КАКИХ СВОБОД НЕДОСТАВАЛО ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В СССР?
В числе претензий у различных писателей, артистов, музыкантов – диссидентов, бардов, рокеров и их кажущихся антагонистов – поп-артистов – рассказы о чрезмерной заидеологизированности советского искусства, а также жалобы на то, что якобы недокармливали, не позволяли приобретать шикарные машины, преследовали. То есть чисто мещанские претензии. Поп-музыканты жалуются на списки Лапина.
Ну что ж, а мы расскажем, как всё выглядело в действительности.
С момента образования советского государства и до партийного переворота 1953–1957 марксистское воспитание общества уживалось с критикой (не покушавшейся на основы диктатуры рабочего класса!) и с пережитками буржуазной поп-культуры. Если бы социализм продолжал развиваться, пережитки буржуазной культуры продолжали бы сходить на нет, как они сходили до этого, и постепенно исчезли бы совсем.
Но с «Оттепели» марксистское образование убрали, превратили критику в диссидентство, то есть в отрицание необходимости советской власти, и одновременно нажали на распространение массовой поп-культуры.
Переворотчики сотворили тепличные условия для штампования диссидентства и поп-культуры – и в этой обстановке любой ход власти против диссидентствующих артистов приводил к дальнейшей популярности «интеллигентов». Полемика Хрущёва с Вознесенским и разгром «художественной» выставки дегенератов (простите, авангардистов), потом при Брежневе аналогичный «бульдозерный» разгон дегенератов – всё это просто повышало общественный статус «мучеников». Не было самого главного – не было марксистской пропаганды, не было партии рабочего класса – Коммунистической партии. А значит, не было и бескомпромиссной и энергичной поддержки рабочего класса в борьбе с классово чуждым, враждебным ему искусством буржуазных элементов, которое было направлено против него, рабочего класса, против его власти. А без поддержки рабочего класса эта борьба была заранее проиграна.
При Брежневе новейшая генерация диссидентов и попсовиков – это «советские рокеры». О да, как их гоняли Брежнев, Андропов, Черненко! И списочки Лапина для поп-музыкантов просто стали историей. Только это так же похоже на требование ответственности от интеллигентов до 1953, как акула на кита.
Ну а уж эта громыхалка рокерская при Перестройке – вот уж действительно вражеская пропаганда, мощное оружие «перестройщиков»!… Ну хорошо, что эти глашатаи свобод зажили по-капиталистически, в духе коллег западных. Башлачёв слетел с окна, Цой разбился (заснул за рулём), Тальков был убит во время концерта. Прелестно!
И что выходит? Выходит, что все эти деятели, которые так душераздирающе жаловались на «заидеологизированность» советского искусства, так негодовали, что от них требовали гражданственности, служения рабочему классу, так рвались доказать, что искусство должно быть вне политики, – оказывается, что сами они действовали вполне классово и послужили вполне определённым классовым интересам. Но только послужили они не рабочему классу, а его врагам – тем, кто вынашивал планы его ограбить и поработить, – новой контрреволюционной буржуазии, под гнётом которой теперь страдает российский пролетариат и всё наше общество.
Комментарии 1