ЭТО НАДО ЧИТАТЬ!
Самая правдивая книга о бурятах-2.
С.П. Балдаев. Родословные предания и легенды бурят (2)
Племена и роды бурят
В преданиях рассказывается о возникновении вражды между хонгодоровским и булагатским племенами, граничащими по реке Ангаре. Эти племена устраивали совместные зэгэтэ аба то на территории булагатов, то на территории хонго-доровцев: в местности Абалак (ныне Усть-Удинский район Иркутской области), Хэрмэн (в долине реки Куды и Бодрее), между реками Окой и Ангарой, а также в Тайтурке (по реке Белой), в Нарине (недалеко от города Черемхово). Сюда съезжались хонгодоровцы, жившие по Иркуту, Китою, Ирети, Голумети, Алари и даже в Закамне (Забайкалье); булагатны, обитавшие по рекам. Куде, Турину, Бугульдейке, Йде, Уде, Осе, Устъ-Уде, Зиме, Оке. У каждого племени был свой боевой клич: у эхиритов ‑ эдир, у булагатов ‑ бургэт, у хонго-доровцев ‑ хожи (хужэ). Эти кличи остались в поговорках: «эдир эхирит», «бургэт булгат» или «хужа хонгодор». Днем они охотились, а вечером каждое племя собиралось в свой табор. Вестовые боевыми кличами зазывали охотников в табор своих племен. Перед каждым табором (отог) разводились племенные огнища (т==дэбшиин гал). Молодежь обоего пола устраивала пляски, игры и танцы. Из древнейших танцев у хонгодоровцев, булагат'ов и эхиритов до сего времени сохранился характерный танец «hээр_ наадан» (танец глухарей), а из игр ‑ «шоно адуун хоёр» (волк и табуны) и «гайн-гайн» (птичья игра). В глухарином танце участвуют три человека: одна девушка и два парня. Девушка изображает самку глухаря, а парни самцов. Девушка на корточках скачет по кругу, парни догоняют ее и дерутся, подражая току глухарей. В некоторых местах этот танец называется «хурайн наадан» (ток тетеревов). В игре «волк и табуны» один молодои человек, изображающий волка, ловит других участников игры, представляющих табун; в игре «гайн-гайн» один парень изображает ястреба, а другие ‑ гусей. Для исполнения танцев «шомос», «яхусай» и «мэндэшэлгэ» образуют круг. При исполнении пляски «ехэр» участники берутся за руки, образуя сомкнутый круг, движутся по солнцу и поют танцевальные песни. Во время исполнения припева они сгибают руки, держат их у груди, сужают круг и скачут (еэхэрлэхэ). Припевов к плясовым песням очень много. У каждого племени имеются свои припевы, число которых доходит до 10‑15. У кудинских булагатов существует «ухэр шоохой ероотой, hай банхайдаа hайбарлаа», у ольхонских эхиритов «хороошохан хоримда, доброохан нааданда», у осинских булагатов ‑ «ээ элингэ, баhаа ээлингэ», у аларских хонгодоровцев ‑«аяхас ялай матюрай польжуурайдаа налюрай», у тункинских хонгодоровцев ‑ «ерэжи наадаяа, ерэжи». Нетрудно установить, что они возникли в разное время, но самым древним из них, по-видимому, является припев индинских бурят «ябоо, ухээ, эхиш», что означает на современном бурятском языке ябоо (ябаа) ‑ «иди», ухээ ‑ «поднимайся, карабкайся на бугорок (на горку)», ухыш ‑ «поднимайся, карабкайся живее, торопись». Дело в том, что на зэгэтэ аба охотники расходились по лесу, охватывая огромное пространство, а потом постепенно суживали образовавшийся огромный круг, при этом торопили отставших, подгоняли, подбадривали словами: «Ябоо, ухээ, ухыш!» и, наконец, образовывали сомкнутый круг. Этот круг и послужил основой всех названных выше танцев и плясок.
Люди пожилые и средних лет веселились по-своему: состязались в исполнении песен, импровизировали новые песни, воспевали отличившихся охотников, борцов, стрелков и лошадей, а также рассказывали улигеры, сказки, легенды и сказания о происхождении и расселении племен и родов, их родословные. Постепенно они отшлифовывались и превращались в прекрасные произведения народного творчества, которые дошли до нас в виде улигеров, исторических песен и поэм.
Участники зэгэтэ аба ежегодно выбирали главного руководителя ‑ тубши и двух помощников его ‑ гаршинов, которые ведали двумя крылами охотников. Кроме этих должностных лиц, участники облавной охоты выбирали трех газаршинов ‑ знатоков мест охоты, которые водили центр и два крыла, расставляли охотников. Также выбирались галши, которые охраняли и поддерживали племенные огнища. В галши выбирались обычно люди пожилые, хорошо знающие все обряды племени и призывания божеств. Они приносили мясо в жертву хозяину огнища Сахядай ноену, его жене Сахала хатан и племенным божествам.
Каждое племя было заинтересовано в проведении своего кандидата в тубши, выборы помощников его не вызывали споров, гак как от каждого племени выдвигали по одному человеку. Кандидатами в тубши обычно были прославленные силачи, стрелки и батары.
По преданию, на зэгэтэ аба, устроенном хонгодоровцами и булагатами в местности Нарин (теперь полустанок между г. Черемхово и Кутуликом), хонгодоровцы выставили кандидатом в галши своего знаменитого, непобедимого, убеленного сединами борца и стрелка Дэгдэхэй мэргэна, а булагаты ‑молодого, малоизвестного борца и стрелка Гагай мэргэна. Выбор того или иного кандидата решался испытанием его силы и мастерства. Сначала попросили Дэгдэхэй мэргэна, как опытного, старшего по возрасту, известного и всеми уважаемого, показать свое мастерство в стрельбе. Когда его спросили, на чем он покажет свое искусство, он сказал: «Загоните в круг охотников гурана (дикого козла), и я прострелю все четыре копыта бегущего животного одной стрелой так, что не будет задета кожа зверя». Охотники в один миг загнали гурана в круг, и он стал бегать внутри. Дэгдэхэй мэргэн выстрелил и сказал: «Три ноги прострелил я по коже, а четвертая прострелена по середине лыт-ки. Когда козел бежал, тю одной задней ногой в момент стрельбы попал в яму».
Сказав так, он другой стрелой пронзил козла, попав ему в почки. Когда охотники осмотрели убитого гурана, то убедились, что три копыта были прострелены по коже, а четвертое ‑ по лытке.
Дэгдэхэй мэргэн выполнил то, что требовали от него, и сидел в полной надежде быть избранным в тубши.
Пришла очередь Гагай мэргэна показать свое искусство. Когда его спросили, на чем он хочет показать свою силу и мастерство, он сказал: «Загоните гуся в круг охотников, и я одной стрелой прострелю ему клюв, не касаясь перьев, а другой убью его».
Охотники пригнали гуся, сидевшего на озере. Гусь полетел над охотниками. Гагай мэргэн одной стрелой прострелил ему клюв, не задев перьев, а другой убил его.
Когда охотники посмотрели, то оказалось, что Гагай мэргэн действительно прострелил клюв, не задевая перьев.
Сила, умение и меткость обоих кандидатов оказались равными, никого нельзя было назвать победителем. Каждое племя поддерживало своего кандидата и не хотело уступить. Долго спорили хонгодоровцы и булагаты и никак не могли прийти к соглашению. Джунгарские, хоринские и монгольские роды, принимавшие участие в зэгэтэ аба, которые составляли меньшинство и были пришлыми, не принимали участия в спорах многочисленных хонгодоровцев и булагатов. Им был безразличен исход спора, потому что спорящие были для них чужеродцами‑ хари. Продукты, заготовленные и привезенные из дома, были израсходованы, охотники, занятые спорами, не выходили на облаву. Наступили холода, и охотники ни с чем разъехались по домам. «С тех пор, ‑ говорит предание,‑ хонгодоровцы и булагаты не стали устраивать совместно зэгэтэ аба, каждое племя устраивало самостоятельно на своей территории».
Племена распадались на роды. Названные выше, четыре племени бурятского народа образуют вместе с родами, вышедшими из Монголии и Джунгарии ‑ босхулами, 189 родов, которые обитают в Прибайкалье и Забайкалье, составляют Бурятскую АССР, Усть-Ордынский национальный округ Иркутской области, Агинский национальный округ Читинской области. Буряты живут еще в Ольхонском, Качугском, Нижнеудинском, Балаганском, Усть-Удинском, Зиминском, Слюдянском, Тулуновском, Усольско-Ангарском районах Иркутской области и в Нерчинском и Акшинском районах Читинской области.
Для обозначения слова «род» в разных местах существуют различные названия. Так, у идинских бурят (Боханский аймак) в значении «род» употребляется слово эсэгэ. Например, они говорят: «готол эсэгэ», «шаралдай эсэгэ», «енгут эсэгэ». Аларские буряты называют и род и племя одним словом яhан. Они говорят: «Хонгодор яhан», «бадархан яhан», «ашата яhан», «ашхай яhан». Хонгодор ‑ название племени, а бадархан, ашата и ашхай ‑ название родов, входящих в это племя. В 1888 году Аларская степная дума была разделена на инородные управы: Аларскую, Кутийнскую, Нельхайскую и Ныгдинскую. При образовании инородных управ хонгодорские роды, ранее находившиеся в ведении этой степной думы, были раздроблены на мелкие роды, которые по желанию и по территориальному признаку входили в ту или иную инородную управу как административно-хозяйственные единицы. В 1890 году богатый и влиятельный бурят П. Балыков влюбился в одну девушку из своего VIII хонгодорского рода. Жениться ему на ней было нельзя, так как у бурят тогда брак был строго экзогамный. Тогда он составил приговор от имени общества, заставил родовичей подписаться и подал иркутскому губернатору. Последний через Иркутское губернское управление выделил из VIII хонгодорского рода самостоятельный IX хонгодорский род и приписал его к Куйтунской инородной управе. В 1891 году крупный кулак Коймарской инородной управы Шангин захотел стать родовым старостой. Он собрал своих сторонников, составил приговор и подал в Иркутское губернское управление. Последнее приняло решение о выделении из III хонгодорского рода Коймарской инородной управы самостоятельного шуранханского рода административным подчинением той же управ. Кулак Ш. Шангин был избран родовым старостой вновь созданного шуранханского рода. Аларские и тункинские буряты называют такие деления яhа хубааха ‑ «делить род». Буряты, вышедшие из Джунгарии, называют род соло. Перед тем, как перейти в своих призываниях к просьбе, шаманы их говорили:
Соло хадаа Готол, Если назвать род, то Готольский
Сохоб нэрэ Сэрэн... Если назвать собственное имя, то именуется Сэрэном...
По всей вероятности, джунгарские роды принесли этот термин со своей прежней родины.
Нижнеудинские и северо-ашаабагатские (улус Чугуй и улус Усть-Хайрак) буряты называют род омог или обог, забайкальские буряты в одних местах род называют аймак, в других ‑ обог. Таким образом, у бурят существует несколько слов для обозначения рода: эсэгэ, якан, соло, омог, обог, аймак. По нашему мнению, соло имеет древнее происхождение. Оно сохранилось у родов, вышедших из Джунгарии и живших несколько обособленно среди других племен и родов, а также в шаманских родовых призываниях, отличающихся своей консервативностью.
С организацией степных контор по Уложению Екатерины II 1767 года, а затем с переименованием их в степные думы по закону 1822 года появились новые термины- для обозначения родов. На административном языке у западных бурят род стал называться холбоон ‑ «соединение, "связь, связка». Например, про 29 родов идинских бурят говорили: «Идинсхейн хорин юhэн холбоон». Слово холбоон говорит нам о том, что до создания степных контор и дум роды идинских бурят были разъединены и не имели административной связи между собой. С учреждением же степных контор и дум роды были административно подчинены думам. Так, из родов племени булагат были созданы степные конторы Балаганская, Идинская и Кудин-ская, из родов бурятского племени эхирит‑Верхоленская, Ольхонская, Баргузинская и Кударинская, из родов племени хонгодор‑Аларская и Тункинская. Деление на племена сохранилось и при создании степных дум и инородных управ. Так, например, алагуевский род, относящийся к племени булагат, обитал по реке Бугульдейке, но, несмотря на большое расстояние, был подчинен административно Кудинской степной конторе, а затем Капсальской инородной управе, объединявшей булагатские роды Буиновых. Часть готольского рода обитала среди хонгодоровцев в Алари, но подчинялась Идинской степной думе, находившейся в 100 верстах от них, а с 1887 года ‑ Боханской инородной управе.
Восточные буряты на административном языке называли род отог ‑ «стойбище, стоянка», отсюда слово отоглохо означает «жить на одном месте, обосноваться на определенном ме-сте». Так, например, о шести родах Хубдутской инородной управы Хоринской степной думы говорили: «Хубдуудай зургаан отог». Административные центры родов ‑ родовые управления, как и степные думы, не кочевали, находились на одном месте. В тайге охотники устраивают шалаши или балаганы из коры деревьев или из досок и называют их отог. Буряты западных аймаков свои временные остановки в городах, в заезжих дворах или у знакомых также называют отог.
Роды хонгодорского племени до сего времени сохранили свое племенное название. Племя хонгодор было разделено на 13 родов, из которых один назывался бадарханским, один - шуранханским, а остальные ‑ хонгодорскими, каждый из которых имел определенный номер, устанавливавшийся строго по старшинству. Бадарханский и шуранханский роды названы именами своих предков ‑ внуков и правнуков легендарного Хонгодора.
Роды племени хори назывались именами своих родоначальников, сыновей Хоредоя. Хоринская степная дума состояла из думы, 68 родовых управлений и 147 улусов. Инородные управы, входящие в Хоринскую степную думу, носили родовые названия: Баганайская, Бодонгутская, Галзутская, Гочитская, Сагановская, Харганайская, Хальбинская, Хубдутская, Хуацайская, Худайская и Шарятская. Причем Харганайская и Хубдутская инородные управы из-за многочисленности населения и большой территории были разделены каждая на две управы: первая ‑ на Барун-Харганайскую и Зун-Харганайскую, вторая ‑ на Барун-Хубдутскую и Зун-Хубдутскую1. Гочитская инородная управа состояла из четырех родовых управлений: Барун-Гутайского, Алтачинского, Хайцагарского и Нюгайского. В Агинской степной думе было шесть инородных управ, восемь родов, 76 булуков. Роды, проживавшие в Иркутской губернии, на реках Куленге, Осе и Унге, на острове Ольхон, из-за малочисленности не могли составить самостоятельную родовую единицу, исключение составляет лишь шарятский род, входивший в Балаганскую степную думу.
В Селенгинскую степную думу входили табангутский, узоновский, сартольский, цонгольский, урянхайский роды. Узоновский и цонгольский роды, видимо, названы именами своих предков. Основная масса рода урянхай до сего времени обитает на берегу озера Хупсэл. Название табангут означает «пятеро». Здесь имеются в виду пять братьев, являющиеся предками табангутского рода. Западные буряты до сих пор называют пятерых братьев и их потомков табангутами, а восьмерых братьев и их потомков ‑ наймангутами.
У племени эхирит роды тоже назывались именами родоначальников. По преданию, Эхирит имел единственного сына Эри ганса Зонхи. У последнего было четыре сына (Зонхин дурбэн хубуун): Хэнгэлдэр, Алагтай, Шоно и гтуудаг Саган. Потомки Хэнгэлдэра и Шоно создали, роды под своими именами: хэнгэлдэровский и шоноевский. Алагтай имел одного сына Амара. Он умер молодым. После его смерти жена его Абазай родила внебрачного сына Абая. Она была умной и энергичной женщиной. Братья Алагтая хотели отнять у нее сыновей и имущество, а саму прогнать, но она сумела защитить себя и ушла с сыновьями в свой цэгэнутский род. Она воспитывала сыновей, водила их на охоту, показывала места, где раньше охотился Алагтай. Оба сына выросли и стали хорошими охотниками. На облавной охоте они отличались ловкостью и храбростью, за что их и возненавидели родственники со стороны матери. Тогда Абазай вынуждена была вернуться в род мужа. Ей с сыновьями отвели самое плохое место, в болоте, где братья вынуждены были поселиться. Сородичи ненавидели их и презрительно называли по имени матери Абазайн хубууд «Абазае-вы сыновья». Амар имел четырех сыновей: Найта. Энхэ, Асая и Осоя. Потомки их образовали большой абазаевский род; потомки Абая ‑ малый абазаевский род. Абазаевские роды считаются среди племени эхирит чужаками (хари) по отношению друг к другу. Сын Шоно ‑ Бура имел многочисленное потомство. Потомки его создали Верхне-Кудинскую упразу, состоящую из шести родов, которые обозначались номерами и делились на правый и левый Бура (например, баруун буура, зуун буура). Многочисленные потомки сына Буры‑Шоно созвали самостоятельный шоноевский род, который назывался в отличие от рода деда малым шоноевским родом ‑ бисэгэн шоно Большой и малый шоноевские роды имеются среди торгоу-тов на Волге.
hуудаг Саган имел трех сыновей: Сэхира, Сахира и Тогто. Они жили далеко от своих соплеменников, потому, по преданиям, часто подвергались нападениям эвенков и пришлых племен. Тогто мэргэн был хорошим стрелком и обладал огромной физической силой. Он разъезжал по разным местам и грабил соседей. Один раз он напал на готоловский род. Сыновья Готола были на охоте в Усть-Уде. Тогто ограбил имущество и полонил дочь Готола, красавицу Голохан. Когда Тогто мэргэн вернулся домой, то никого из своих не застал: братья его были убиты людьми цэгэнутского рода, а жены их полонены. Оставив дома свою молодую жену Голохан, он погнался за обидчиками, догнал их в местности Ходонца, недалеко от теперешнего Хоготского улуса, отбил свое имущество и жен братьев. Жены братьев были беременны, обе родили сыновей в пути. Сына старшего брата Сэхира он назвал Баендаем – барилгадаа ерэhэн Баендай ‑ «отбитый от врагов Баендай», сына младшего брата Сахира ‑ Олзоном ‑ Олзото ерэhэн Олзон ‑ «отбитый от врагов Олзон». От них произошли буряты баендаева и олзонова родов. После этого Тогто мэргэн поехал мстить цэгэнутам жившим на Лене (Зулхэ), но был убит ими при переправе через реку, ниже села Манзурки.
Сыновья Готола прибыли за своей сестрой и имуществом. Они ограбили жен Сэхира и Сахира, взяли имущество Тогто и сестру Голохан. Она была беременна и родила в пути двух близнецов (эхир хубууд). Старшего сына ее назвали Apгaha-ном (ашаанда ерэhэн Аргаhан ‑ «в тороках привезенный Ар-гаhан»), младшего Абашаем (абаашалганда ерэhэн Абаши ‑ «при возвращении родившийся Абаши»). Близнецы, как чужеродцы, были вынуждены перейти на незаселенное место, в долину реки Бурети, впадающей в Ангару. Потомки Аргаhана впоследствии, когда X. Бахеев стал помощником тайши Идин-ской степной думы, переселились в долину р. Иды и образовали Верхне-Буретьский улус (ныне Боханского аймака Иркутской области). Из-за малочисленности эти два улуса не сумели создать самостоятельный тогтоевский род, а административно подчинялись и входили в род матери, готольский. Родs племени эхирит живут и в 3абайкалье: в Баргузине, Кударе, Иволге, Селенге и Шесане.
У племени булагат роды тоже имели различные названия и разное происхождение. Булагат имел одного сына Булган харa, у которого тоже был один сын Бузган хара. Последний имел двух сыновей ‑ Тоболока и Ботоя. У Тоболока было семь сыновей: Алагуй, Саган, Хурхуд, Нарин hойбо, Бируха тургэн, Боржом Далхай и Готол. Потомки Тоболока и Ботоя составляют основную массу племени булагат. Алагуй имел пять сыновей: Одоя, Бушхая, Мэдэши, Хунгэ и Готол. Потомки Готола образовали самостоятельный готольский род, который при создании степных дум был разбит на четыре рода. Первые три из них образовали Боханскую инородную управу в 1887 году, IV готольский род, занимающий долину реки Осы, вошел в Бильчирскую инородную управу в этом же году; готольцы, жившие на левом берегу реки Ангары, в улусах Урда и Хойто Хулэрэ, в 1897 году вошли в Нельхайскую инородную управу; готольцы, вышедшие из улуса Тарсы II готольского рода и жившие в Ала-ри, в готольском улусе, вошли в Аларскую инородную управу; потомки Готола, отделившиеся от готольского рода, проживавшие прежде в Корминском и Хапсагайском улусах, а затем переселившиеся в Забайкалье, на реку Селенгу, образовали бумал-готольский род и вошли в Селенгинскую степную думу. Потомки сыновей Алагуя поселились на реке Бугульдейке, образовали самостоятельный алагуевский род и входили административно в Капсальскую инородную управу. Впоследствии они отделились из-за дальности расстояния и образовали самостоятельное Ала-гуевское родовое управление. У Ботоя был один сын Бумал, который в свою очередь имел двух сыновей: Болота и Сагана. Саган имел сына Булута и дочь Сагалай. От Булута произошел булутский род. Дочь Сагана Сагалай пасла овец своего отца и сошлась с кузнецом Сагантаем. Она родила сына, бросила его в степи, а сама ушла за своим возлюбленным в Забайкалье. Потомки ее и сейчас живут на реке Джиде, недалеко от бывшей Саган-Усунской станции. Родственники подобрали сына Сагалая, воспитали его и назвали его Ообогон ‑ ургын узуурhаа олдоhон Обогон ‑ «найденный у подножия цветка Обогон». Он вырос и женился на девушке из олзоевского рода. У него было три сына ‑ Хогой, Онтохой и Онгой, от которых произошли роды хогоевский, онхотоевский и онгоевский. О происхождении эрхидеевского, холтубаевского и бараевского родов сохранилось следующее предание. Род Хогоя жил в долине реки Куды и подчинялся Верхоленскому острогу. Всего у Хогоя было десять дочерей и пять сыновей. Сын Хогоя Тэгшэ (Тэгшэхэн) был женат на девушке из цэгэнутского рода, жившего по реке Лене. Брак этот был счастливый. Через год у них родился первенец, которого назвали Эрхидеем (Эрилгэндэ ерэЬэн Эрхидэн‑ «по просьбе рожденный Эрхидей»). Хогой был стар и хотел при жизни иметь внука, а потому часто приносил жертву своим предкам и просил их о даровании внука. Рождение внука он приписал своим родовым божествам. Вскоре Хогой с сыновьями переселился в необжитую местность, богатую травой, лесом и дичью. Здесь родился второй знук, которому нарекли имя Хоолта байра ‑ Холтубай по названию местности. Через год родился третий внук, которого назвали Бараем. Старик Хогой был рад умножению своего рода и считал себя самым счастливым человеком, облагодетельствованным предками, поэтому и назвал третьего внука Бараем. Когда род Хогоя состоял из 49 человек, он поехал в Верхоленский острог и разделил свою семью на четыре части: первую часть назвал хогоевым родом, вторую ‑ по имени старшего внука ‑ эрхидеевым родом, третью ‑ по имени второго внука ‑ холтубаевым родом, а четвертую ‑ по имени младшего внука ‑ бараевым родом.
У родов, вышедших из Халхи в XVII веке, в большинстве случаев сохранились названия племен Внутренней и Внешней Монголии. Таковыми являются роды атаганский, хатаганский, хорчинский, чахарский, цонгольский, тугчинский, узонский, уратский, сартольский, хорлосский, джалаирский, минганский и хачитунский. Роды же селенгинских бурят ‑ алагуевский, абаганаровский, ашаабагатский, баендаевский, бумал-готольский, куркутский, хойботский, хонгодоровский, абазаевский, буровский, олзоновский, хэнгэлдэровский, шоноевский ‑ переселились в Забайкалье с рек Лены и Куды.
Роды, вышедшие из Джунгарии, названы по цвету древнейших знамен монголов: Шаранут, Харанут, Боронут, Цэгэнут, Хухэнут и Хурэнут. В древние времена Внутренняя Монголия была разделена на шесть корпусов и 49 военных дивизий, а внешняя Монголия ‑ на четыре корпуса и 86 военных дивизий. «Дивизия ‑ по-монгольски называется хошун, который всегда выступал под своим знаменем. Тушету-хан имел 200 знамен. Цэцэн-хан, владевший в 1688 году стотысячным населением ‑ 41, Сайн-хан ‑ 24, Засагта-хан ‑ 18, кукунорские олеты, торгоуты и хойты ‑ 29 знамен. В древнейшей монгольской литературе часто встречаются племена со знаменами гули-шара ‑ «бронзово-желтый», сагаан хирхагтай ‑ «с белой каймой».
Буряты не сохранили знамена, только шаманы носили на шапках эмблемы своих родов в виде шкурок зверей. Так, например, шаманы хурдутского рода носили на шапках шкурки черных белок, онгоевского рода ‑ белых белок, муруевского рода ‑ зайцев, шаралдаевокого рода ‑ серых волков. В призываниях шаманов хурдутского и онгоевского родов говорится:
Хурхуудай хорин хоер Двадцать два хордутских
Мараа хара бөөшуул Родовитых черных шамана
Хара хэрмэн залаатан, С привесками из черных белок;
Онгойн олон тумэн Многое множество онгоевских
Ородоhотой хара заарингуут С чудесными силами черных заринов
Сагаан хэрмэн залаатан... С кисточками из белых белок...
В призываниях шаманов муруевского и шаралдаевского родов говорится:
Гушан гурбан Муруй Тридцать три Муруя,
Муруйнтайнтнай удхалаhан удхан Происхождение Муруевское
Сагаан туулай тугтан, Имеет знаменем белого зайца,
Сагаан шарга моритон... Владеет бело-соловой лошадью.
Шаралдайтнай удхалаhан удхан По происхождению шаралдаевцы
Боро соохор моритон, Владеют-серо-пегими лошадьми,
Боро шоно худэргэтэн... Имеют накидки из шкур серых волков...
У родов, носящих названия цветов древнейших монгольских знамен, имелись покровители ‑ тэнгэрины тех же цветов. Например, покровителем харанутского рода, обитающего в долине реки Куды, был Хара хасар тэнгэри, боронутского рода ‑ Боро соохор тэнгэри, шаранутского ‑ Шара хасар тэнгэри, цэгэнутского рода ‑ Сэгэн хухэ тэнгэри.
Некоторые роды, вышедшие из Джунгарии, известны под названиями торгоутских и олетских родов: например, аба-ганарский, ашаабагатский, букутский, зунгиевский, зомотский, манхалютский и зунгарский, которые проживают на Алтае и на Волге. Они перекочевали в Восточную Сибирь, по-видимому, в XVI или XVII веке, во время Джунгарских войн. Часть тех родов есть на Алтае среди кайбалов и теленгутов. Следует также отметить, что сородичи хоринцев ‑ хори-тумэты проживают во Внешней Монголии, в местности Аухэ хатанг, в южной части Маньчжурии и на Кукуноре, за Калганом. Они при минской династии назвались цаганами, имели четыре знамени. О перекочевке их на реку Онон и в верховье Уды рассказывается в предании хоринцев о Бальжин хатане. Часть селенгинских бурят‑ недавние перебежчики ‑ босхулы из Халхи. Однородwы или одноплеменники их известны под названиями хорчинов, джалаиров, хачигутов, сунитов, уратов, тугчинов, атаганов, хоогонов и хотогойтов, которые до сего времени живут в Халхи Внутренней Монголии.
