Член ВКП (б)/КПСС с 1932 года, член ЦК КПСС с 1961 года, депутат Верховного Совета СССР 1-9-го созывов. Полковник (1943).
Михаил Александрович Шолохов родился на Дону, в станице Вешенской, в семье крестьянина. Достойного образования не смог получить из-за революции и гражданской войны. Читать и писать научился в церковно-приходской школе, поступил в гимназию, но не успел ее окончить.
В 1920 году вступил в продовольственный отряд. Участвовал в боях с белогвардейцами на Дону. В конце 1922 года приехал в Москву, где познакомился с литераторами сообщества «Молодая гвардия».
С 1923 года появляются его первые публикации: «Испытание», «Родинка». В 1925 году Шолохов знакомится с А.Серафимовичем, который впоследствии стал его литературным наставником. В прессе того времени появляются различные рассказы Михаила, сформированные позднее в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь».
С 1926 года начинается его грандиозная работа над произведением «Тихий Дон», которое не только получило положительные отзывы великих писателей А.Серафимовича и М.Горького, но и было отмечено высшей наградой – Нобелевской премией в 1965 году.
1932 год ознаменовался для Шолохова выходом романа «Поднятая целина», который также получил хорошие рекомендации.
В 1939 году он был избран действительным членом (академиком) Академии наук СССР. Великую Отечественную войну он прошел военным корреспондентом, часто бывал на фронте и свои впечатления изложил в таких очерках, как «На Дону», «На Смоленском направлении», «Наука ненависти» и других. Тогда же он начал работу над романом «Они сражались за родину».
После войны Шолохов писал много публицистических произведений в духе официозной государственной идеологии, однако были и настоящие, глубокие работы - например, рассказ «Судьба человека» (1956).
Многие произведения великого писателя были не раз экранизированы и стали классикой российского кино. А он был награжден многими государственными и литературными наградами.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1980 года за выдающиеся заслуги в развитии советской литературы и в связи с семидесятипятилетнем со дня рождения Шолохов Михаил Александрович награжден орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».
Награждён шестью орденами Ленина (31.01.1939, 23.05.1955, 22.05.1965, 23.02.1967, 22.05.1975, 23.05.1980), орденом Октябрьской Революции (1972), орденом Отечественной войны 1-й степени (23.09.1945), медалями, а также орденами и медалями иностранных государств, в том числе орденом ГДР «Большая золотая звезда дружбы народов» (1964), болгарскими орденами Георгия Димитрова (1975) и Кирилла и Мефодия 1-й степени (1973).
Лауреат Ленинской премии (1960), Сталинской премии 1-й степени (1941), Нобелевской премии по литературе (1965)
Скончался выдающийся писатель Михаил Александрович Шолохов в родной станице 21 февраля 1984 года после тяжелой болезни.
Михаил Александрович был верен своим коммунистическим убеждениям до последних дней своей жизни. Когда большинство советских людей ещё не видели той опасности, которая нависала над страной и в итоге привела к разрушению СССР, Шолохов, как выдающийся писатель, бил в набат.
45 лет назад, в марте 1978 года, он пишет письмо Л.И. Брежневу:
Дорогой Леонид Ильич!
Одним из главных объектов идеологического наступления врагов социализма является в настоящее время русская культура, которая представляет историческую основу, главное богатство социалистической культуры нашей страны. Принижая роль русской культуры в историческом духовном процессе, искажая ее высокие гуманистические принципы, отказывая ей в прогрессивности и творческой самобытности, враги социализма тем самым пытаются опорочить русский народ как главную интернациональную силу советского многонационального государства, показать его духовно немощным, неспособным к интеллектуальному творчеству. Не только пропагандируется идея духовного вырождения нации, но и усиливаются попытки создать для этого благоприятные условия.
И все это делается ради того, чтобы, во-первых, доказать, что социализм в нашей стране — это, якобы, социализм «с нечеловеческим лицом», созданный варварами и для варваров, и, во-вторых, что этот социализм не имеет будущности, так как его гибель предопределена национальной неполноценностью русского народа — ведущей силы Советского государства.
Особенно яростно, активно ведет атаку на русскую культуру мировой сионизм, как зарубежный, так и внутренний. Широко практикуется протаскивание через кино, телевидение и печать антирусских идей, порочащих нашу историю и культуру, противопоставление русского социалистическому. Симптоматично в этом смысле появление на советском экране фильма А. Митты «Как царь Петр арапа женил», в котором открыто унижается достоинство русской нации, оплевываются прогрессивные начинания Петра I, осмеиваются русская история и наш народ1. До сих пор многие темы, посвященные нашему национальному прошлому, остаются запретными. Чрезвычайно трудно, а часто невозможно устроить выставку русского художника патриотического направления, работающего в традициях русской реалистической школы. В то же время одна за одной организуются массовые выставки так называемого «авангарда», который не имеет ничего общего с традициями русской культуры, с ее патриотическим пафосом. Несмотря на правительственные постановления, продолжается уничтожение русских архитектурных памятников. Реставрация памятников русской архитектуры ведется крайне медленно и очень часто с сознательным искажением их изначального облика.
В свете всего сказанного становится очевидной необходимость еще раз поставить вопрос о более активной защите русской национальной культуры от антипатриотических, антисоциалистических сил, правильном освещении ее истории в печати, кино и телевидении, раскрытии ее прогрессивного характера, исторической роли в создании, укреплении и развитии русского государства. Безотлагательным вопросом является создание журнала, посвященного проблемам национальной русской культуры («Русская культура»). Подобные журналы издаются во всех союзных республиках, кроме РСФСР.
Надо рассмотреть вопрос о создании музея русского быта. Для более широкого и детального рассмотрения всего комплекса вопросов русской культуры следовало бы, как представляется, создать авторитетную комиссию, состоящую из видных деятелей русской культуры, писателей, художников, архитекторов, поэтов, представителей Министерства культуры Российской Федерации, ученых — историков, филологов, философов, экономистов, социологов, которая должна разработать соответствующие рекомендации и план конкретной работы, рассчитанной на ряд лет.
Дорогой Леонид Ильич! Вы многое сделали для разработки конкретного плана подъема экономики нечерноземной зоны Российской Федерации, то есть тех районов, которые составляют изначальное историческое ядро России. Приятно отметить, что этот план встретил всеобщее одобрение и в настоящее время успешно претворяется в жизнь.
Деятели русской культуры, весь советский народ были бы Вам бесконечно благодарны за конструктивные усилия, направленные на защиту и дальнейшее развитие великого духовного богатства русского народа, являющегося великим завоеванием социализма, всего человечества.
С глубоким уважением М. Шолохов».
Обратите внимание на фразу из письма «социализм в нашей стране — это, якобы, социализм «с нечеловеческим лицом» и вспомним как при Горбачеве процесс разрушения СССР начинался под лозунгом построения «социализма с человеческим лицом»....
https://chat.whatsapp.com/ETmfRUlGCmzFR7CmC514MM
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев