Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
«Я не представлял себе, как можно петь после Высоцкого и даже как читать его»
Слова Рождественский написал правильные и уважительные. Но слово «поэт» у него применительно к Высоцкому оказалось с вопросительным знаком. Случайно так вышло, ради риторического оборота – мы не знаем. Но редактуре авторские тексты подверглись невероятной. У нас просто нет возможности привести здесь все примеры искажений даже в ставших хрестоматийными и общепризнанно классическими текстах. Правок, искажений и просто ошибок было выявлено более 400! Соображения, по которым уродовались тексты, были самыми разными, и занимался этим не один Роберт Рождественский, а целая группа редакторов. Где-то они опасались цензуры,
Сборник «Нерв» готовился под руководством его составителя Роберта Рождественского. Друзьями они с Высоцким не были, были просто знакомы. Впрочем, Рождественский «в друзья» себя никогда и не записывал.
Вы уже слышали сегодня и услышите еще произведения Высоцкого именно как стихи. Но мы подумали, что будет справедливым, если в этой «не песенной» главе все-таки прозвучат и песни. Не для того чтобы принять участие в дискуссии о восприятии текстов Высоцкого в отрыве от его голоса и гитары. А в качестве иллюстрации – тем более, если они вошли в сборник «Нерв» в виде текста – как та, что вы сейчас услышите.
«И мне кажется, что Высоцкий возродил живое слово в его корне»
И в то время, да и по сию пору, периодически возникают споры о том, можно ли воспринимать поэзию Высоцкого в отрыве от его голоса и его гитары. Те, кто в этом сомневаются, не столько даже отказывают Владимиру Семеновичу в звании настоящего поэта, сколько подчеркивают действительно мощнейшее, сногсшибательно воздействие, которое имели его строки именно с его личной подачей. И были даже сомнения в том, что в напечатанном виде его стихи произведут такое же сильное впечатление, какое производили его пленки.
Когда мы готовили эту главу (июнь 2021 года), пришло чрезвычайно грустное известие. Петр Леонов, первый директор Музея Высоцкого, чей голос вы буквально только что слышали, – скончался 27 мая, ему было 70 лет. Последние годы он жил уединенно вдали от столицы, на Соловках, но о его вкладе в увековечение памяти Владимира Высоцкого и сохранение его наследия мы никогда не забывали.
Комментарии 5