Снял негласный запрет с имени Высоцкого и стал событием историческим
Сборник стихов Владимира Высоцкого «Нерв», издательство «Современник», 1981 год
Итак, 16-е заседание Клуба библиофилов Центрального дома архитектора, рубрика «Премьера книги». Владимир Высоцкий, «Нерв», издательство «Современник», 1981 год, декабрь.
Именно этим месяцем, декабрем, только что на днях в Москву пришли первые экземпляры первой – посмертной уже – книги поэта Владимира Высоцкого.
Вот я держу этот экземпляр, вот эта книга с портретом на задней обложке, вмещающая семь печатных листов произведений Владимира Высоцкого. Вступительное слово поэта Роберта Рождественского, который много сделал для того, чтобы эта книга увидела свет.
И вот сегодня мы посвятили наш вечер совершенно конкретному поводу – выходу в московском издательстве этой книги. Тираж ее – 55 тысяч экземпляров. Это много, потому что по нашим издательским порядкам выход первой книги всегда означается тиражом 10 тысяч экземпляров.
Этими словами журналиста Феликса Медведева открылся 9 декабря 1981 года памятный вечер в Центральном доме архитектора в Москве, посвященный выходу первого настоящего, официального сборника поэтических произведений Владимира Высоцкого. Сборника посмертного, появившегося почти через полтора года после ухода Владимира Семеновича. Но выход «Нерва», по сути, уже наверняка снял негласный запрет с имени Высоцкого и стал событием историческим.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
«И мне кажется, что Высоцкий возродил живое слово в его корне»
И в то время, да и по сию пору, периодически возникают споры о том, можно ли воспринимать поэзию Высоцкого в отрыве от его голоса и его гитары. Те, кто в этом сомневаются, не столько даже отказывают Владимиру Семеновичу в звании настоящего поэта, сколько подчеркивают действительно мощнейшее, сногсшибательно воздействие, которое имели его строки именно с его личной подачей. И были даже сомнения в том, что в напечатанном виде его стихи произведут такое же сильное впечатление, какое производили его пленки.
Когда мы готовили эту главу (июнь 2021 года), пришло чрезвычайно грустное известие. Петр Леонов, первый директор Музея Высоцкого, чей голос вы буквально только что слышали, – скончался 27 мая, ему было 70 лет. Последние годы он жил уединенно вдали от столицы, на Соловках, но о его вкладе в увековечение памяти Владимира Высоцкого и сохранение его наследия мы никогда не забывали.
Каким бы ни был реальный тираж «Нерва», достать его все равно было невозможно. В книжных магазинах он не залеживался ни на минуту. Зато продавался в валютных «Березках», а на черном рынке и в самиздате ходили копии разной степени кустарности – порою почти неотличимые от оригинала, и эти подделки в наше время сами стали документом эпохи. В этом смысле сборник Высоцкого чем-то напоминал его сто раз переписанные концертные пленки, ходившие по рукам и магнитофонам его почитателей. Любопытно, что даже выступавшие на вечере в Доме архитектора неоднократно говорили о сборнике Высоцкого, подчеркивая, что самого сборника в руках еще не держали.
Комментарии 1