Сегодня мы расскажем о том, как зародилось это искусство, и познакомим вас с богатым разнообразием финифтевых украшений.
История ремесла: от древности до наших дней
Ростовская финифть зародилась в Ростове Великом в середине XVIII века, когда местные мастера начали осваивать искусство перегородчатой эмали, заимствованное через Византию и Европу. Однако именно в Ростове это ремесло приобрело уникальные черты. Благодаря русской манере письма и вниманию к деталям, изделия отличались особым изяществом и колоритом.
Первые мастерские и фабрикиПервые мастера финифти появились на ростовской земле в 1760-х годах. Уже к началу XIX века ремесло развивалось так быстро, что в городе появились специализированные мастерские и артели. Одной из первых была фабрика братьев Лазуриных, основанная в 1802 году. Позднее ей последовали мастерские Дерюгиных, Горяевых, Троепольских. Эти предприятия выпускали как предметы церковного назначения — иконы, кресты и оклады, — так и светские украшения: броши, серьги, медальоны. Финифть украшала дамские шляпки, веера и даже карманные часы.
Финифть в советское времяПосле революции 1917 года производство финифти, как и многие другие традиционные ремёсла, переживало сложные времена. Большинство частных мастерских было закрыто, а ремесло оказалось под угрозой исчезновения. Однако в 1928 году была основана Ростовская финифтяная фабрика, которая взяла на себя задачу сохранить и развивать ремесло.
Советская власть поддерживала мастерство, видя в нём не только элемент народного искусства, но и способ создания агитационных и декоративных изделий. Финифть продолжала использоваться в церковных предметах, но получила новую жизнь в виде украшений, портсигаров, шкатулок и декоративных панно с советской символикой.
Несмотря на суровые условия и изменение идеологии, мастера Ростова сумели сохранить основные традиции производства финифти. Особая гордость советского периода — создание новых видов эмали и внедрение более современных технологических процессов. Благодаря этим усилиям ремесло не только выжило, но и стало символом народного искусства, представленного на всесоюзных и международных выставках.
Финифть сегодняСегодня ростовская финифть продолжает жить, сохраняя свои уникальные особенности. Ростовская финифтяная фабрика, основанная в советское время, существует и сегодня, объединяя опытных художников и мастеров, которые передают свои знания молодым поколениям. В XXI веке изделия из финифти приобретают новые формы и продолжают радовать коллекционеров и любителей народного искусства.
Среди современных тенденций — возвращение к классическим сюжетам, таким как цветочные орнаменты, иконы и традиционные пейзажи, а также поиск новых стилевых решений, позволяющих адаптировать финифть к запросам современного рынка. Сегодня, как и два века назад, изделия из финифти высоко ценятся за свою изящность, красоту и долговечность.
Технология создания финифти
Процесс создания ростовской финифти — это настоящая ювелирная работа, требующая мастерства, терпения и внимания к деталям. Всё начинается с подготовки основы — обычно это медная пластина, которая проходит несколько этапов подготовки и шлифовки. Затем на пластину накладывают несколько слоёв эмали, каждый из которых обжигается при высокой температуре (около 800°C), чтобы закрепить и сделать покрытие прочным и устойчивым к повреждениям.
Роспись и обжигПосле нанесения эмали художник приступает к самому тонкому этапу — росписи. Финифть расписывается специальными огнеупорными красками, которые не теряют своих свойств при высоких температурах. Для этого используются мелкие кисти, позволяющие прорисовывать мельчайшие детали, характерные для ростовской финифти — от цветочных орнаментов до сложных композиций с портретами или религиозными сюжетами.
Каждый слой краски также требует обжига, что делает процесс многоэтапным: слой за слоем, обжиг за обжигом мастера добиваются нужной яркости и насыщенности цветов. Важно отметить, что после каждого обжига цвет эмали может слегка измениться, и художник должен учитывать это, создавая окончательную палитру.
Создание оправы Готовая финифть часто вставляется в металлическую оправу — золото, серебро или мельхиор. Оправление придаёт изделию завершенный вид и защищает эмаль от механических повреждений. Чаще всего финифть используется для создания украшений: брошей, подвесок, серег. Также финифть украшает шкатулки, портсигары, иконы и декоративные панно.
На что похожа финифть
Технология создания финифти схожа с другими видами эмалевых изделий, которые появились в различных культурах. Наиболее близким аналогом можно считать
перегородчатую эмаль (клуазоне), популярную в Византии, Китае и на Востоке. В клуазоне также используется медная основа и эмаль, но вместо свободной росписи мастер создаёт перегородки из тонкой металлической проволоки, между которыми заливается цветная эмаль.
Другая техника, похожая на финифть, — гильоше, где на металлической поверхности создаются замысловатые узоры, которые затем покрываются полупрозрачной эмалью. Гильоше широко использовалось в ювелирных изделиях Фаберже.
Ростовская финифть выделяется среди этих техник тем, что дает мастеру больше свободы в художественной росписи. Если клуазоне и гильоше больше связаны с декоративными узорами, то финифть позволяет создавать настоящие миниатюрные картины, что делает её уникальной в ряду эмалевых техник.
Комментарии 1