А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу; и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем."
Наш Господь Иисус Христос, будучи рожденным от жены, подчинился закону, Гал 4:4. Он не только подчинился закону природы как сын дочери Адама, но и закону Моисея как сын дочери Авраама. Он подставил Свою шею под это ярмо, хотя оно было тяжелым и было всего лишь тенью будущих благ. Хотя постановления закона были немощными и бедными вещественными началами, стихиями мира, как называл их апостол, однако Христос подчинился закону, чтобы потом отменить, аннулировать его для нас лучшей благодатью.
В этом отрывке мы видим два примера того, как Он встал под закон и подчинился ему.
I. Он был обрезан в тот самый день, который был предписан законом (ст. 21): По прошествии восьми дней, через семь ночей после Его рождения, они обрезали Его.
1. Хотя это была болезненная операция (Ты жених крови у меня по обрезанию, сказала Сепфора Моисею, Исх 4:25), Христос подвергся ей ради нас; более того, Он для того подчинился ей, чтобы дать нам пример Своего раннего послушания, послушания до крови. Тогда Он проливал Свою кровь каплями, а позже — пурпуровыми струями.
2. Хотя обрезание подразумевало, что Он чужд завета с Богом и только посредством этого обряда вступал в него, тогда как Он всегда был Его возлюбленным Сыном; более того, хотя оно подразумевало, что Он грешник, нуждающийся в очищении от скверны, в то время как Он не имел никакой нечистоты или чего-то излишнего, от чего Ему надо было бы обрезаться, тем не менее Он подчинился обрезанию. Более того, так как Он подчинился ему, следовательно, принял на Себя не просто подобие плоти, но подобие плоти греховной, Рим 8:3. Хотя, принимая обрезание, Он брал на Себя обязанность исполнить весь закон (Гал 5:3), тем не менее Он подчинился ему, более того, Он исполнил его потому, что принял на Себя образ раба, хотя был рожден свободным. Христос был обрезан:
(1) Чтобы признать Себя принадлежащим семени Авраама и тому народу, от которого произошел по плоти, Тем, Кто воспринял семя Авраамово, Евр 2:16.
(2) Чтобы признать Себя Поручителем за наши грехи, предпринявшим обеспечить нашу безопасность. Обрезание, говорит д-р Гудвин (Goodwin), было нашим обязательством, которым мы признавали себя должниками перед законом, и Христос, подчинившись обрезанию, как бы взял это на Себя, сделавшись грехом за нас. Обрядовый закон заключался, главным образом, в жертвоприношении, и Христос обязался принести жертву, не кровь волов и козлов, но Свою собственную Кровь, чего никогда не обязывался сделать ни один из обрезываемых.
(3) Чтобы оправдать и почтить посвящение младенческого семени Церкви Богу посредством этого обряда, который является утвержденной печатью завета и праведности по вере, каким некогда было обрезание (Рим 4:11), а теперь — крещение. И, конечно, обрезание Христа на восьмой день после рождения является более веским основанием для посвящения детей верных путем крещения их в детстве, чем Его крещение в тридцатилетнем возрасте — для откладывания его до того времени, как они станут взрослыми. Изменение обряда не меняет сути.
При обрезании, согласно обычаю, Младенцу дали имя; Его назвали Иисус, или Иешуа, как и повелел Ангел еще до зачатия Христа сначала Марии (Лк 1:31), а потом Его воображаемому отцу Иосифу, Мф 1:21.
[1] Это было самое обычное имя у иудеев, и в этом Он тоже уподобился Своим собратьям.
[2] Это имя носили два известных человека Ветхого завета, бывшие прообразами Христа: Иешуа — преемник Моисея, вождь Израиля и завоеватель Ханаана, и Иешуа первосвященник, который был коронован как прообраз Христа, первосвященника на престоле Своем, Зах 6:11, 13.
[3] Очень важно знать значение этого имени. Иисус означает Спаситель. Он получил Свое имя не от славы Своей Божественной природы, но от Своего славного предназначения как Посредника; Он принес спасение.
II. Он был принесен в храм. Это было сделано во исполнение закона, в назначенное по закону время, то есть на сороковой день после рождения когда исполнились дни очищения их, ст. 22. Во многих рукописях, причем достоверных рукописях, написано не ее, а их: дни очищения их, то есть очищения и матери и ребенка, ибо так подразумевалось в законе. И наш Господь Иисус, не имевший никакой нечистоты, требующей очищения, подчинился этому установлению, как и обрезанию, потому что сделался грехом за нас, — и все это для того, чтобы через обрезание Христа и мы, в силу нашего единства и общения с Ним, могли стать обрезанными духовным обрезанием, нерукотворным (Кол 2:11), а через очищение Христа — духовно очищенными от скверны и испорченности, которые мы приносим с собой в мир. Итак, согласно закону:
1. Младенец Иисус, будучи первенцем, был представлен пред Господа в одном из дворов храма. Закон предписывал (ст. 23), чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, потому что, согласно особой охранной грамоте, первенцы египтян были убиты ангелом-губителем. Так что Христос как первенец был священником по праву более несомненному, чем право дома Ааронова. Христос был первородным между многими братьями и был назван Святым Божиим, как никто никогда не назывался, и тем не менее Он был представлен Богу, как и другие первенцы, и не как то иначе. Хотя Он недавно вышел из недра Отчего, тем не менее Он был представлен Ему руками священника, как если бы Он был чужим для Бога и Его необходимо было представлять. Его представление Господу означало, что Он представлял Себя Господу как Посредник, призванный приблизиться и приступить к Нему, Иер 30:21. Но, согласно закону Моисея, Он был выкуплен, Чис 18:15. Первенец из людей должен быть выкуплен и оценен в пять сиклей серебра, Лев 27:6; Чис 18:16. Но, вероятно, в случае бедных людей священникам позволялось брать меньше или, возможно, совсем ничего не брать, так как здесь ничего не упоминается о выкупе. Христос был представлен пред Господа не для того, чтобы быть взятым назад, ибо ухо Его было проколото у косяка двери Божьей, чтобы служить Ему вечно; и хотя Его не оставили для служения в храме, как Самуила, тем не менее, подобно ему, Он был посвящен Господу на всю жизнь, чтобы служить Ему в истинном храме, нерукотворном.
2. Мать принесла свое жертвоприношение, ст. 24. Представив пред Господа своего Сына, Которому надлежало стать великой жертвой она могла бы быть освобождена от другой жертвы; но так было сказано в законе Господнем, в том законе, который был еще в силе и поэтому должен исполняться; итак, она должна была принести в жертву пару горлиц или два молодых голубя. Если бы Мария могла, то должна была бы принести во всесожжение однолетнего агнца и голубя в жертву за грех, но так как она была бедна и не в состоянии была заплатить цену за агнца, то принесла двух горлиц — одну во всесожжение, вторую — в жертву за грех, см. Лев 12:6, 8. Это учит нас в каждом нашем обращении к Богу, и тем более по какому-нибудь особому случаю, благодарить Бога за Его милости к нам и признавать со скорбью и стыдом наши грехи против Него; и в том и другом мы должны воздавать славу Ему, и у нас никогда не будет недостатка в поводах как для того, так и для другого. Христос не был зачат и рожден во грехе, как другие, так что в Его случае не было причины для этого, как в случае других. Однако поскольку Он подчинился закону, то исполнил его и в этом. Ему надлежало исполнить всякую правду. Тем более наилучшим из людей подобает участвовать в исповедании греха, ибо, кто может сказать: я очистил мое сердце?
Стихи 25−40. Даже тогда, когда Христос смиряет Себя, Ему все-таки оказывается честь, чтобы уравновесить нанесенное ей оскорбление. Чтобы мы не претыкались на убожестве обстановки Его рождения, ангелы воздали Ему честь; и теперь, чтобы мы не преткнулись на том, что Он был представлен в храме наравне с прочими детьми, рожденными в грехе, без всякой достойной Его торжественности, в полном молчании и в окружении других детей, Симеон и Анна, по вдохновению Духа Святого, прославляют Младенца Иисуса.
I. Симеон дает о Нем очень высокое свидетельство, которое послужило как к чести Младенца, так и к ободрению родителей, а также могло бы стать счастливым поводом для знакомства священников со Спасителем, если бы сторожа не были слепыми. Заметим здесь следующее:
1. Сведения, какие сообщает нам евангелист о Симеоне, или Симоне. Он жил в Иерусалиме и был известен как человек благочестивый и имеющий общение с Богом. Некоторые ученые, хорошо знакомые с иудейскими авторами, утверждают, что в то время жил некий Симеон, широко известный в Иерусалиме, сын Гиллеля, он был первый, кому было присвоено звание Раввин. Это самое высокое звание, какое давалось ученым, его удостаивались всегда не более семи человек. Он унаследовал от своего отца Гиллеля пост президента коллегии, основанной отцом, и председателя великого Синедриона. Иудеи говорят, что он был наделен духом пророчества и был уволен со своего поста за то, что выступал против общепринятого среди иудеев мнения о временном характере царства Мессии. Они также отмечают, что он не упоминается в их Мишне, книге преданий, и это указывает на то, что Симеон не покровительствовал этим глупостям. Против этого предположения выдвигаются возражения, сводящиеся к тому, что в то время был еще жив его отец Гиллель, а сам он жил еще много лет после описываемых здесь событий, как явствует из иудейской истории. Однако относительно этого возражения можно сказать, что здесь не говорится, что он был стар, а его слова — Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко — свидетельствуют лишь о том, что он был готов умереть сейчас, но не о том, что он вскоре после этого умер. Святой Павел жил много лет после того, как сказал о своей близкой смерти, Деян 20:25. Другое возражение заключается в том, что сыном Симеона был Гамалиил, фарисей и враг христианства; однако в этом не было ничего удивительного, что сын верного поклонника Христа был фанатичным фарисеем.
О Симеоне сказано следующее:
(1) Что Он был праведный и благочестивый, праведный перед людьми и благочестивый перед Богом. Эти два качества всегда сочетаются в человеке, дополняя, но не заменяя друг друга.
(2) Что Он ожидал утешения Израилева, то есть прихода Мессии, в Ком единственном израильский народ, очень притесняемый и угнетаемый в то время, мог найти утешение. Христос не просто дает утешение Своему народу, но является его сутью и основой утешением Израилевым. Христос долго не приходил, но те, кто верил в Его приход, продолжали ожидать Его в терпении и с терпением сохраняли надежду, желая видеть Его пришествие. Я сказал бы даже, что они с некоторой долей нетерпения ожидали Его. Симеон знал из книг, как например из книги Даниила, что время близко, и поэтому более, чем когда-либо, был полон ожидания Его. Неверующие иудеи, до сих пор ожидающие то, что уже давно произошло, используют это выражение как клятву или торжественное заявление: Как верно то, что я надеюсь увидеть утешение Израилево, так верно то-то и то-то. Отметим, утешение Израилево есть предмет ожидания, и оно заслуживает того, чтобы ожидать его, оно будет очень желанным для тех, кто его ждал и продолжает ожидать.
(3) Что Дух Святой был на нем не только как Дух святости, но и как Дух пророчества, он был исполнен Духом Святым и мог говорить вещи, превосходящие его собственное разумение.
(4) Что ему было обещано, что он увидит Мессию прежде своей смерти, ст. 26. Он исследовал, какое время предвещал Дух Христов в ветхозаветных пророчествах и приблизилось ли оно теперь, и получил предсказание, что он не увидит смерти, доколе не увидит Мессию, Христа Господня. Отметим, те и только те, кто очами веры видит Христа, могут смело встретить смерть и без страха глядеть ей в лицо.
2. Своевременный приход Симеона в храм — тогда, когда там представляли Христа, ст. 27. Симеон, побуждаемый Духом Святым, приходит в храм именно в то время, когда Иосиф и Мария принесли туда Иисуса, чтобы записать его в церковной книге среди первородных. Тот же Дух, что подкреплял Симеона в его уповании, теперь приносит ему великую радость. В его ушах прозвучало: «Иди в храм и увидишь то, что ты так желал видеть». Отметим, кто желает увидеть Христа, должен идти в Его храм, ибо Бог, Которого вы ищете, внезапно придет туда, чтобы встретить вас, и там вы должны быть готовы встретить Его.
3. Огромное удовлетворение, с каким Симеон приветствовал увиденное им: он взял Его на руки (ст. 28), обнял Его с величайшей любовью, какую только можно вообразить, и прижал к своей груди, как можно ближе к сердцу, исполненному такой радостью, какую только оно могло вместить. Он взял Его на руки, чтобы представить Господу (так считают некоторые), чтобы исполнить то, что было задачей либо родителей, либо священника, так как разные античные авторы говорят, что он сам был священником. Когда мы принимаем повествуемое в Евангелии о Христе с живой верой и предлагаемое им в Нем с любовью и покорностью, тогда мы берем Христа на руки. Симеону было обещано, что он увидит Христа, но исполнение обещанного превзошло обещание — он держал Его на руках.
4. Торжественное заявление, сделанное Симеоном после этого. Он благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ст. 29−32.
(1) Он имеет утешительную надежду относительно себя самого и возносится (и это великое достижение) над любовью к жизни и страхом перед смертью; больше того, он достигает святого презрения к жизни и желает смерти: «Господи, ныне отпусти раба Твоего, ибо глаза мои видели спасение, которое мне было обещано увидеть прежде, чем я умру». Здесь имеется:
[1] Признание того, что Бог верен Своему слову; не осталось неисполненным ни одного слова из всех благих слов Его, как признает Соломон, 3Цар 8:56. Отметим, никто из уповающих на слово Божье никогда не был постыжен в своем уповании.
[2] Благодарение за это. Он благословил Бога за то, что видел в своих руках спасение, которое желали увидеть многие пророки и цари, но не увидели.
[3] Исповедание веры Симеона, что Младенец, находившийся в его руках, был Спаситель, само Спасение; Твое спасение, то есть спасение, определенное Тобою, спасение, которое Ты уготовал с большой изобретательностью. Пока приход этого спасения так долго ожидался, оно находилось в стадии приготовления.
[4] Прощание с этим миром: «Ныне отпускаешь раба Твоего; теперь мои глаза, насладившиеся созерцанием спасения Божьего, могут закрыться и ничего более не видеть в этом мире». Не насытится око зрением (Еккл 1:8), пока не узрит Христа, и тогда оно насыщается. Каким ничтожным выглядит этот мир для того, кто держит Христа в своих руках и видит своими глазами спасение Его! Прощайте все мои друзья и родные, все мои наслаждения и труды и даже сам храм.
[5] Приветствие смерти: Ныне отпускаешь раба Твоего. Отметим, смерть — это уход, уход души из тела, из мира чувств в мир духов. Мы не должны уходить до тех пор, пока Бог не отпустит нас, ибо мы — Его рабы и не имеем права оставлять своего служения преждевременно. Моисею было обещано, что он увидит Ханаан и только потом умрет, но он молился, чтобы Бог изменил свое слово, Втор 3:24−25. Симеону было обещано, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа, и он готов видеть в этих словах больше, чем было сказано — намек на то, что как только он увидит Христа, то умрет. Господь, да будет так, — сказал он, — отпусти раба Твоего. Заметьте здесь:
Во-первых, какой утешительной является смерть доброго человека: он уходит как раб Божий из места труда своего в место покоя своего. Он умирает в мире, в мире с Богом, в мире с собственной совестью; в мире со смертью, примиренный с нею, хорошо знакомый с ней. Он уходит по слову Господню, как и Моисей (Втор 34:5), по Его указанию: Иди и умри, и по обетованию: Приду опять и возьму вас к себе.
Во-вторых, на чем основывается это утешение: Ибо видели очи мои спасение Твое. Это свидетельствует о более чем великом удовлетворении, какое он получил, увидев спасение Божье, подобно Иакову (Быт 46:30): «Умру я теперь, увидев лицо твое». Это свидетельствует о том, что верующий человек надеется на блаженное состояние по ту сторону смерти посредством спасения, которое он видел, которое не только уничтожает страх смерти, но, более того, делает ее приобретением, Флп 1:21. Отметим, те, что приветствуют Христа, могут приветствовать и смерть.
(2) Он имеет утешительную надежду относительно мира и Церкви. Это спасение будет:
[1] Благословением для мира. Оно уготовано перед лицем всех народов: чтобы быть не сокрытым от людей, но известным всем, чтобы быть светом к просвещению язычников, сидящих ныне во тьме, чтобы они познали Его, а через него Бога и иной мир. Это ссылка на Ис 49:6: Я сделаю Тебя светом для народов. Христос явился, чтобы стать светом для всего мира: не свечой в подсвечнике Израиля, а Солнцем правды.
[2] Благословением для Церкви: славой народа Твоего Израиля. Для иудейского народа было большой честью, что Мессия происходил от одного из их колен, что Он родился, жил и умер среди них. А для действительно являющихся израильтянами, для духовного Израиля, Христос действительно был славой и будет таковым вечно, Ис 60:19. И они будут славой в Нем. Господом будет оправдано и прославлено все племя Израилево, Ис 45:25. Когда Христос заповедал апостолам проповедовать Евангелие всем народам, тогда Он стал светом к просвещению язычников, а когда добавил: начиная с Иерусалима (Лк 24:47), тогда Он сделал Себя славой народа Своего, Израиля.
5. Предсказание относительно Младенца, сделанное Симеоном для Марии и Иосифа одновременно с благословением их. Иосиф же и Матерь Его дивились тому, что все более полно и ясно говорилось о Младенце, ст. 33. Все сказанное произвело очень сильное впечатление на них и содействовало укреплению их веры, поэтому им говорится еще больше.
(1) Симеон открывает им, что они имели причину радоваться, ибо он благословил их (ст. 34), он объявил блаженными их, потому что они удостоились чести стать родственниками этому Младенцу и им доверено воспитать Его. Он молился, чтобы Бог благословил их и чтобы другие также благословили их. Они имели причину радоваться, ибо Младенец будет не только утешением и честью для них, но и благословением для всех людей. Он предназначен на восстание многих в Израиле, то есть для обращения многих к Богу, бывших мертвыми и погребенными в грехе, и для утешения многих в Боге, потонувших в унынии и погрузившихся в бездну отчаяния. Те, кому Он послужит на падение, могут оказаться теми самыми, кому Он послужит на восстание. Он предназначен для их падения, чтобы снова восставить их: смирить и унизить их, лишить их самоуверенности, чтобы потом возвысить упованием на Христа; Он причиняет раны, и Он же врачует их; Павел падает и снова поднимается.
(2) Он также показывает им, что они имеют причину радоваться с трепетом, согласно совету, данному издревле относительно царства Мессии, Пс 2:11. Чтобы Иосиф и, особенно, Мария, не возгордились обилием полученных откровений, им дается жало в плоть, уменьшающее их радость; и мы иногда нуждаемся в этом жале.
[1] Действительно, Христос будет благословением для Израиля. Но в Израиле существуют и такие, которым Он будет на падение, испорченная природа которых будет раздражена; такие, которые будут предубеждены и разъярены против Него, чьи грехи и гибель усугубятся откровением Иисуса Христа. Многие в Израиле извлекут для себя яд из бальзама Галаада, и души их разобьются о Камень спасения, для многих этот Камень-основание станет камнем преткновения. Здесь евангелист отсылает нас к пророчеству (Ис 8:14−15): Он будет освящением для одних и сетью для других, 1Пет 2:7−8. Отметим, насколько радостно сознавать, что для многих людей Христос и Его Евангелие — это запах живительный на жизнь, настолько же печально знать, что для многих это запах смертоносный на смерть. Он будет в предмет пререканий: одни будут восхищаться Им, а другие будут злословить Его. Глаза многих были устремлены на Него во время Его открытого служения — Он был знамением, но в то же время многие языки злословили Его, грешники противоречили Ему и укоряли Его, к Нему придирались и Его оскорбляли. И в результате этого откроются помышления многих сердец (ст. 35), то есть люди покажут себя, обнаружат сами себя. Тайные добрые чувства и наклонности одних обнаружатся в принятии Христа и сближении с Ним; тайная испорченность и злые наклонности других, иначе никогда могущие и не проявиться, обнаружатся в их враждебном отношении к Христу и ярости против Него. Люди осудятся помышлениями сердец своих, помышлениями относительно Христа: на Его они стороне или на стороне Его врагов. Слово Божие судит помышления и намерения сердечные, посредством него наши сердца открываются, и впоследствии они будут судимы им.
[2] Поистине Христос будет утешением для Своей матери, но ей не следует слишком гордиться этим, ибо и Тебе Самой оружие пройдет душу ст. 35. Он будет страдающим Иисусом, поэтому:
Во-первых: «Ты, сочувствуя Ему, будешь страдать вместе с Ним больше, чем любой из Его друзей, так как ты ближе всех к Нему и сильнее всех привязана к Нему». Когда Он был уничижаем, меч пронзал ее кости. Можно легко представить себе ее горе, когда она стояла у подножия Его креста и видела Его умирающим. Это было такое горе, что поистине можно сказать: оружие прошло ее душу, поразило ее в самое сердце.
Во-вторых, ты будешь страдать за Него. Многие понимают слова Симеона как предсказание ее мученической кончины, и некоторые античные авторы свидетельствуют, что оно исполнилось. Отметим, среди величайших утешений и успехов в этом мире полезно знать, что узы и скорби ожидают нас.
II. Христа заметила и Анна пророчица. О Том, в Кого предлагалось веровать и мужчинам и женщинам, чтобы спастись, должны были засвидетельствовать по одному представителю от каждого пола. Заметим:
1. Как описывается здесь Анна. Она была (1) Пророчицей. Дух пророчества, молчавший в Израиле свыше трехсот лет, теперь начал действовать. Вероятно, под этим подразумевается только то, что она понимала Писания лучше, чем другие женщины, и приняла на себя служение наставлять молодых женщин в законе Божьем. Хотя это было время вырождения церкви, тем не менее Бог не остался без свидетелей.
(2) Она была дочерью Фануила. Имя ее отца приводится с тем, чтобы напомнить нам о Фануиле Иакова, или Пенуэле (Быт 32:30), что теперь, когда мы во Христе как бы лицом к лицу видим самого Бога и при этом остаемся живыми, раскрывается тайный смысл того ветхозаветного события. Имя ее означает Благодатная.
(3) Она была из колена Асирова, из Галилеи; некоторые считают, что это отмечается для того, чтобы опровергнуть говорящих, будто из Галилеи не приходит пророк, тогда как пророчество ожило именно тогда, когда пришло из Галилеи.
(4) Она была преклонного возраста, вдова лет восьмидесяти четырех. Некоторые полагают, что к тому времени она вдовствовала уже восемьдесят четыре года, тогда ей должно было быть более ста лет. Другие же, сомневаясь в том, что женщина в таком преклонном возрасте способна молиться и поститься так, как это делала Анна, считают, что восемьдесят четыре года — это ее возраст, а не годы ее вдовства. Овдовев в молодом возрасте, прожив с мужем только семь лет, она, тем не менее, никогда не выходила замуж вторично, но оставалась вдовой до дня своей смерти, что ставится ей в похвалу.
(5) Она жила при храме или, по крайней мере, постоянно посещала его. Некоторые предполагают, что Анна имела какое-то жилище во дворе храма или жила в богадельне, поскольку содержалась за счет храмовой милостыни. Либо, будучи пророчицей, она жила в храме потому, что это было подходящее место, где к ней могли обращаться за консультацией и советами все желающие знать волю Божью. Другие же считают, что слова не отходила от храма означают лишь то, что она постоянно присутствовала в храме во время богослужения и всегда могла присоединиться ко всякому доброму делу, совершаемому в нем. Наиболее вероятно то что она имела свое собственное жилище среди внешних строений храма и, помимо постоянного посещения богослужений, пребывала в личной молитве, ибо сказано, что она служила Богу постом и молитвой день и ночь. Не имея никакого занятия, или по окончании его, она полностью посвящала себя молитвенному служению, не только постилась два раза в неделю, но постоянно жила жертвенной жизнью, и в то время, когда обычно люди едят, пьют, спят, она упражнялась в благочестии. Она не только соблюдала часы молитвы, но молилась день и ночь, то есть всегда была в молитвенном настроении, жила молитвенной жизнью, отдавала всю себя молитве, молилась часто с восклицаниями, произносила много торжественных молитв и была очень аккуратной в молитвах ходатайства. Этим она служила Богу, и именно это придавало ценность и превосходство ее постам и молитвам. Фарисеи часто постились и подолгу молились, но этим служили себе, своей гордости и алчности, а эта добрая женщина не только делала доброе, но делала его из добрых принципов и с добрыми целями; она служила Богу, и целью ее постов и молитв была слава Божия. Отметим:
[1] Молитвенное служение — это то, в чем мы должны быть постоянными; другим обязанностям можно отводить то или другое время, но молиться мы должны всегда.
[2] Как отрадно видеть престарелого христианина, который пребывает в молитвах, который не устает делать добро и не считает себя выше этих занятий, но находит в этом все больше и больше радости и видит все больше и больше нужды, пока он не достигнет неба.
[3] Те, что усердны и верны в использовании дарованного им света и средств, получат еще большие откровения. Анна теперь с избытком вознаграждается наконец за свое многолетнее служение в храме.
2. Свидетельство Анны о Господе Иисусе Христе (ст. 38): И она в то время подошедши, в то самое время, когда принесли младенца и Симеон говорил о Нем; она, постоянно пребывавшая в храме, не могла упустить такую возможность. Итак, (1) Она славила Господа, как и Симеон, и, вероятно, так же как и он, желала теперь отойти с миром. Отметим, те, кто познали Христа, имеют все основания славить Господа за такое великое благоволение. Хвала и благодарение, воздаваемые Богу другими, должны побуждать и нас к исполнению этого долга — почему бы и нам, подобно им, не прославлять Бога? Анна вторила Симеону, и их хвала слилась в единой гармонии. Она исповедовала Господа (так можно понимать эти слова), открыто исповедала свою веру относительно этого Младенца.
(2) Будучи пророчицей, она говорила о Нем другим — говорила о Нем всем, верившим в пришествие Мессии и ожидавшим избавления в Иерусалиме в связи с Его приходом. Избавление было то, в чем нуждались, избавления желали и ожидали, избавления в Иерусалиме, ибо оттуда должно было выйти слово Господне, Ис 2:3. В Иерусалиме были люди, ожидавшие избавления, однако их было немного, ибо Анна, кажется, была знакома со всеми, вместе с нею ожидавшими Мессию; она знала, где найти таких людей, или они знали, где найти ее, и она сообщила им всем благую весть о том, что она видела Господа. Это была великая весть, весть о Его рождении, такая же великая, какой впоследствии стала весть о Его воскресении. Отметим, те, что сами знакомы со Христом, должны сделать все возможное, чтобы познакомить с Ним других.
От Луки 2 глава — Библия — Комментарии Мэтью Генри
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев