«Чайка Джонатан Ливингстон»
"ВЕСЬ МИР - ТЕАТР, А ЛЮДИ В НЕМ - АКТЕРЫ".
Вильям Наш Шекспир
В гипнозе самым острым является вопрос правды. Ведь все эти путешествия в прошлые жизни, воспоминания плода в чреве матери или детали событий, неожиданно всплывающие, когда гипнотизер заставляет взглянуть на интересующие события глазами другого человека. Правда ли все это? А я поставил бы вопрос по другому: если это не правда, то что это? Что такое неправда?
Неправда - это ложь? Но в гипнозе человек искренен, хотя наука считает, что эта искренность носит характер метафорического выражения той действительности, которую разум по каким-то причинам (обычно, гуманным) скрыл. Гипноз - это, как раз состояние угнетенного разума. Чтобы он, лукавый, не мешал. Остаётся только наше ядро - чистый ребенок с незапятнанной душой.
Что же такое "неправда"? Ответ я получил, ещё когда учился в Новосибирской школе журналистики. Нам там объясняли, что правда - явление многомерное. Например, если взять монету и посмотреть на нее сбоку, то глаз увидит ребро монеты, которое предстает в виде короткой линии. И это абсолютная правда. Но если взглянуть на аверс или реверс монеты, то перед нами будет окружность, ничем не напоминающая короткую линию. И это тоже правда, хотя мы говорим об одном и том же предмете. Сторонники "линии" будут с пеной у рта спорить с сторонниками "окружности". Потому что "правд", на самом деле, много.
С одной стороны, человек, укравший колбасу в магазине, вор, а с другой - это человек, спасающийся от голодной смерти. То есть "неправда" - это другая сторона "правды". Или проще говоря, другая точка зрения (если мы говорим не об осознанной лжи с целью введения в заблуждение). А сколько может быть точек зрения на явление или предмет? Ответ ужасен: сколько же, сколько точек в окружности, помноженной на площадь поверхности шара. Иными словами, бесконечное множество. Таким образом, любое наблюдаемое нами явление, любой факт - это не больше чем оптика нашего подхода, поэтому необходим взгляд под другим углом, чтобы представить наблюдаемое событие/явление в изометрии. И как правило, открывающаяся картина имеет мало общего с первоначальным представлением...
Так нас учили в Новосибирской школе журналистики. Я использую эту теорию в работе, когда предлагаю пациенту, даже не погруженному в гипноз, представить себя в тех самых критических обстоятельствах, которые вызвали расстройство, чтобы сообщать мне о своих мыслях и действиях. Потом я заставляю его войти в роль другого участника этого события и сделать то же самое. Потом - третьего, четвертого... Во всех случаях мой подопечный, войдя в образ, действует, с учётом имеющихся у него представлений о каждом персонаже, что невольно придает его жестам и поступкам определенный колорит. Так, постепенно, формируется вся мизансцена травматического события. Она раскрывает истинные мотивы действующих лиц, позволяя понять смысл произошедшего. Таким образом, пациент избавляется от однобокого (читай - патологического) видения ситуации, ставшего причиной его нервного расстройства.
Скажу больше. До "генерального прогона", мы репетируем каждую роль, каждую сцену. Сначала получается не очень, но постепенно мой подопечный находит элементы и связки, входит в вкус и персонажи как бы обретают цвет и плоть. Оживают. Доказательством верности такого способа выявления "правды" является результат. Ведь если пациент избавляется от недуга, причем, навсегда, значит, "ключ вошёл в замочек" - созданные его воображением образы соответствовали действительности.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев