Новая книга протоиерея Артемия Владимирова написана в жанре дневниковых размышлений и потому весьма удобна для чтения. Причащение Святых Животворящих Таин есть средоточие жизни христианина, предваряющее встречу со Спасителем в день, когда Он будет свершать Свой праведный Суд над воскрешённым человечеством. Важно не только приготовить себя к достойному участию в Евхаристии, но и сохранять полученный Небесный Дар, умножая его молитвой благодарения и подвигом служения ближним. Книга будет востребована всеми, кто желает обрести подлинный смысл бытия в единении с Искупителем в Его Евхаристии.
Пастырские размышления о Таинстве Причащения
Посвящается тем,кто ищет спасения во Христес горячей и зрячей веройИзбранные фрагменты
Святая Евхаристия — это и есть та самая заветная евангельская жемчужина, драгоценнее которой для православного христианина нет ничего на целом белом свете.
Нельзя не согласиться с мыслью Святых Отцов, что благоговейное участие в Божественной литургии является вступлением в само Небесное Царство Христово уже здесь, на земле.
Безусловно, вся наша духовная жизнь своим средоточием имеет Таинство Причащения, и в приобщении Тела и Крови Христовых обретает свою вожделенную полноту.
Каждый из нас знает по опыту, как щедро награждает Господь причастника Своей благодатью за труды приуготовления, наипаче за смирение, веру и усилия жертвенной любви.
В этой небольшой книге я беседую с читателями преимущественно о плодах святого причащения, о том, как сохранить полученную благодать, пребывая в сердечном трезвении и благодарении Создателя.
Не секрет, что многие из нас, напрягая силы перед участием в литургии, по немощи расслабляются после неё и впадают в неизбежное духовное нерадение. Наша задача в ином: приступая к святой Чаше «со страхом и трепетом», «петь славу» Господу и «весь день поучатися правде Его»...
* * *
Почитаю себя счастливейшим человеком только по той причине, что, вопреки своему недостоинству, я в молодые годы был рукоположен во священный сан. А ведь для священнослужителей главное в их призвании — предстояние Божию престолу в алтаре храма. По слову одной из молитв, они «входят за внутреннюю завесу и наслаждаются Божественной литургией», созерцая тайну, «в которую и ангелы приникнути желают». Помню, как ещё диаконом я внутренне радовался, приближаясь к престолу и со страхом полагая пред ним земной поклон. Ведь на престоле водружена дарохранительница, а в ней всегда находятся запасные Дары — то есть Сам Христос почивает здесь Своими Плотью и Кровью. Во святая святых храма всегда чувствуешь себя по-особенному: это «небо на земле». Здесь неуместны суетные мирские разговоры, тем паче шутки. Священная тишина, безмолвие и всегдашняя молитвенная обращённость к Царю Небесному созидают неповторимую атмосферу алтаря. Перемещаться по этой части храма подобает степенно, без спешки, не позволяя себе излишней жестикуляции, размахивания руками, гримас и прочего, несообразного со Святыней. Счастливы те клирики, которые в течение всего служения алтарю Господню не попускают себе привыкания и обмирщения. Мы знаем, что святой Иоанн Кронштадтский, ежедневно входя в алтарь, тотчас коленопреклонённо приникал к нему и со слезами исповедовал Господу будничные согрешения. В книге Откровения святого Иоанна: Богослова есть видение небесного Престола, на котором восседает Господь Вседержитель. От среды Престола исходят
молнии и громы и гласы (
Откр. 4, 5) — несотворённые энергии Божества. Так и мы, священнослужители, прикасаясь кончиками пальцев к какому-нибудь покрову небольшого престола в деревенском храме, будем помнить, Кто на нём восседает —
Альфа и Омега (
Откр. 1, 8), Начало и Конец (ср.: там же), Тот, в руках Которого и жизнь, и смерть, и воскрешение человека...
* * *
Один из прославленных нашей Церковью подвижников благочестия XIX столетия советовал в день, когда мы стали участниками Евхаристии, раскрывать последнюю книгу Нового Завета — Апокалипсис. Грядущие судьбы мира и обетования Спасителя Его верным и мужественным ученикам — содержание книги Откровения. Отрешённый от будничной суеты причастник Святых Христовых Таин способен возвыситься умом и сердцем до сокровенных видений святого Иоанна Богослова и уразуметь их нравственный смысл под руководством святоотеческих толкований.
* * *
Учитывая, что лукавый дух ни к чему так не стремится, как к похищению драгоценного бисера Святых Таин из сердца причастника, дóлжно продумывать, как мы проведём день, покинув евхаристическое собрание, то есть выйдя из храма Божия.
Только всё должно быть благопристойно и чинно (
1 Кор. 14, 40). Апостол Павел заповедует христианам соблюдать приличествующие им степенность и воздержание.
Бог не есть Бог неустройства, но мира (
1 Кор. 14, 33) — эти слова того же святого учителя обязывают нас разумно пользоваться дарованной Господом свободой. «Не превращая в похоти попечения о плоти» (ср.:
Рим. 13, 14), причастники и разделяют общую трапезу, и вступают в дружеское общение с одним благим намерением: прославлять имя Господне словом, делом и помышлением...
* * *
Похвально поступает тот, кто в день причащения, отходя ко сну, мыслью возвращается в храм Божий, вспоминает миг блаженного единения с Господом, ещё и ещё раз благодарит Создателя исходящими из сердца словами, может быть, почерпнув какие-то выражения и мысли для них из правила по причащении Святых Христовых Таин.
***
Очень важно веровать, что Воскресший из мёртвых Христос в причащении даёт нам всё необходимое и достаточное, чтобы не возвращаться к исповеданным грехам. С удвоенной энергией причастник да ополчится против страстей, которые он открыл в исповеди Отцу Небесному перед тем как приступить к Святой Чаше! Не с робостью, не с чувством подавленности, но с бодростью и радостью надлежит нам вести духовную, брань. Победа приходит к тем, кто, совершенно уверясь в собственной немощи, всю надежду полагает на силу Воскресшего Господа, Который всегда незримо нам соприсутствует.
* * *
Не будем забывать, друзья, об участи благоразумного разбойника, получившего обетование из уст Божественного Страдальца: ...
ныне же будешь со Мною в раю (
Лк. 23, 43). После этого радостного свидетельства о своём спасении разбойник претерпел перебитие голеней и мучительную смерть на кресте. Так и мы, причастники, удостоившись принять Святыню, должны исполниться решимости претерпеть земные скорби с благодарением, без малодушия и ропота, утешая себя словами апостола Павла:
Если терпим, то с Ним и царствовать будем (
2 Тим. 2, 12).
Антикъ
Москва, 2022
Комментарии 3