Самым многочисленным родом племени эхирит является шоноевский род, который обитает по реке Лене и притокам ее Кученге и Анге, на северном берегу Байкала, в Иркутской области, в Баргузине, Иволге, Кударе и Селенге, в Бурятской АССР. Буряты различают малый и большой шоноевские роды бага (бисэгэн) шоно и ехэ шоно. На Волге среди торгоутов тоже имеются Бага и Ехэ Чунусов ‑ малый и большой чунусовские роды, которые подчинялись Больше-Дурбетскому улусу. Чунусовы роды являлись самыми многочисленными и сильными родами среди торгоутов. Роды, относящиеся к племени булагат‑абаганаты, ашаабагаты, хойты (соёты), также имеются на Волге среди торгоутов, причем роды абаганатов (абаганеров) и ашаабагатов (ачинеров) живут также среди кайбалов и теленгутов на Алтае и во Внутренней Монголии.
Фольклор торгоутов и теленгутов тоже имеет очень много сходства с фольклором бурят, особенно западных. Все пословицы и поговорки, изданные проф. Вл. Котвичем, бытуют у западных бурят. В героическом эпосе сюжеты и характеристики героев, поэтические приемы сказителей сходны до тождества. Герои бурятских эпопей охотятся по северным увалам Алтая, по южным склонам Хан Хухэя, табуны их пасутся по северной стороне Алтая и Хухэя. Фамильное кладбище героев бурятских эпопей находится в Улан-хаде, на границе земель халхасцев и сунитов. Имеется сходство и в жилищах алтайцев и западных бурят. Излюбленным жилищем тех и других является восьми- или шестистенная деревянная юрта с ее необходимыми принадлежностями ‑ баранами и ухуками. В верованих_также имеется много общего.
Раньше члены родов обязаны были знать свою родовую и племенную генеалогию как по восходящей, так и по нисходящей линии; родовые и племенные легенды, рассказы о племенных и родовых вождях, о знатных людях, о жизни и деятельности знаменитых тухэшинов, имена племенных и родовых божеств, призывания их, ритуальные действия и обряды племенных и родовых жертвоприношений, боевые кличи, тамги, меты. Знание всего перечисленного требовало от членов рода обоего пола хорошей памяти и постоянной тренировки. Всем комплексом родовой и племенной премудрости овладевали отдельные, особенно одаренные люди, большинство же запоминало что-нибудь одно, например: 1) призывания родовых и племенных божеств и связанных с ними ритуальных действий; 2) легенды о происхождении о расселении племени и родов; 3) героические эпопеи и исторические песни; 4) сказки. Знатоки первого раздела назывались хаялгашинами, но не шаманами; второго ‑ тухэшинами; третьего ‑ улигэршинами; четвертого ‑ онтохошинами. Особо даровитые люди, которые овладевали всей племенной и родовой мудростью, считались хэлмэршинами ‑ «энциклопедистами». Таковыми в западной, части Бурятии были О. Атриков (Куда), Б. Абхаев (Ольхон), Б. Тулаев (Сайгуты), С. Панаев (Китой), М. Эренов, Б. Барлаков и Н. Хангалов (Унга), С. Шанаршеев (Оса), Г. Пянкин и Б. Зурбанов (Аларь), а в последнее время ‑ П. Петров, Л. Тушемилов и П. Ханхаев (Унга). Они славились на всю западную Бурятию, в восточной части ‑ Д. Дарбаев, Т. Тобоев, В. Юмсунов, X. Сахаров, Ш.-Н. Хубитуев и Б. Хубитуев. Ш-Н. Хубитуев оставил рукописный труд «Бичихан записка», написанный им в 1839 году. Т. Тоботоев, В. Юмсунов, X. Сахаров и Б. Хубитуев оставили после себя рукописные труды в виде «Летописей», которые изданы Академией наук СССР. К этим людям обращались за разными советами, приезжали издалека слушать их рассказы и состязаться с ними в знании происхождения и расселения племен и родов, а также песен.
Продолжение следует - Племена и роды бурят-3
https://azarovskiy.livejournal.com/757202.html
Нет комментариев