История о женской монашеской общине, образованной между Девятково и Антропово
В двенадцати вёрстах от Девятково одиноко высится поклонный крест. История этого места, почитаемого православными паломниками, связана с двумя Дарьями. Первая знала о силе, таящейся возле него, а вторая организовала здесь монашескую общину. Итак, конец XIX века, где-то в Антроповской волости…
Была в деревне Девятковой одна старушка по имени Дарья. В народе считали её блаженной, но не в современном смысле слова, а в ином – умиротворённой, вдохновенной, набожной. И ходила старушка молиться на Урал (так называлось место, находящееся рядом с одноимённой речкой) и всем остальным советовала. У кого какая проблема – у Дарьи навет был один, мол, ступайте на Урал да помолитесь святому великомученику Пантелеймону.
Однажды в околотке случился крупный падёж скота. И народ, вняв словам блаженной, во главе со священником отправился на указанное место и по всем традициям совершил крестный ход. Вскоре страшная болезнь перестала беспокоить скотину, и в 1882 году благодарные граждане воздвигли крест. А спустя пять лет выросла рядышком небольшая часовенка. Уже тогда люди из близких и не очень деревень и сёл начали стекаться к Уралу, чтобы обрести успокоение и с помощью молитвы разрешить просьбы и проблемы.
Святое место на родной земле.
Жила в Паченке Дарья Василисковна Шаламова, которая с ранних лет тянулась к церкви. Все службы проходили в селе Тавдинском – в девяти вёрстах от дому, но девушка редко пропускала их. Будь то зима и снегу по колено или осень с дождями, превращающими дорогу в непроходимое болото, – она всегда спешила в тавдинский храм. Бывала и на Урале, но даже не предполагала, насколько близким окажется для неё это место.
Как-то решилась Дарья отправиться по святым местам. Бывала в окрестностях горы Афон – крупнейшем в мире средоточии православного монашества, бывала и в Иерусалиме у Гроба Господня. Хотела сибирячка остаться, просилась и уповала, но не приняли её священнослужители. Не потому, что неугодна, а потому, что свой путь был у уроженки Паченки. Старцы говорили, мол, и в Сибири можно спасаться, ведь возле дома твоего святое место есть, там и живи да трудись.
Вернулась Дарья на малую родину и в одно из лет решила поселиться на Урале. Сначала появился вблизи небольшой шалашик, а потом ни дня не проходило, чтоб её кто-нибудь не навещал. Уже ближе к осени один крепкий крестьянин из Андрюшиной поставил там избу и стайку, да ещё и корову отдал без всякой на то просьбы. Было это в 1905 году. Постепенно к Дарье присоединялись сёстры по вере, тянущиеся к монастырскому быту и ищущие пищи духовной. Община начала разрастаться.
В 1909 году императрица Александра Фёдоровна (супруга Николая II) принесла в дар общине икону святого Пантелеймона, к которому ещё до переселения на Урал Дарьи Шаламовой возносили свои молитвы просящие. В 1912 году с благословения епископа Тобольского и Сибирского Антония здесь образовалась женская община. Туда вошли 24 сестры. На тот момент в пользовании имелись двенадцать лошадей, пятнадцать коров и 35 овец, а также пять десятин пашенной и около сорока десятин сенокосной земли.
Из распоряжения заведующего районным землеустройством и переселением в Тобольской губернии: «Ввиду возбужденного Епархиальным начальством ходатайства о преобразовании находящейся в Антроповской волости Уральской женской общины в монастырь, крайне желательно открытие этого монастыря среди переселенческих участков. В целях надлежащего удовлетворения религиозно-нравственных потребностей прошу Ваше Высокоблагородие, одновременно с проектированием надела деревни Девятковой Антроповской волости, образовать из ближайших к Уральской общине казённых земель участок в размере 150 десятин усадебной земли для обеспечения земельными угодьями будущей обители».
Устами и очами гостя.
Священник Елистратов побывал однажды в наших краях, и вот что он написал после посещения Урала:
«Общину я посетил в начале сентября 1915 года со священником села Троицкого Еланской волости отцом Фёдором Софроновым. Подъехали к общине около девяти часов вечера, сёстры совершали молитву в новом двухэтажном доме. Два больших чёрных пса лаем дали знать о нашем прибытии. Несколько сестёр встретили нас с лампами в руках и любезно пригласили нас пройти вверх дома. Вскоре вошла и настоятельница Дарья, маленького роста, с добрым лицом, и по обыкновению русского гостеприимного народа на столе появился самоварчик, а к нему – что Бог послал. После непродолжительного разговора мы объяснили, что приехали принять на страховку от всевозможных непредвиденных случаев строения общины, а отец Фёдор приглашён депутатом. Наш разговор затянулся, а сёстры в зале стали продолжать свою неоконченную вечернюю молитву. Было часов двенадцать ночи. Мы подумали: вот как живут истинные христиане! Вот где хорошо на земле! Сестёр было в это время немного. Часть их уехала в Белогорский монастырь за иконою, для их общины написанной. Мы подумали, что необходим для этого места и свой священник, для часто приезжающих на это место помолиться издалека, так как им приходится ездить за священником в сёла Антроповское, Ерёминское, а иногда и в Тавдинское и Велижанское.
Кроме часовни, молитвенного дома и двух больших двухэтажных домов имеются ещё дома – большой и малый одноэтажные, баня, сараи и более трёхсот саженей заплотов в столбах, до шести ворот, амбары, и всё хозяйственно устроено хорошо. Приходится удивляться и тому, что всё это выросло в течение десяти лет. У общины имеются до 50 голов скота. В настоящее время ей нарезано 400 десятин земли. Сёстры сами сеют, косят, рубят дрова и лес для построек, словом, все работы общины исполняются во славу Божию и без получения денег. Есть у общины и подростки, которых велижанская девушка обучает грамоте, и она же их всех обшивает. Работы в общине строго распределены. Одни ходят за скотом, другие по кухне, иные в огороде, а иные за больными и т. д.
О настоятельнице Дарье, присмотревшись, можно сказать, что она старшая сестра остальных, которая предоставляет заботливо всем дышать и работать свободно не за страх, а за совесть, иногда, конечно, как любящий и заботливый глаз ласково следит, направляя течение жизни общины по тихому её руслу».
Именной список Уральской женской монашеской общины на июль 1918 года
Монахиня-настоятельница Екатерина (Дарья Шаламова), 59 лет;Монахиня Елизавета, 57 лет;Рясофорные послушницы (сиречь носящие рясу) Параскева Антипина (40 лет), Евсевия Новосёлова (65), Магдалина Храмцова (26), Евпраксия Владковская (33), Дорофея Алекшина (53) и Агния Байдина (29);Белицы (сиречь женщины, готовящиеся к поступлению в монашество или просто удалившиеся от мирских сует на житьё в монастырь) Клавдия Кайносова (19 лет), Мария Степанова (17), Евдокия Рязанова (76), Улита Николаева (16), Евгения Сурнина (16), Елена Урусова (18), Пелагея Велижанина (19), Анна Иванцова (29), Параскева Трифонова (55), Фёкла Андреева (18), Иулиания Кудрина (24), Анна Вятченина (71), Марфа Вятченина (68), Иулиания Кудрявцева (23), Дарья Васильева (18), Анна Захарова (32), Анна Мишанина (36), Параскева Рычкова (20) и Мария Югова (28);
Иеромонах Сергий, 54 года;
Сторож Фёдор Третьяков, 55 лет.
Опись имущества Пантелеймоновской церкви, находившейся при Уральской женской общине, на 1923 год
1 молитвенный деревянный дом с прирубленным к нему алтарём и колокольней над папертью;
1 восьмигранная часовня;
3 колокола (1 пуд 17 фунтов, 1 пуд 6 фунтов, 16 фунтов);
1 крест непрестольный (медный);
1 евангелие в медной оправе;
1 бронзовый богослужебный сосуд с принадлежностями;
1 семисвечник;
2 непрестольных подсвечника;
1 дарохранительница;
2 кадило;
1 паникадило;
1 благодарица.
В молитвенном доме:
Иконостас в три яруса (на первом – 4 иконы, на втором – 4 иконы, на третьем – 7 икон;
Книги «Триодь», «Общая минея», Предпраздничная минея», «Цветная минея», «Часослов», «Минея» (по месяцам), «Апостол», «Октоих», «Ирмологий»;
10 икон (в том числе в киоте).
Закат обители.
В годы советской власти монашеская община потихоньку начинает угасать. В июне 1923 года Тюменский уездный исполком рассматривает вопрос о её ликвидации и организации на её базе сельскохозяйственной коммуны. Общинные женщины образцово вели полевое хозяйство, и власти приняли их в коммуну «Красный Урал» на общих основаниях. В августе Антроповским волостным исполнительным комитетом с общиной был заключён договор аренды Пантелеймоновской церкви и богослужебных предметов, в ней находящихся (годом ранее всё имущество было изъято). Время шло, и во внутренние дела общины начали вмешиваться серьёзней. Верующие предприняли попытку построить церковную сторожку, но не получили на то разрешения.
В 1925 году здесь образовывается коммуна «Первомайская», и поселение тоже стало называться так. В 1926 году здесь насчитывалось двенадцать дворов и 54 жителя. В 1929 году сюда перебираются несколько семей из Васюковского сельсовета. В 1933 году коммуна окончательно закрывается, поселение становится выселком под названием Заимка. В 1938 году здесь ещё проживало 24 человека, а после Великой Отечественной войны все постройки снесли и распахали землю под колхозные нужды.
О судьбе основательницы обители Дарьи Шаламовой мало что известно. Говорят, она покинула общину ещё до её закрытия, вновь отправившись в паломничество по святым местам. Достоверно известно, что некоторое время настоятельница провела в духовной столице – Тобольске. Возможно, там и почила, ведь ещё в 1918 году ей было 59 лет…
Из воспоминаний жительницы деревни Девяткова Анны Александровны Богдановой 1921 года рождения:
«Уральская монашеская община находилась в 12 километрах от Девятково и чуть больше – от Антропово. Она была не только экономически развитым, но и особо религиозно-молитвенным местом.
В детстве мы с сестрой Екатериной и мамой Марьей Алексеевной часто посещали общину для молитвы. В самой женской обители зачастую находилось много людей, не только из близлежащих деревень, но и паломников из других регионов для участия в совместных богослужениях или просто поклонения святому месту.
В 30-х годах община была закрыта, а на её месте размещался клуб, вокруг близлежащих деревень – бараки сельхозартели, которые обозначались номерами (с 1-го по 10-й). В настоящее время сохранилась только деревня Калиновка, когда-то числившаяся под номером пять…»
О крестах поклонных.
Внучатая племянница Дарьи Василисковны Шаламовой Галина Файзулина всю свою сознательную жизнь отдала школе-интернату, где учила ребят математическим премудростям. Её родной дед – Иван Василискович Шаламов – приходился родным братом основательницы общины.
– Помню, 2000 год шёл, веду я урок, и тут меня вызывают, – вспоминает Галина Фёдоровна. – Галина Ивановна Дубских мне тогда и рассказала об общине и Дарье Василисковне. В скором времени мы небольшой делегацией отправились на место, где некогда была община, и поставили деревянный крест. И с тех пор каждый год летом или осенью навещали Урал. В 2017 году был поставлен уже металлический поклонный крест, освящённый отцом Вячеславом Белогубовым. В прошлом году мы тоже поехали, но дорога была очень плохой. До первой ямы доехали, оставили машину и половину пути шли пешком, а на дороге – глина, и всё это месиво прилипало к подошвам, тяжело было идти. Но, слава богу, дошли, оставили цветы, поклонились и по домам. В этом году не получилось.
О чудесах Галина тоже рассказала. Когда ещё постройки распущенной сельхозартели стояли, случился пожар. Всё сгорело, и огонь побежал по траве, но не тронул стоящий крест – просто прошёл округ него. Хотите – верьте, хотите – нет.
Справка
Триодь (трипесенный) – богослужебная книга, содержащая тексты молитвословий подвижного годового богослужебного круга. Название происходит от содержащихся в книге трёхпесенных канонов.
Минея – богослужебная книга, содержащая тексты изменяемых молитвословий неподвижного годового богослужебного круга. Различают Минею месячную, общую и праздничную.
Октоих – богослужебная книга, содержащая тексты изменяемых молитвословий восьми гласов на каждый день недели. Вместе с Триодью и Минеей Октоих охватывает круг изменяемых песнопений на весь год.
Часослов – наиболее распространённая и чаще всего употребляемая богослужебная книга, содержащая тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга: часов с междочасием, изобразительных, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, а также тексты некоторых из наиболее употребляемых изменяемых молитвословий. Часослов, а особенно его сокращённый вариант – Часовник – на Руси использовали для обучения детей грамоте.
Ирмологий – богослужебная книга, содержащая ирмосы (первая поэтическая строфа песни канона, вступительный стих) и катавасии (название ирмоса, который поётся в окончании песни канона на утрени) канонов из Октоиха и праздничных канонов из Минеи и Триоди. Существует два вида – богослужебный, который содержит полные словесные тексты канонов, и певческий, включающий только ирмосы воскресных и праздничных канонов.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3