечь из него что-то - просто потому, что он был там».
И всё-таки Брайан потерпел неудачу во внутренней борьбе за власть, которая возникла между ним и его с коллегами по написанию песен. Ситуация усугублялась его ненадежностью, растущим разочарованием и нездоровым образом жизни.
Не имея возможности писать собственные песни, он нашёл для себя удовольствие в том, чтобы украшать треки Мика и Кита, выходя за рамки общепринятых гитарных мелодий. Опытный саксофонист, Брайан обогатил музыкальную палитру альбома Aftermath экзотическими цимбалами, маримбами, кото, а в случае с Paint It Black – ситаром.
В декабре 1965 года Брайан услышал, как Джордж Харрисон играет на ситаре в песне Norwegian Wood из альбома Rubber Soul THE BEATLES.
Пройдет неделя, и во время первых сессий пластинки Aftermath пианист и гастрольный менеджер группы Иэн Стюарт подарит Брайану ситар. Вскоре Джон случайно встретился с виртуозом игры на ситаре по имени Харихар Рао, после чего Брайан начал учиться у него.
«Я встретил его в клубе в Нью-Йорке», - рассказал Брайан. «Это Хари научил меня играть на ситаре. Он 12 лет учился у Рави Шанкара, но до сих пор считает себя учеником, такие люди, как он, посвящают всю свою жизнь этому инструменту».
Брайан не научился в совершенстве играть на ситаре, но по крайней мере он
понял, как его звучание может сочетаться с музыкой STONES.
«Мне нравится этот инструмент», - пояснил он. «Если вы его используете, вы получаете совершенно новые возможности. Это открывает для группы дополнительные возможности в области гармоник и всего остального тоже».
Так что, подчеркивая восточное звучание Paint It Black, Брайан довольно-таки красноречиво использовал ситар, выделив вокальную мелодию в куплетах и снабдив песню уникальным вступительным риффом.
«Это было гораздо большее, чем просто декоративный эффект», - заявил Олдхэм. «Так уже бывало, что Брайан собирал всю запись воедино».
Появившись на месяц позже альбома Aftermath, сингл Paint It Black был выпущен 7 мая в США и 13 мая в Британии и поднялся на вершину чартов в обеих странах. Пройдет целых два года до момента, когда у THE ROLLING STONES появится следующий сингл номер один.
Но не всё было просто, сингл, на конверте которого было написано, что это песня Джаггера/Ричардса, вызвал раздражение у группы, которая вполне обоснованно считала, что его импровизационная эволюция была результатом коллективного труда всех участников группы.
И именно Брайан стал символом общего восприятия Paint It Black, особенно в Соединенных Штатах. В сентябре того же года STONES исполнили песню на шоу Эда Салливана, и Брайан, сидящий со скрещенными ногами немного в стороне от группы, весь в белом, со светлыми волосами, блаженно перебирал струны своего внушительного ситара.
Это воспринималось, как неземное воплощение новаторского исследования группой зарождавшегося стиля психоделик-поп.
Paint It Black с грохотом барабанов и напряженным гулом ситара задействовал режиссер Стэнли Кубрик для своей драмы Full Metal Jacket.
«Тут определенно другая линия, чем во всем остальном», - подтвердил Кит Ричардс.
«Это похоже на начало психоделии», - отметил Мик Джаггер. «Это то, что начали THE ROLLING STONES – и возможно, нам стоит вернуться к этому».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев