Роль Свидригайлова станет последней театральной ролью Владимира Высоцкого
Москва, Геологический факультет МГУ, 16 декабря 1978 года. Фото Бориса Киреева
Первый спектакль пройдет 12 февраля 1979 года, и роль Свидригайлова станет последней театральной ролью Владимира Высоцкого. Об этой роли и об этом спектакле мы и постараемся вам сегодня рассказать.
Символично, что «Преступление и наказание» стало не только последней премьерой Высоцкого в театре – когда-то с фундаментального произведения Достоевского, можно сказать, начался его путь в актерскую профессию. Еще учась в Школе-студии МХАТ, Высоцкий играл Порфирия Петровича. В то время за Володей почти закрепилась репутация будущего комического артиста, а он вдруг выбрал такого персонажа и сыграл его неожиданно и блестяще. В Высоцком открылся новый диапазон, неожиданные мысли, для которых понадобились новые слова – и он сумел их найти. После просмотра крупнейший специалист по Достоевскому Абрам Александрович Белкин, как говорят, в слезах вбежал за кулисы и сказал, что он впервые увидел такого Достоевского на сцене. Просмотр прошел блестяще, а Высоцкий получил по актерскому мастерству «отлично».
Владимир Высоцкий и Александр Комиссаров (профессор Школы-студии МХАТ) в день вручения дипломов. Москва, Школа-студия МХАТ, 20 июня 1960 года
И вот спустя два десятилетия «Преступление и наказание» ставит Таганка. Сразу предупредим, что, к огромному сожалению, нам сегодня невозможно составить собственного впечатления об игре Высоцкого в «Преступлении и наказании». О ней и о самой постановке мы можем судить, лишь опираясь на воспоминания участников, очевидцев, критиков, коллег и друзей Высоцкого. Полной записи на кино- или видеопленку не сохранилось. Но это участь всех постановок Юрия Любимова в советское время.
Зинаида Славина (Катерина Ивановна Мармеладова) в спектакле «Преступление и наказание». Москва, Театр на Таганке, 12 февраля 1979 года. Фото Анатолия Гаранина
Все, что сохранилось, – это кадры, сделанные съемочными группами из Италии и Японии. Однако общая продолжительность этих фрагментов составляет 9 минут, половина из которых приходится на зрителей в зале и аплодисменты после спектакля. А сцены из спектакля с участием Высоцкого – это и вовсе лишь 2 минуты, снятые в 1979 году итальянскими кинематографистами...
Съемка телекомпании RAI, Италия (режиссер Деметрио Волчич, оператор Михаил Попереко):
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Первые заграничные концерты. Первые съемки в кино за рубежом
Марта Месарош честно признавалась, что изначально в ее фильме этот эпизод сам по себе ничего не значил, но когда сыграл Высоцкий – в нем появилась такая сила! Месарош всегда считала Высоцкого очень хорошим актером и понимала, почему в СССР ему не дали сыграть Пугачева, хотя он пробовался на эту роль: Был бы гениальный фильм, потому что в нем была такая сила, такой талант, которые очень редко встречаются. И всегда это было искренне – его страдания – всегда это было очень, очень аутентично. В «Пугачеве» могла сыграть и Марина Влади – она пробовалась на роль Екатерины Второй. А в итоге вышло так, что единственной совместной работой
К нашим зрителям фильм пришел годы спустя на видеокассетах уже с русским дубляжом
Весь эпизод в картине занимает две с половиной минуты. Марину Влади и Владимира Высоцкого озвучили венгерские актеры, а к нашим зрителям фильм пришел годы спустя на видеокассетах уже с русским дубляжом.
«Этот маленький поцелуй, это объятие – оно было больше, чем секс, в этом всё было!»
Со временем усилиями Вадима Панюты и издательства «Либрика» удалось найти в телевизионном архиве еще один сюжет, снятый тогда. И в нем даже не мешает перевод на венгерский. Вот только слов Высоцкого в сюжете нет – интервью дает Юрий Любимов.
Кроме фильма «Таганка в Будапеште» сохранились еще и телевизионные сюжеты
Кроме фильма «Таганка в Будапеште» сохранились еще и телевизионные сюжеты. Марлена Зимна сумела отыскать в архивах Венгерского телевидения съемку, сделанную для новостного выпуска, и в чем-то она даже интереснее телефильма, но слова, сказанные Высоцким, там снова полностью перекрыты переводом.
Вторую сотню своих выпусков на «Планете.ру» Антон Орехъ и Николай Александров открывают внимательным взглядом на дружественную часть Глобуса. На те меридианы и параллели, где простирает свои квадратные километры созвучный нам Глобальный Юг, где бескрайни просторы процветающего конгломерата БРИКС.
В фильм также вошли интервью с Юрием Любимовым, художником Таганки Давидом Боровским, актерами Аллой Демидовой и Валерием Золотухиным и фрагменты трех сыгранных в Венгрии спектаклей.
Он, к примеру, худеет на два с половиной килограмма во время каждого «Гамлета»
По словам Высоцкого, которые приходится цитировать, потому что они практически не слышны из-за перевода на венгерский, он и его товарищи по театру не экономят свои силы, когда играют такие роли. Он, к примеру, худеет на два с половиной килограмма во время каждого «Гамлета». Невероятно большая психическая и физическая нагрузка – играть на грани нервного срыва.
Комментарии 2