Каждый год в четвёртый понедельник октября отмечается Международный день школьных библиотек. Самое главное богатство библиотеки – это книги. Книга оказывает большое влияние на речь и интеллект детей, развивает мышление и воображение, является средством нравственного и эстетического воспитания, открывает и объясняет ребёнку жизнь общества, природы, человеческих взаимоотношений. Таким образом, формируется нравственная и культурная основа личности.
К сожалению, у детской литературы в настоящее время появилось много «соперников», таких, как компьютерные игры и телепередачи, вытесняющие книгу из жизни наших детей. Педагоги «Калинки» обеспокоены снижением читательского интереса у подрастающего поколения, утратой традиций совместного чтения с детьми во многих семьях. На книжных полках представлен огромный ассортимент красочных, познавательных, интересных изданий, однако чтение вместе с ребёнком – дошкольником требует сил, внимания и времени, которого многим родителям часто не хватает. В этих случаях задача приобщения дошкольников к книге ложится на плечи воспитателя.
Так как дошкольники в своём большинстве – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Перед нашими педагогами стоит важная задача: представить ребёнку печатный текст как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить эмоциональным отношением к прочитанному. В этом нам помогают современные педагогические технологии и приёмы.
Старшие дошкольники охотно мастерят лэпбуки. Их тематикой становится творчество конкретного писателя или поэта, например, Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Агнии Барто. Наиболее увлекательной и результативной формой работы по приобщению детей к книге и чтению является словотворчество, когда дети самостоятельно, под руководством воспитателя, придумывают рассказы или сказки, выполняют иллюстрации к тексту и таким образом создаётся книга!
С целью воспитания интереса ребёнка к книге педагоги «Калинки» проводят различные мероприятия: литературные досуги, квесты, викторины, конкурсы. Литературные номера являются неотъемлемой составляющей праздничной программы к календарным датам. Например, ко Дню знаний, ко Дню отца. Для этого специалисты детского сада подбирают разножанровые произведения: стихотворения, небольшие рассказы, эпизоды из сказок, пословицы, поговорки. Материал оригинально обыгрывается, объединяя различные виды искусства – литературу, театр, танец, музыку.
Хорошо зарекомендовали себя инсценировки знакомых сказок, которые старшие дошкольники разыгрывают для воспитанников младшего возраста.
Однако, чтобы увлечь детей книгой, усилий одного детского сада мало. Важным фактором, стимулирующим интерес ребёнка к чтению, является семья, читающая семья. Поэтому очень важной считаем работу по приобщению семьи к книжной культуре, по осознанию родителями ценности детского чтения.
Рассказать о книге, заинтересовать, создать мотивационную интригу, которая станет толчком для возникновения интереса к семейному чтению, нам помогает приём литературной копилки – «Книжное дерево». Раз в неделю воспитатели размещают на стенде информацию о конкретном рекомендованном для прочтения произведении, затем в течение недели родители с детьми знакомятся с этим произведением в семье. Каждая прочитанная в семье книга способствует росту и процветанию «Книжного дерева» в группе детского сада.
Ещё одним из способов мотивации к чтению является буккроссинг. Не каждый родитель в силу своей загруженности может выделить время и отправиться за книгой в библиотеку, не каждый родитель может выбрать книгу с учётом возрастных особенностей ребёнка, поэтому нами была выбрана данная форма взаимодействия с семьёй.
В результате целенаправленной, систематической, планомерной работы постоянно расширяется и обогащается зона читательского кругозора воспитанников, что способствует формированию у ребёнка-дошкольника компетенций «грамотного» читателя для последующего успешного обучения в школе.
Светлана Касьянчик, старший воспитатель МБДОУ «ЦРР – д/с «Калинка»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев